С 1958 года и до конца жизни был художественным руководителем и главным дирижёром эстрадно-симфонического оркестра Всесоюзного радио и Центрального телевидения.
Юрий Васильевич четверть века возглавлял оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения, и это стало целой эпохой в музыкальной жизни Советского Союза. Юрий Силантьев был неутомимым пропагандистом отечественной песни. Миллионы посетителей концертных залов помнят, что на концерте он мог одновременно управлять и коллективом, и залом. Имя Силантьева столь часто произносилось по телевизору, значилось на пластинках советских исполнителей, в чьих записях принимал участие его оркестр, что в своё время стало нарицательным. Без силантьевского оркестра в то время в СССР не обходился ни один праздник.
Незаурядные музыкальные способности будущего музыканта обнаружились рано. Побывав с родителями на одном из концертов, Юра стал мечтать о скрипке. «Впервые взяв в руки инструмент, юный Силантьев попытался сыграть на нем… Отец заметил: „Не думал, что скрипка может так скрежетать“. И нанял для сына педагога», — писал Куропатченко в статье «Когда дирижировал Юрий Силантьев, музыка звучала как бархат».
Затем юный Силантьев успешно учился по классу скрипки в Кубанском музыкальном техникуме, в 1940 году блестяще окончил Московскую консерваторию (еще в студенческие годы он стал первым в стране исполнителем Скрипичного концерта Николая Мясковского). В том же году Юрий Силантьев становится артистом оркестра и дирижером Ансамбля песни и пляски НКВД. Во время Великой Отечественной войны музыкант руководил фронтовым оркестром, с 1948 стал концертмейстером и ассистентом дирижера московских симфонических оркестров.
В 1958 году ему поручили возглавить эстрадный оркестр Всесоюзного радио, и с этого года судьба Юрия Силантьева до конца дней была связана со знаменитым коллективом.
За несколько лет из эстрадного оркестра Юрий Васильевич превратил его в эстрадно-симфонический. С ним оркестр начинает исполнять музыку Генделя и Глюка, Бранденбургские концерты Баха, одним из первых играет скрипичный концерт Тихона Хренникова. Коллектив выступает на родине и за рубежом. Все звёзды советской эстрады первой величины считают за честь работу с оркестром Силантьева — Александра Пахмутова, Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, Клавдия Шульженко, Нани Брегвадзе, Лев Лещенко, Ренат Ибрагимов… Ни одна телепередача «Песня года» в 1970-80-е годы не проходит без участия эстрадно-симфонического оркестра Всесоюзного радио и Центрального телевидения. Оркестр участвует в озвучивании фильмов «Берегись автомобиля», «Девчата», «Семнадцать мгновений весны» и многих других. Четверть века под руководством легендарного музыканта стали золотой эпохой в истории оркестра.
Активный пропагандист музыки советских композиторов, Силантьев был первым исполнителем многих сочинений, написанных специально для его оркестра. А сам как композитор создал несколько оригинальных произведений: балет «Юность», ораторию «Ленин», Комсомольскую симфонию, Приветственную увертюру, Концертный вальс, Корейскую рапсодию, Двенадцать пьес для фортепиано, 24 прелюдии для виолончели соло.
Юрий Силантьев был настолько популярен в стране, что его буквально, как современную рок-звезду, носили на руках. Известен случай, когда толпа поклонников в Сочи после концерта подняла тяжёлую «Волгу», в которой сидел Юрий Васильевич.
Эпоха Юрия Силантьева завершилась в пятой концертной студии «Останкино»: 8 февраля 1983 года через пять минут после окончания записи сердце дирижера остановилось.
Сегодня Академический большой концертный оркестр имени Силантьева входит в состав Российского государственного музыкального телерадиоцентра. Нынешний руководитель и главный дирижёр оркестра имени Ю. В. Силантьева Александр Клевицкий признался в одном из интервью: «Его нет уже больше 30 лет, но каждый следующий дирижер пытается сохранить то, что когда-то создал Юрий Силантьев».
Комментарии 1