«Горчит калина» Нани Брегвадзе и Любови Успенской. Путешествие хита из СССР в Америку и обратно.
Архивный материал Дзен-канала "Журнал МУЗилка" от 20.02.2022.
Горькая ягода калина, традиционно созревающая позже других, уже вовсю налилась красным цветом. В памяти сами собой всплывают строки известного хита:
«Горчит калина, губ твоих калина, идут на убыль теплые деньки».
У этой песни достаточно интересная история.
В наши дни многим слушателям песня «Горчит калина» известна в исполнении Любови Успенской и ассоциируется с её образном и голосом. Музыку для этой песни написал композитор по фамилии Зубков. При изучении материала я обратил внимание, что его инициал зачастую указывают наобум. А в данном случае это принципиально важно. Композиторов Зубковых в российской песенной культуре несколько. Двое из них, как и Дунаевские, отец и сын. В 90-е и нулевые на эстраде звучали популярные песни Игоря Зубкова, его хиты есть в репертуаре певцов, которых относят к направлению «русского шансона», например «Марджанджа» Михаила Шуфутинского, отчество Игоря Зубкова – Валерьевич. Его отец – Валерий Зубков, тоже был музыкантом, видным композитором советской эпохи, автором песен и музыки к кинофильмам. Он и сочинил музыку хита «Горчит калина» на стихи литературоведа-пушкиниста, переводчицы и поэтессы Надежды Кондаковой. Дело было в 1979 году. Тогда будущая «королева шансона» Люба Успенская уже жила за границей и ещё не была хорошо известна на родине. «Калину» она запоёт позже.
Впервые строки Надежды Кондаковой под музыку Валерия Зубкова страна услышала в исполнении известной советской и грузинской певицы Нани Брегвадзе.
Сразу отмечу, что последовательное изложение обстоятельств истории песни и популярных исполнений не предполагает сравнения исполнительских версий разных лет от двух очень разных артисток.
Как была написана песня?
Историю создания песни «Горчит калина» источники косвенно связывают с популярным советским четырехсерийным фильмом «Цыган», лента 1979 года пользовалась огромной популярностью. Композитором этого фильма был Валерий Зубков. «Горчит калина» была написана в тот же период, когда он работал над музыкой к «Цыгану». Дело здесь в том, что благодаря этому фильму судьба свела композитора с соавтором будущего хита. По изначальному плану режиссера предполагалось, что в фильме прозвучит несколько песен и написать тексты на музыку Зубкова должен был поэт Борис Примеров, супруг Надежды Кондаковой.
Авторы песни «Горчит Калина»: поэтесса Кондакова, Надежда Васильевна; композитор Зубков, Валерий Александрович (1939-1985)
Так композитор познакомился с четой литераторов, супруги вошли в круг его общения. Валерий Зубков высоко оценил поэтические произведения Кондаковой и однажды предложил женщине написать совместную песню. Текстов для песен Надежда Васильевна ранее не писала, и даже не задумывалась об этом. Предложение композитора стало для неё неожиданным, и она отреагировала не сразу.
Всё сложилась случайно. Как-то раз Кондакова сидела за переводами, порядком утомилась, и вдруг в голове сами собой родились строки «Горчит калина, губ твоих калина». Поэтическое вдохновение – вещь капризная и непредсказуемая. Буквально за несколько минут внезапно придуманные обрывки фраз, обросли рифмами, содержанием, выстроившись в поэтический текст.
Поэтесса тут же вспомнила о Зубкове и позвонила ему, но дома не застала. Он в тот момент находился в гостях у Майи Булгаковой – исполнительницы одной из ролей в «Цыгане». Кондакова позвонила актрисе, спросила Валеру. Композитор подошел к телефону, Кондакова прочла ему стихи, после чего пошли короткие гудки. Трубку бросил? Связь прервалась? – терялась в догадках поэтесса, не понимая, понравилось ему или нет. На всякий случай решила перезвонить. «Куда-то убеждал», - сообщила Булгакова.
Волнения Надежды Васильевны были напрасны. Стихи Зубкову понравились. Оказалось, что композиторская муза посетила его также быстро и неожиданно, как саму Кондакову поэтическая. Ранним утром Зубков позвонил ей и напел в трубку получившуюся песню и сообщил, что уже определился с предполагаемой исполнительницей. На руку сыграло ещё одно обстоятельство – как раз в эти дни в Москву из Тбилиси приезжала Нани Брегвадзе. Было решено показать песню ей.
Встреча композитора и певицы состоялась в гостиничном номере, где традиционно останавливалась Нани Георгиевна. Там был рояль. Зубков представил своё творение, а уже на следующие сутки композицию услышали зрители на московском концерте Брегвадзе. Это была премьера песни.
Следующий знаковый поворот в судьбе произведения произошел за океаном, на американской земле, когда Нани Георгиевна приехала в США с гастролями. На её концерте оказалась соотечественница, эмигрантка из СССР Любовь Успенская, «Люба-Любонька», как она споёт сама о себе в известном хите, представленном на её дебютном американском альбоме «My Loved One». Пластинка вышла в 1985-м году, в качестве одного из продюсеров и автора нескольких песен над ней работал Михаил Шуфутинский.
На этом же альбоме в исполнении Успенской выйдет песня, услышанная ею от Брегвадзе. Под одиннадцатым, предпоследним порядковым номером фигурирует трек «Kalina». Автором текста, по данным «Википедии», почему-то значится Александр Храмов, а не Надежда Кондакова. В чем корень этой неточности, я не знаю.
Как раз в перестроечные времена голос Любови Успенской донесся из-за океана до советского слушателя. Она стала очень популярна на родине, в числе хитов, часто звучавших и полюбившихся публике в её исполнении, была и «Калина».
Известно, что экземпляр дебютного альбома Успенской первой привезла из США в Советский Союз Эдита Станиславовна Пьеха. В 1994 году, уже в России, альбом был официально переиздан под названием "Любимый".
От Нани Брегвадзе и Любови Успенской «Калину» подхватили певицы разных поколений. Ещё в 1991 году в программе «Шоу Досье» Лиона Измайлова эту песню исполнила Екатерина Семенова.
Любовь Успенская – частый член жюри программы «Три аккорда». И Мерабовой довелось петь «Калину» в её присутствии. После выступления ведущий Максим Аверин пригласил Любовь Залмановну на сцену, на правах исполнительницы песни, на «бис» две певицы спели дуэтом.
Соприкоснулась с этой композицией и певица Алсу. Свою версию исполнения она представила российским телезрителям в рождественский день 2014 года, в рамках большого новогоднего концерта «НеГолубой огонек» на канале «Россия-1».
Песня звучит в разных вариантах, закрепившись в репертуаре сразу нескольких певиц. Чувственный, невероятно интеллигентный вариант первой исполнительницы остался в памяти нескольких поколений, и в XXI столетии песня продолжает звучать с легким акцентом голосом Нани Георгиевны Брегвадзе.
Целая вереница удачно сложившихся обстоятельств: фильм, сведший авторов, творческий порыв двух талантливых людей, приезд в Москву Брегвадзе и её американские гастроли – всё сошлось в истории этой песни. Слушателям явился хит, совершивший путешествие на другой край планеты, из России в Америку и обратно. И вот уже более 40 лет остается песня остается любима публикой.
Спасибо за внимание. Если материал понравился - оставляйте реакции. Подписывайтесь на группу "Журнал МУЗилка"
https://ok.ru/group/70000003557931
и на канал в Дзен (ссылка в описании группы), чтобы видеть новые публикации.
По поводу отсутствия сравнений специально на случай такого восприятия добавлен дисклеймер прямо в середину текста. Материал по истории песни. Они обе ещё пели и обе версии известны. Вот и всё. Поэтому об обоих исполнениях и рассказано. А сравнивать - дело неблагодарное в музыке. Только воздух сотрясать и спорить не о чем.
А никто и не сравнивает о чем написано прямым текстом. Как можно рассказывая историю песни опустить одно из двух известных исполнений. Это не корректно с точки зрения выбранного жанра. Сравнение - другой жанр.
А причем тут ставить рядом? Материал по истории песни. Они обе её пели и оба варианта узнаваемы разными поколениями. Вот и всё что их объединяют. Это констатация фактов, а не "постановка рядом". Разные вещи. Металлисты делают кавер-версии на поп-хиты, это не значит что исполнителей нужно ставить рядом. Кому-нибудь придет в голову Премьер-министра ставить рядом с Ободзинским. Думаю нет, это разные эпохи и разные явления. Но есть много людей, кто впервые усышал "Восточную песню" от премьеров в нулевых. Тут примерно та же ситуация, только хронологическая и поколенческая дистанция заметно меньше. Истории музыкальных хитов порой закручивают очень неожиданные кульбиты, о чем я как правило и рассказываю на канале. А "ставить рядом" - это не дело.
В тексте же прямым текстом написано обратно. Дублирую дисклеймер специально размещенный в середине статьи, чтоб при прочтении на него точно обратили внимание. Сразу отмечу, что последовательное изложение обстоятельств истории песни и популярных исполнений не предполагает сравнения исполнительских версий разных лет от двух очень разных артисток. Материал рассказывает историю песни - причем тут сравнение. Кто кого с кем сравнивает???
Нани -это культура ,интеллигенция.,все в ней прекрасно,голос,манера одеваться,во всем такт и чувство меры.А Люба обычная ,кабацкая певичка,коих великое множество.В Америке она была никем ,здесь,как случился оазвал Союза,а вместе с этим и культуры ,она попала со своим "шансоном",так сказать в струю .Ну в пору Лапина и Фурцевой ее бы и в ресторане не было ,,с ее внешностью и репертуаром.А теперь на тв что ?Сплетни ,грязь и вот такие Любы.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 45
Истории музыкальных хитов порой закручивают очень неожиданные кульбиты, о чем я как правило и рассказываю на канале. А "ставить рядом" - это не дело.
Сразу отмечу, что последовательное изложение обстоятельств истории песни и популярных исполнений не предполагает сравнения исполнительских версий разных лет от двух очень разных артисток.
Материал рассказывает историю песни - причем тут сравнение. Кто кого с кем сравнивает???