Он происходил из самой родовитой дворянской семьи Одоевских. Князья Одоевские — Рюриковичи, происходившего от великого князя Святослава Ярославича, внука Владимира Святославича, крестившего Русскую землю, и сына Ярослава Владимировича Мудрого. Но этот древний, один из наиболее известных и значимых русских княжеских родов, угас в 1869 году.
Александр Иванович Одоевский одна из загадочных личностей в русской литературе, трагическая фигура в истории нашей Родины, удивительно обаятельный человек для современников и притягательный своим малочисленным творчеством для потомков.
Что мы знаем о нем? Был декабристом. Ответил на послание А. С. Пушкина в Сибирь декабристам стихотворением «Струн вещих пламенные звуки», строки которого «Из искры возгорится пламя» были взяты на вооружение В.И. Ульяновым-Лениным…
Он родился 8 декабря(26 ноября по старому стилю) 1802 года в Санкт-Петербурге, в большой, богатой, патриархальной по нравам семье. Александр был окружен вниманием и лаской. Жилось ему весело: впоследствии от матери он получил достаточное наследство в 1000 душ и один управлял ими. Он был «богат, счастлив, любим и уважаем всеми. Никогда никакого не имел неудовольствия ни по службе, ни в прочих отношениях его жизни». «И чего было мне желать?» - восклицал он с грустью в одном из своих показаний. Согласитесь, было что терять.
Александр Иванович получил основательное домашнее образование.
Писать начал рано. Но при жизни было опубликовано одно единственное стихотворение «Сен-Бернар» (1831), посвященное Наполеону и написанное в 29 лет. Он никогда не записывал своих стихотворений — сочинял их наизусть и читал вслух друзьям, прекрасно импровизируя. Одоевский был как Гомер: признавал только устное творчество. Обладая великолепной памятью, читал свои стихи (далеко не короткие) наизусть. И мы можем только благодарить его друзей-декабристов за бережное отношение к наследию «Первого поэта декабристов».
Александра готовили к гражданской карьере. Но не об этом мечтал молодой Одоевский. Недаром завидовал офицерам 1812 года, ещё совсем недавно вернувшимся в Россию из поверженной Франции! По примеру блестящих сынов 1812 года, Александр Одоевский стал офицером.
В 1825 году Одоевский дружески сблизился с Кюхельбекером. На квартире Одоевского переписывалась от руки комедия Александра Грибоедова «Горе от ума». Цензура запрещала её печатать, но в рукописи комедия быстро разошлась.
В период подготовки восстания, Одоевский в курсе готовящихся событий; он активный участник ряда совещаний. 14 декабря 1825 года на Сенатской площади он был среди самых активных участников восстания. В жестоком приговоре Верховного суда — каторжные работы сроком на 15 лет.
Как все декабристы он отправляется в Сибирь. Несет все тяготы ссылки. Читает лекции о русской литературе по несколько часов без записей, наизусть. И здесь расцветает его многообразное творчество. Это и песни, послания, элегии, «анакреонтические» стихотворения, эпиграммы. Он пробует свои силы и в лиро-эпической поэзии. До нас дошла его поэма «Василько». Сосланный Одоевский называл свои стихи «песнями из гроба», хотя, несмотря на трагизм личной жизни, поэт избегает мрачных тонов, в его поэзии присутствуют яркие, сочные краски.
"...Я дружбу пел... когда струнам касался,
Твой гений над главой моей парил,
В стихах моих, в душе тебя любил,
И призывал, и о тебе терзался!..
О мой Творец! Едва расцветший век
Ужели ты безжалостно пресек?..."
Прекрасную сыновью любовь пронес через все годы А. И. Одоевский к своим родителям, что запечатлел и в стихах:
На грозном приступе, в пылу кровавой битвы
"...Он нежной матери нигде не забывал;
Он имя сладкое сливал
Со словом искренней молитвы...
Опять увидеть взор очей,
Услышать радостные звуки,
Прижать к устам уста и руки
Любимой матери своей..."
В 1837 переведен на поселение, а затем в действующую армию на Кавказ рядовым. На Кавказе поэт попадает в среду ссыльных декабристов, а также встречается с Н. М. Сатиным, Н. П. Огаревым и М. Ю. Лермонтовым, на которых личность Одоевского оказала глубокое влияние. Одоевский – непосредственный предшественник Лермонтова. Неудивительно, что и лучшую характеристику Александру Одоевскому дал Лермонтов в своем замечательном стихотворении «Памяти А.И. Одоевского».
Я знал его: мы странствовали с ним
В горах востока...
В могилу он унес летучий рой
Еще незрелых, темных вдохновений,
Обманутых надежд и горьких сожалений...
Он был рожден для них, для тех надежд,
Поэзии и счастья... Но, безумный –
Из детских рано вырвался одежд
И сердце бросил в море жизни шумной,
И свет не пощадил – и бог не спас!
Он прожил всего лишь 37 лет. Умер в форте Лазаревский, скончался 27 августа 1839 года от малярийной лихорадки. Как эпитафия звучат его стихи:
Кто был рожден для вдохновений
И мир в себе очаровал,
Но с юных лет пил желчь мучений
И в гробе заживо лежал;
Кто ядом облит был холодным
И с разрушительной тоской
Еще пылал огнем бесплодным
И порывался в мир душой,
Но порывался из могилы -
Тот жил! Он духом был борец:
Он, искусив все жизни силы.
Стяжал страдальческий венец.
Могила не сохранилась. Но в Лазаревском взморье, где, по словам Лермонтова, «судьба соединила так чудесно» немую степь, серебряные горы Кавказа и шумное море, есть могучий дуб. Он привольно раскинул свои ветви близ руин военного укрепления, сооруженного под пулями врага натруженной рукою русского солдата в первой половине XIX река. Под сенью дуба возвышается скромный памятник Александру Ивановичу Одоевскому. На постаменте его вещие слова: «Из искры возгорится пламя».
#27августа
Комментарии 3
До слуха нашего дошли,
К мечам рванулись наши руки,
И - лишь оковы обрели.
Но будь спокоен бард! - цепями,
Своей судьбой гордимся мы,
И за затворами тюрьмы
В душе смеемся над царями.
Наш скорбный труд не пропадет,
Из искры возгорится пламя,
И просвещенный наш народ
Сберется под святое знамя.
Мечи скуем мы из цепей
И пламя вновь зажжем свободы!
Она нагрянет на царей,
И радостно вздохнут народы.
АЛЕКСАНДР ОДОЕВСКИЙ.