Старики рассказывали, что всё началось с девушки по имени Людмила. Она загуляла с парнем из соседней деревни. Славка был знатным сердцеедом и, поговаривали, мастаком портить девок. Несмотря на такие слухи, девчата едва ли не в очередь выстраивались, чтобы посмеяться над его шуточками и помиловаться с красавцем.
Когда Славка выбрал Людмилу, та сначала не верила своему счастью: какой справный жених ей достался, всё при нём! Ух, как будут завидовать её удаче подружки! Людмиле хотелось поделиться своей радостью со всем миром, но парень попросил держать их любовь в секрете.
«Счастье любит тишину, – внушал он ей. – Зачем воду баламутить? Мы к концу лета объявим о своей помолвке, а осенью поженимся… Что пока об этом говорить? Только сплетни завистников собирать…»
Людмила вздыхала и соглашалась: разве её возлюбленный может быть неправ?
Однажды тёплым весенним вечером они гуляли на песчанике – так называли местные часть молодого хвойного леса, выросшего на песчаной почве неподалёку от озера. Руки Славки были так ласковы, слова так нежны… Людмила не устояла и поддалась на уговоры парня...
Через некоторое время она поняла, что непраздна. Испугалась, еле дождалась темноты, чтобы встретиться со Славкой и признаться ему.
Тот воспринял слова девушки с заметной прохладцей.
«Людка, ты что? Какой такой ребёнок?.. Ты меня не пугай, всё равно не поверю. Мне жениться ещё рано, – начал он. – Я жизни ещё не нюхал. Да и батя мне жениться не даст: в этом году сестру мою замуж выдают, где денег набраться? Если ты забрюхатила – кто ж виноват?.. Надо было лучше себя блюсти, мало ли каким ветром задуло…»
Людмила стояла, а земля уходила у неё из-под ног. Всё кружилось, улетало куда-то в бездну…
К утру девушка собралась с мыслями. Чтобы избежать позора, она решила уйти к своей пожилой сроднице. Та жила через три деревни и была тем ещё бирюком: ни с кем почти не зналась, никого в гости не принимала. Да и особым желанием навещать старуху люди не горели: её называли сумасшедшей и побаивались. Она никогда не была замужем, жила одна, как сыч. Старуха искусно вязала и шила, этим своим мастерством она и зарабатывала на хлеб. Несмотря на людскую молву, к своим преклонным годам старуха сохранила ясный ум.
Конечно, Людмиле пришлось признаться во всём матери. Та рыдала, бранилась, но сделать что-то было же поздно. Родители согласились отправили дочь к старухе, сказав всем, что девушка хочет перенять у той мастерство. Такое решение даже не вызвало слухов: о связи Людмилы и Славки никто не знал, а стать умение искусно шить могло в будущем оказать хорошую услугу каждой девушке, поэтому никто ничего даже не заподозрил.
Людмила действительно начала учиться старухиному ремеслу. В положенный срок молодая женщина родила девочку. Её назвали Юлькой. Родители Людмилы изредка приезжали с запасами, но забирать к себе дочь с прижитым вне брака ребёнком не спешили: отец затаил обиду на дочь, которая не смогла соблюсти себя и принесла в подоле.
Старуха помогала Людмиле растить малышку. Юлька сильно привязалась к пожилой женшине, которая позволяла ей играться с клубочками ниток и баловала сказками.
Когда исполнилось девочке шесть лет, умерла старуха. Перед смертью бабка захотела пить и попросила у Людмилы воды. Та не успела взять стакан, как побежала девчонка и сунула его умирающий в руку.
«Значит, так тому и быть», – пробормотала та, взяла воду, сделала глоток и вернула стакан малышке.
Бабка умерла этой же ночью.
***
После смерти старухи Юлька почти перестала видеть сны. Точнее, видела их так редко и так хорошо помнила, что это было странно. Во всех этих снах девочка была сторонним наблюдателем: она следила за героями своих видений, будто за ожившей сказкой, а на утро пересказывала всё матери. Людмила сначала не обращала на эти истории внимания, а потом стала замечать, что уж больно герои юлькиных снов похожи на жителей деревни.
Увидит Юлька, как молодая девица плачет с подружками, - вскоре приходит весть, что отдали деревенскую красавицу за нелюбимого замуж. В девочкином сне провалится сосед Михей в яму с навозом – жди, что выручит на ярмарке хорошие деньги.
Людмилу дочерины сны пугали. Она попросила Юльку не рассказывать о них никому. Та слушалась.
Через несколько месяцев после смерти старухи заболел отец Людмилы. Женщина узнала об этом из бабских сплетен и пошла к отчему дому.
Мать встретила её на крыльце. Женщины разрыдались при виде друг друга и обнялись.
«Мне не хватает тебя, Люда, – сказала мать, вытирая слезы. – Иди к отцу, а потом мы с тобой о переезде поговорим. Пусть люди судачат – не могу больше вдали от дома вас держать.
Отец Людмилы лежал на кровати. Его сильно знобило.
«Сколько можно старое поминать, – произнес он, завидев дочь. – Жизнь коротка. Возвращайся Людка, девочку свою приводи. Хочу поглядеть на нее перед смертью. Благословить».
Так и переехали Людмила с Юлькой.
В новом доме приснилось девочке страшное: будто билась попавшая в силки голубка. Обессилевшая птица вся истерзалась, но выбраться так и не смогла. Во сне Юлька плакала, но не могла освободить голубку от пут. Девочка видела свои окрашенные алый руки и рыдала от беспомощности.
Этот страшный сон оставила Юлька при себе. Не стала делиться им даже с матерью.
Ко всеобщей радости глава семьи выздоровел, но вдруг слегла Людмила. Будто вспыхнувшая спичка, сгорела она за несколько дней. Перед смертью мать успела ещё раз наказать своей Юльке, чтобы не делилась та своими снами ни с кем.
«Мало ли что может случиться, – еле слышно шептала та. – Лучше оставь эти тайны. Береги себя и не грусти из-за меня. Мой черёд подошёл…»
Девочка прощалась с матерью, но видела перед собой несчастную голубку...
***
Мать Юльке заменить никто, конечно же, не смог, но в доме деда и бабки ей жилось спокойно и хорошо. Когда минуло девушке пятнадцать лет, привиделся ей во сне парень.
Сон тот случился в страшную грозовую ночь. Весь дом не спал, все сидели и ждали, когда же пройдёт непогода. Под самое утро закончился дождь, установилось затишье. Домочадцы разбрелись, чтобы успеть поспать хоть пару часов.
Юлька едва смежила веки, как провалилась в сон. Приснился ей красивый парень. Он шел к ней по пыльной дороге, и при каждом его шаге сердце девушки трепетало. Юлька почему-то чувствовала, что этот парень ей роднее и ближе всех на свете.
«Вот она… какая… любовь-то», – думала во сне девушка. Её переполняли радость и ожидание чего-то нового, совершенно волшебного и прекрасного.
Эти ощущения не покинули её и после пробуждения. Знала девушка, что сон её сбудется, и парень обязательно придёт.
Так и случилось. Оказалось, что парень этот – сын их соседки. Илья уходил на заработки, осень и зиму провёл в городе, а к началу полевых работ вернулся в деревню, чтобы помочь родителям.
Юлька и Илья выказывали друг другу такую явную симпатию, что для окружающих она не могла оставаться незаметной. Вскоре родители уже вовсю шутили над сыном, влюбившемся в соседку. Они не очень-то одобряли возможную женитьбу сына на незаконнорожденной сироте, но и слишком противиться не стали: девчонка вроде хорошая, если люба Илье – пусть жениться.
«Хотелось бы, конечно, побогаче невесту, чтоб приданное было щедрым, да, видимо не судьба», – бубнила мать Ильи.
«Ну, он и сам не купец. Ничего, наживут добра, – говорил отец. – Только вот перед женитьбой пусть в город сходит, деньжат поднакопит. А потом уже женится».
О свадьбе окружающие начали говорить как о деле решённом. Илья послушался отца и отправился на заработки. Юлька ждала своего милого в радостном предвкушении.
"Вот и поженимся мы, детишки пойдут... Вот счастье-то было бы», – мечтала Юлька.
И тут внезапно девушке приснился вновь приснился необычный сон. Со времени встречи с Ильёй ничего не снилось Юльке, она уж и забыла, какими пугающими могут быть ночные грёзы.
Сон же оказался до того жутким, что проснулась девушка в ледяном поту. Во сне лежал её Илья на берегу озера, не шевелясь, и на груди его сидел ястреб. Юлька отчетливо видела испачканный в крови клюв…
Буквально вырвавшись из паутины сна, девушка безмолвно просидела на своей постели остаток ночи.
***
Несколько недель хранила девушка в сердце тревогу. Плакала по ночам, мечтала о возвращении любимого. Время шло, истёк тот срок, в который должен был вернуться Илья.
Юлька терзала себя печальными мыслями, и как-то очередной бессонной ночью решила: не вернётся её жених.
«Мои сны всегда сбываются. Нет смысла не верить им», – решила она.
Она встала, тихо вышла из дома и отправилась к озеру. Долго стояла, всматриваясь в ровную гладь, блеск лучей поднимающегося солнца. Затем она обернулась, в последний раз посмотрела на ведущую к деревне дорогу и шагнула в воду. Девушка медленно шла, погружаясь в глубину. Когда вода стала доходить до её плеч, Юлька выдохнула и наклонилась. Вода сомкнулась над её головой. Некоторое время ходила по воде едва заметная рябь. Потом и она исчезла.
***
«Много десятилетий минуло с тех пор, – рассказывает бабушка. – Никто не знает, что из этого правда, а что выдумка. Да только в наших местах порой замечали в предрассветный час у озера девушку. Она всегда смотрела на дорогу...
Говорили, что это Юлька не может найти себе покоя. Перед смертью передала ей умиравшая старуха-швейка свою колдовскую силу вместе со стаканом воды. Но волшба эта почему-то раскрылась в полной мере лишь после гибели Юльки... Магия превратила девушку в русалку, вечную узницу озера...
Бывало, что утаскивала она забравшихся в озеро смельчаков. Ждала Юлька своего любимого, искала его в каждом, кто приходил на берег... Не находила русалка своего милого, и с каждым разом росла её печаль, всё сильнее становилась злость на мир, и всё больше человек тонули в тёмных водах...
Так и перестали люди купаться в этом озере».
#ДеревенскиеБайки
Комментарии 5