Полноразмерный макет Lada Peter Turbo
Первый вариант представлен автомобильной выставке MIMS’2000 в Москве, второй на Paris Motor Show 2000 в Париже.
Дизайнер Сергей Синельников.
Сергей Синельников возглавлял дизайн-центр АВТОВАЗа с 1997 по 2001 годы. Именно в тот период в Москве, а затем на Парижском автосалоне был представлен концепт «Питер-Турбо» - автомобиль настолько необычный, что и сегодня, стоя в заводском музее, привлекает внимание и вызывает удивленные восклицания. А между тем, это настоящий памятник своей эпохи – о чем и рассказал нашей редакции сам создатель «Питер-Турбо».- Мысли об этом автомобиле родились в начале 90-х. Именно в те годы на наших глазах рождалась новая Россия. А у АВТОВАЗа, как мы предполагали, впереди был период взрывного развития в техническом плане.
На этом проекте был впервые задействован индекс 2116. Ориентируясь на мировые тенденции, мы сразу задумывали семейство автомобилей. Заводская линейка 2108, 2109, 21099 создавалась достаточно трудно именно потому, что не было сразу сформировано семейство, но к тому времени этот недочет в вазовских проектах был уже преодолен.Концепт был изготовлен в 2000-м году, хотя, фактически, его разработка началась 10 годами раньше. Публика могла бы сказать, что мы представляем что-то «заведомо устаревшее». Но на самом деле, это нормально, когда идеи вынашиваются годами, чтобы потом «выстрелить». Некоторые идеи и по 50 лет живут! Пока, наконец, не появятся технологии, чтобы их реализовать.
Зеркало как старт проекта
- Есть такое затруднение у автомобилестроителей мира: как наружное зеркало сделать не отдельно отстоящим от поверхности кузова элементом, а интегрировать его со структурой машины. У нас появилось решение: влить зеркало в верхнюю линию капота, получив вместо обычного зеркала некое торпедообразное тело. Вокруг этой идеи все и закрутилось. Ее можно даже назвать идеей фикс, но я считаю, что в ней есть рациональное зерно и с этим можно бы было далее работать. Мы даже предполагали возможность увеличить отражающую поверхность зеркала, а сам корпус сделать при необходимости складываемым. Интеграция зеркала в капот позволила сделать зауженный передок, и это было достаточно новым в то время.- Первое рабочее название проекта было «Анаконда». Сходство между передней частью автомобиля и головой этой змеи было достаточно заметно. И название – крепкое, и понятное на разных языках. Но затем было решено использовать имя «Питер-Турбо», после прочтения нашумевшего романа Василия Аксенова «Остров Крым». Там главный герой выигрывал на спортивном автомобиле международные соревнования. Название болида было связано с именем императора-реформатора, а мы тогда жили в период рождающейся заново России, и больше о романтике думали, не о политике... Я обратился к Владимиру Васильевичу Каданникову на одной из встреч во время работы на автосалоне – это название взять и согласовать его с автором романа. Он загорелся этой идеей, сказал: «Я обязательно созвонюсь с автором и согласую». Случилось ли это, я не знаю, но концепт получил это имя.
Хитрый прищур
- В тот период (да и сейчас тоже) в серийных машинах в мире использовалась довольно крупная головная светотехника. Это было связано с конструктивом, а вот в концептуальных работах идеи узкой светотехники проскакивали. И мы тенденцию эту приняли и подумали: мы вообще что делаем, люстру или свет? Предмет или функцию? Если создавать не светотехнику, а свет, это тоже может быть одной из дизайнерских находок. Поэтому фары у концепта узкие. Ну а задняя светотехника, хоть и футуристична, но находится на привычных местах – и фонари, и крупный повторитель под аэрокозырьком.- «Питер-Турбо» – большой лифтбек, с совершенно необъятным багажником. Ведь это семейный автомобиль, который должен быть и практичным. Исходя из этого мы предложили авангардную конструкцию боковых дверей. Передняя дверь открывалась не как обычно, на петле, а с помощью шарнира-трапеции, образуя широкий проход, позволяющий сразу поставить ногу на мостовую. Задняя дверь должны была быть сдвижная. А сам проем – бесстоечный, что, конечно, очень удобно.
Для комфорта водителя и пассажиров мы сделали совершенно особенную конфигурацию крыши. Обычно крыши серийных автомобилей выпуклые в центре, но покатые с боков. У нас по-другому – выпуклости сделаны по краям, то есть в том месте, где находятся головы водителя и пассажиров. Зато центр крыши наоборот – вогнутый. Это было сделано для снижения площади поперечного «миделева» сечения – не забываем, что автомобиль задуман как «семейно-спортивный». В центре крыши – лунка, в которой расположен двойной люк. Крыша - прозрачная, стеклянная, и это было только самое начало использования стеклянных крыш в тот период в мире.Сиденья на макете выполнены из пенопласта, но по задумке, они должны были иметь множество регулировок, в том числе адаптировать свою форму к фигуре человека при помощи гидро-пневматической системы. Мы задумывали и экзоскелет – он бы позволял, с одной стороны, вовремя прихватывать на виражах водителя, а с другой стороны - в какой-то момент поворачиваться не относительно кресла, а вместе с верхней частью кресла. Для того, чтобы, скажем, запарковаться или ехать задом. И кресло должно было иметь возможность подталкивать седока, когда он выходит из автомобиля.
В концептуальной работе мы использовали принцип «полки идей». Если представить дальнейшее развитие этих проектов, то решения можно было просто «брать с полки» и применять. То же касалось и регулируемой площадки педалей - мы эту регулировку сделали даже визуально заметной.- Цвет концепта называется «Сиреневый закат». В кабинете главного дизайнера на втором этаже отлично видно богатство красок во время закатов. Но идея нового цвета возникла не просто при взгляде на закат - мы увидели цвет в отражении в снегу, и это было что-то фантастическое. Сфотографировать было невозможно, разве что можно запомнить, подложить какие-то эталоны. По ним мы и решили – давайте сделаем такой интересный цвет! Он и сейчас отлично выглядит.- Как я уже сказал, идеи этого дизайн-проекта выкристаллизовывались годами. Сначала была изготовлена настольная масштабная модель 1:4. Когда дело дошло до полноразмерного демонстрационного макета, все было сделано с рекордной быстротой. На Московском автосалоне мы показали цветной макет поверхности машины.Это был по сути шаблон, с которого были сняты негативные формы для изготовления деталей демонстрационного макета. Он и был представлен на Парижском автосалоне 2000 года, как концепт «Лада Питер-Турбо».
Когда в Дизайн-центре создается концепт, в коллективе присутствует некий душевный подъем. Мы трудились в 2-3 смены, и я лично не только руководил процессом, но и работал со специалистами на макете. Создание «Питер-Турбо» заняло 39 дней и ночей – это была беспрецедентная работа. Главный конструктор, тогда уже советник вице-президента, Георгий Константинович Мирзоев, даже поспорил с нами, и конкретно со мной, что мы не успеем к нужному времени.
Рано утром того дня, когда нужно было грузить часть экспонатов, в том числе «Питер-Турбо», в международные фуры для доставки в Париж, где-то часов в 6 или 7 утра, Георгий Константинович является и спрашивает: «Ну что?» И мы с удовольствием показываем готовый концепт.
Я часто с большой благодарностью вспоминаю людей, которые принимали участие в этой работе. Геннадий Грабор, Евгений Закотий, Игорь Потапов, Александр Иванов, Владимир Гусев… почти 90 человек проектировщиков и исполнителей. Все они – серьезные специалисты, те, кто действительно хотел сделать что-то особенно значимое. И для себя, и для дизайн-центра, и для АВТОВАЗа, и для нашей Родины.
Под знаком БИО
- Все самое совершенное рождено Создателем. А человек, как правило, подражает, оглядываясь на то, что в природе уже существует. А био-дизайн в природе – это шик!
Как правило, глядя на такие плавные решения концепта «Питер-Турбо», с мягкими переходами, народ произносит это слово – «био-дизайн». Да, здесь есть влияние био-дизайна, который, как я считаю, в мире был недосказан. Однако, в свое время, когда мы соображали о том, что за стиль у нас получается, мы остановились на придуманном термине – «био-модерн». Среди прочих стилей в истории человечества модерн был одним из самых ярких, а русский модерн – на уровне и даже в чем-то интереснее.
Тенденции мирового дизайна можно рассматривать, скорее, только по концептам, никак не по серийным машинам. При этом, думая о том, что будет впереди, полезно мыслить вопреки трендам, иначе это будет работа просто в русле существующего. Так было с био-стилем, который угас. К тому же некоторые фирмы побоялись запускать в серию свои концептуальные наработки. Мне думается, что будущее за каким-то супер-новым стилем, объединяющим современные технологии с человеческим, природным началом в правильных пропорциях. Мы в свое время к слову «био» добавили слово «модерн» именно из этих соображений
Нет комментариев