АЛЕКСЕЙ ЖЕМЧУЖНИКОВ (1821 - 1908)
ДУМЫ ОПТИМИСТА
В лучшем из миров
Всё ко благу шествует;
Лишь от разных слов
Человек в нём бедствует.
Назовёшь их тьму;
Но, иных не трогая,
Например возьму:
У б е ж д е н ь е с т р о г о е.
Или вот ещё:
Цель избрав полезную,
То я горячо
Людям с о б о л е з н у ю;
То я, как дитя,
За с в о б о д о й бегаю,
Шалость эту чтя
Альфой и омегою.
Всем своя судьба.
С неизбежной долею
Всякая борьба -
Пустяки, не более.
Ты смекай умом,
Но имей смирение;
Правила ж притом
Нет без исключения.
Речь разумных лиц
Властью не карается,
Как и певчих птиц
Пенье не стесняется.
Люди разве все
Мрут от истощения?
Даже и о псе
Видим попечения.
Кабы всем покой,
И притом почтительно
Жить бы под рукой
Благопопечительной,
Да слова забыть,
От которых бедствия...
Ах, могли бы быть
Чудные последствия!
Опыт учит ждать.
Те безумны нации,
Что спешат сорвать
Плод цивилизации.
Впереди - века.
Им-то что ж останется?
Пусть висит пока,
Зреет да румянится.
Время подойдёт -
Сам собою свалится;
И кто съест тот плод -
Век свой не нахвалится...
Ныне же - доколь
Это всё устроится -
Были бы хлеб-соль
Да святая троица.
1871
Ироническое стихотворение, направленное против тотального преследования в России даже самих понятий 《свобода》, 《убеждение》, 《сочувствие ближнему》 и против иных философов, писавших, что Россию необходимо 《подморозить》, чтобы она не спешила к плодам цивилизации, загубившим, по их мнению, уже многие народы. Под 《святой троицей》, очевидно, подразумевается известное триединство 《самодержавие - православие - народность》, на котором держалась официальная идеология царской России.
ЗАМЕТКИ
1
Для человека - вот условья:
Чтобы душой он не был стар;
Чтобы не с рыбьей был он кровью;
Чтоб иль враждою, иль любовью
Его палил сердечный жар;
Чтоб полным обладал он правом
Сказать, в сознаньи величавом
Своих достоинств: 《Homo sum!*
Людские страсти, скорби, нужды,
Во мне воспитывая ум,
И сердцу пылкому не чужды!》
2
Я бескорыстного лица
Прошу у жизни современной.
Где ж ты, о деятель почтенный
Без грубой примеси дельца?
3
Воля
О, наши прежние затеи!
О, волей грезившие дни!..
Хоть были и тогда лакеи, -
Но под шитьём своей ливреи
По ней вздыхали и они!..
4
Из современных типов
Всё в нём двусмысленно, неверно, непонятно.
С плодом сомнительным сравнён он может быть:
Посмотришь, повертúшь, решишься раскусить
И думаешь: а ну как выплюну обратно?
5
После чтения газет
Над миром туча всё висит...
Чем это кончится - бог знает!
И разразиться не грозит,
И разойтись не обещает.
6
В насмешку и в позор моей родной земли,
Так некогда сказал наш враг иноплеменный:
《Лишь внешность русского немножко поскобли,
Под ней - татарин непременно》.
Теперь проявимся мы в образе ином.
Так отатарит нас 《народников》 дружина,
Что сколько ни скреби татарина потом, -
Не доскребёшь до славянина.
7
Философия червяка
Вперёд я двигаюсь без фальши;
Ползну, отмеряю, и - дальше.
Живу смиренно здесь внизу,
Но всё куда-нибудь ползу,
И доползти всегда в надежде, -
Коль не раздавлен буду прежде.
8
Идёт трагедия. Набрали без разбора
Актёров с улицы. Своих ролей никто
Вперёд не вытвердил. Все смотрят на суфлёра.
Суфлёр или молчит, иль говорит не то.
По сцене мечется толпа в переполохе.
То невпопад кричит, то шепчет лицедей...
Довольно!.. Оттого душе не веселей,
Что драму мрачную играют скоморохи.
14 апреля 1883
* Я человек! (лат.)
СОВРЕМЕННЫЕ ЗАМЕТКИ
1
О чести
Он, честь дворянскую ногами попирая,
Сам родом дворянин по прихоти судьбы,
В ворота ломится потерянного рая,
Где грезятся ему и розги, и рабы.
2
О правдивости
Все тайны - наголо! Все души - нараспашку!..
Так люди не были правдивы никогда.
Но можно маску снять; зачем снимать рубашку?
Пусть лицемерья нет; зачем же нет стыда?
Что ж! Просто ль их теснят приличные одежды?
Иль представляются им выше наконец:
Гонитель знания - стыдливого невежды?
И робкого льстеца - отъявленный подлец?
3
О правде
Друзьям бесстыдным лжи - свет правды ненавистен.
И вот они на мысль, искательницу истин,
Хотели б наложить молчания печать -
И с повелением - безропотно молчать!
4
О приличии
Чернить особенно людей он честных хочет.
Блудница трезвая, однако, не порочит
Нахально женщину за то лишь, что она -
И мать хорошая, и честная жена.
Вот только где теперь встречаются примеры,
Как и в бесстыдности блюдётся чувство меры.
5
О духовной скудости
Для творческих идей дух времени - препона;
От лучших замыслов получится урод.
Из мрамора резцом ваяют Аполлона,
Но разве вылепишь его из нечистот?
27 февраля - 5 марта 1890
Стенькино
Назовите имя Козьмы Пруткова, и многие вспомнят пару знаменитых афоризмов, например: 《Никто не обнимет необъятного》 или 《Если хочешь быть счастливым, будь им》... 《Сочинения》 Пруткова переиздаются на протяжении уже ста лет (это относится к 1988-му году, когда была опубликована данная статья. - М.П.). О Козьме много написано. Не обойдены вниманием и литераторы, предпринявшие уникальную мистификацию, - братья Алексей, Владимир и Александр Жемчужниковы и Алексей Константинович Толстой, приходившийся Жемчужниковым двоюродным братом по материнской линии. Но если крупный поэт, прозаик А.К.Толстой известен и сегодня достаточно широко, то имя второго значительного поэта из 《компании Пруткова》 - Алексея Михайловича Жемчужникова - знакомо ныне лишь благодаря Козьме. А он был не только 《капельмейстером》, то есть руководителем оркестра, дирижёром создателей сочинений Козьмы Пруткова. Более полувека, хотя и с перерывами, его стихи появлялись на страницах демократических и либеральных периодических изданий. Он не спешил выходить к читателю с книгою и сделал это лишь на 71-м году жизни. Правда, это был двухтомник, сразу заставивший говорить о его самобытной и многоголосой музе. Многочисленные рецензенты называли поэта 《маститым поэтом-гражданином》, 《певцом гражданской чести》... Свою статью о нём, вышедшую в 1900 году в журнале 《Вестник воспитания》, молодой Иван Бунин назвал 《Поэт-гуманист》. Одновременно с Л.Н.Толстым, А.П.Чеховым, В.Г.Короленко Жемчужников избирается в 1900 году почётным академиком Петербургской Академии наук.
Сергей Бирюков
Печатается по изданию:
Жемчужников А.М.
Стихотворения/ Сост., вступ. ст. и примеч. С.Е.Бирюкова. - М.: Сов. Россия, 1988. - (Поэтическая Россия). - С.5, 88-90, 120-122, 172-173, 318.
А.М.Жемчужников. Портрет работы В.Е.Маковского. 1888. Холст, масло
Нет комментариев