САРАТОВСКАЯ МОРДВА и ЧУВАШИ. Село СТАРАЯ ЛЕБЕЖАЙКА Хвалынского уезда, Саратовская губерния. УНИКАЛЬНЫЕ ФОТО из жизни села СТАРАЯ ЛЕБЕЖАЙКА. В трудах Саратовского областного музея краеведения за 1959 г. в статье В. Я. Рассудовой «Историко–бытовая экспедиция в Хвалынский район» описывается обследование трёх населенных пунктов – Елшанка, Старая Лебежайка и Еремкино:  «Села Старая Лебежайка и Еремкино заселены мордвой, которая переселилась сюда в XVII в. из Пензенской и Симбирской губерний.  О переселении мордвы в Саратовский край сохранился целый ряд легенд, которые нам рассказали пожилые колхозники. В легендах рассказывается о том, что Хвалынский край был покрыт девственными хвойными лесами. Среди лесов часто встречались озера со стеклянной родниковой водой, по воде плавали лебеди (Так от слова «Лебяжье» произошло название села Лебежайка – Авт.).  Сюда, в этот благодатный край, в поисках (счастливой доли) забрели мордвин, чувашин и татарин, да так и остались (навечно) здесь. Разошлись они по разным местам и основали мордовские, чувашские и татарские поселения». Согласно легенде на небольшой территории расположились три села: Старая Лебежайка со смешанным населением из мордвы и чувашей, село Зарыклей с татарами и чувашами и село Бахтеевка, на территории которого проживают чуваши, татары, мордва и русские. Сёла Бахтеевка и Зарыклей, до 1923 года относившиеся к Хвалынскому уезду, в настоящее время входят в состав Ульяновской области.
    29 комментариев
    303 класса
    МОРДОВСКАЯ СВАДЬБА, село ВЫШЕЛЕЙ Пензенской обл. Видео - 14.09.
    2 комментария
    33 класса
    МОРДОВСКИЙ НАРОД в ЖИВОПИСИ. "Учила бабушка меня..." ( "Если бы я знала"). ДУШЕВНАЯ ЛИРИКА.
    12 комментариев
    20 классов
    ПО ЗЕМЛЕ НАДО ХОДИТЬ С УВАЖЕНИЕМ - ЗДЕСЬ ДО ВАС ЛЮДИ ЖИЛИ... … Не забывайте, каждому из нас всегда сопутствуют предки и потомки. Предки, живущие в памяти, и потомки, живущие в мечтах. И мы не можем представить себя без них, потому что не может быть человека без памяти и мечты. © Владимир Михайлов.
    16 комментариев
    50 классов
    С. АРМИЁВО. Старый деревянный дом. Наши прадеды любовно Топором тесали брёвна, Гвозди крепко забивали, Песни громко запевали... Ухмыляются иные, А изба стоит поныне – Не сломалась, не сгорела, Лишь немного постарела. Дорожим мы стариною, Стала нам она родною. Вечно прадедов работа Будет радовать кого-то! (Слова из песни). Музыка Евгения Птичкина Слова Михаила Пляцковского.
    2 комментария
    29 классов
    ИСТОРИЯ. КРАЕВЕДЕНИЕ. ГЕНЕАЛОГИЯ. МЕТРИЧЕСКАЯ КНИГА Космодемьянской церкви с. СТАРЫЙ МАЧИМ за 1906 г. АРХИВНЫЕ СВЕДЕНИЯ о жителях села СТАРЫЙ МАЧИМ Кузнецкого уезда Саратовской губернии. СТАРЫЙ МАЧИМ (Козьмодемьянское, Мочим), мордовское-эрзя село Новомачимского сельсовета, в 1,5 км к северу от него, расположено в основном на правом берегу р. Чемирлейки. На 1.1.2004 г. – 58 хозяйств, 128 жителей. Названо по р. Мачим и в отличие от своего выселка Нового Мачима. Гидроним Мачим (левый приток Колдаиса, бассейн Суры) восходит к личному мордовскому имени. В писцовой книге под 1635 г. по р. Колдаис упоминаются владения бортников-судеревщиков, среди них мордвин Василий Мочкудеев, то есть сын Мочки, Мачи. Суффикс -им, – топоформант, имеющий смысл уменьшительности. Деревня Мачим ясачной мордвы упоминается под 1692 г. (Гераклитов, 1927, с. 15). В 1709 г. в д. Мочим Узинского стана Пензенского уезда 113 дворов, ясачной мордвы, платили подати с 59-ти без полчетверти ясаков; в 1718 г. – 102 двора, 270 душ мужского пола и 241 – женского; в дни августовского 1717 г. «кубанского погрома» взято в полон 8 мужчин и 1 женщина (РГАДА, ф. 350, оп. 2, е. хр. 306, лл. 518-537 об.). В 1748 г. – д. Старый Мачим Узинского стана Пензенского уезда ясачной некрещеной мордвы (крестился только 1 чел.), 142 ревизских души (РГАДА, ф. 350, оп. 2, е.хр. 2545, лл. 319-326 об.). С 1780 г. – селение Кузнецкого уезда Саратовской губернии. В 1795 г. – село Козмодемьянское, Старый Мачим тож, казенных крестьян, 62 двора, 186 ревизских душ (РГВИА, ф. ВУА, д. 19014, Кузн. у., №58). В 1877 г. – Дубровской волости, 133 двора, церковь, школа, водяная мельница. В 1911 г. – Наскафтымской волости, 204 двора, церковь, земская школа. В 1955 г. – центральная усадьба колхоза «Великий перелом». Родина Григория Петровича Яшкина (1922–2003), участника Великой Отечественной войны, генерала-полковника Советской Армии, заместителя начальника Гражданской обороны СССР, в 1988 г. – начальника оперативной группы Министерства обороны СССР и члена правительственной комиссии по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, автора мемуаров «Эту жизнь не перепишешь заново». Численность населения (по годам): в 1709 – 573, 1718 – 511, 1748 – около 284, 1795 – около 372, 1859 – 912, 1877 – 1070, 1897 – 1468, 1911 – 1377, 1926 – 1760, 1930 – 1777, 1939 – 1109, 1959 – 727, 1979 – 436, 1989 – 262, 1996 – 202 жителя. https://pomnirod.ru/materialy-k-statyam/administrativno-territorialnoe-delenie-rossijskoj-imperii/gubernii-rossii/saratovskaya-guberniya/naselennye-mesta-gubernii11/kuzneckij-uezd-saratovskoj-gubernii/naskaftymskaya-volost-kuzneckij-uezd-saratovskoj-gubernii/staryj-machim-d.-naskaftymskaya-volost-kuzneckij-uezd-saratovskoj-gubernii.html
    7 комментариев
    26 классов
    Боги МОРДВЫ. Куда ушли Боги МОРДВЫ? ТОЛ-АТЯ, КУЙГОРОЖ , ТРЯМКА - и про остальных богов мордвы написал Андрей Алешкин в книге "ГЕРОИ МОРДОВСКОЙ МИФОЛОГИИ. Алешкин А. - художник, автора флага Республики Мордовия. МОЛИТВА ХУДОЖНИКА Я бреду по следам былой культуры. Как охотник прислушиваюсь к легендам своих предков. В магии знаков, дошедших от них, пытаюсь понять то ли их, то ли себя. В большой, лохматой голове доброго и сильного Медведя, опустившего голову на лапы, узнаю своего предка. Медленно идет Медведь по тропе Мудрой Змеи – это шаги в Вечность – так надеялись мои предки. В финском названии созвездия Большой Медведицы –«OTAVA»- слышится родное «ОВТОАВА» - Мать Медведица. В орнаменте на платье моей Бабушки, в сюлгамах мордвы, мари, эстонцев, вепсов, в поясах ливов, от Урала до Балтики живут следы Водной птицы, напоминая о некогда древней общности понятий. Сложнее сегодняшнего был мир предков. Духовней. Таинственен и страшен. И притягательно огромен. Смерти не было. Большая Водная Птица, с женским лицом на груди переносила души умерших и шаманов в Верхний мир. Принадлежность к касте Всадников откладывала свой отпечаток. Женщина была слаба и удивительно сильна. Она была – Чудом. Солнце-Лось бежал по небосклону. Ночь высвечивала звёздами Журавлиную Дорогу – Каргонь Ки. Куда она и откуда? А мы? К вашей интуиции и чувству обращены мои работы. Прислушайтесь к голосу предков в себе. Прикоснитесь к миру понятий наших праотцев. Предисловие Миф вторгается в нашу жизнь с самого раннего детства. Он эмоционально окрашивает, одухотворяет открывающийся перед ребенком Мир. Став старше, мы вновь сталкиваемся с героями греческой мифологии. Хаос, Космос, Марс, Венера, Даная, Гея, которая продолжает свою жизнь в таких словах как география, геофизика, геология, имена титанов Океана и Атласа и многие-многие другие герои мифов стали для нас близкими и понятными. Миф – это не атавизм! Это особый способ кодировки обширной информации, окружающей человека с раннего детства. Большинством людей миф воспринимается как сказка, фантазия древних авторов, небылица, «то, чего не было»! Но в глубокой древности Миф царил как священное повествование о Сотворении Мира, рассказывал об его устройстве, о зарождении Космоса из Хаоса, о взаимоотношениях стихий, первоэлементов, о столкновении Страстей. В Мифе моделировались Правила Жизни, Особенности поведения человека. Исследованию мифов посвящены тысячи томов в разных странах. Его препарировали, разлагали на составные, систематизировали, но, всё равно, он остается до конца непостижим. К Мифу в своем творчестве обращались Р.Вагнер и Ф.Кафка, Г.Маркес, Т.Манн, Д.Толкиен и многие другие авторы. Он остается неисчерпаемым источником для творчества. Рационалистическое мышление не в состоянии понять Миф. Мифотворчество живет и не собирается умирать. Для большинства людей знакомство с Мифом происходит через книгу. Это замечательно, но, несомненно, лишает Миф жизни, трепетности, эмоциональности. Это всё равно, что изучать кошку по её скелету, вместо того что бы погладить пушистую красавицу. Мир мордовского Мифа, когда то был естественной и органичной духовной средой для сотен поколений мокшан и эрзян. Сохранял нашу ментальность, объединял народ едиными правилами понимания повседневной жизни, Сотворения Мира, определения Добра и Зла, по-своему осознавая дуалистичность мира, видя проявление духовного начала в материальном мире и его событиях. Мне повезло познакомиться с мордовским Мифом еще до того как я научился читать. В нашей маленькой деревушке на Урале, где не было электричества, и долгими вечерами, при «карасиновой» лампе так захватывающе звучали «страшилки» про Баняву, Виряву, Кудатю… Даже днем миф продолжал жить с нами. И тогда, когда мой Дедушка Сыре Вергиз – Старый Волк, показывал мне на белую гусыню, забредшую на пасеку, говорил, что это Нешкепирь-Ава (Мать-покровительница пасеки) зашла проведать пчел и ульи. И тогда когда Бабушка объясняла мне, что в печи живет Каштом-Ава (Мать покровительница Печи). Это она помогает сделать хлеб и щи, топленое молоко вкусными, а простуженных ребятишек или Дедушкину спину обязательно вылечит своим теплом! Поэтому никогда нельзя сжигать мусор в печи! Она должна быть всегда чиста и побелена! Герои мордовской мифологии жили рядом с нами, наполняя смыслом происходящее, окрашивая эмоциями и одухотворяя нашу жизнь. Говорят, что Художники родом из Детства. Вот и в этой книжечке я постарался вспомнить живых и дорогих мне «участников» счастливой мордовской деревенской жизни. Из огромного числа героев мордовской мифологии пока не все еще нашли свое воплощении в зримых образах. Некоторые из них, даже более важные для жизни древней мордвы, терпеливо ждут своего воплощения на страницах будущих книжек, посвященных им, таким красивым, обаятельным и мудрым покровителям Духа мордовского народа. Андрей Алёшкин
    19 комментариев
    23 класса
    Боги МОРДВЫ. Куда ушли Боги МОРДВЫ? ТОЛ-АТЯ, КУЙГОРОЖ , ТРЯМКА - и про остальных богов мордвы написал Андрей Алешкин в книге "ГЕРОИ МОРДОВСКОЙ МИФОЛОГИИ. Алешкин А. - художник, автора флага Республики Мордовия. МОЛИТВА ХУДОЖНИКА Я бреду по следам былой культуры. Как охотник прислушиваюсь к легендам своих предков. В магии знаков, дошедших от них, пытаюсь понять то ли их, то ли себя. В большой, лохматой голове доброго и сильного Медведя, опустившего голову на лапы, узнаю своего предка. Медленно идет Медведь по тропе Мудрой Змеи – это шаги в Вечность – так надеялись мои предки. В финском названии созвездия Большой Медведицы –«OTAVA»- слышится родное «ОВТОАВА» - Мать Медведица. В орнаменте на платье моей Бабушки, в сюлгамах мордвы, мари, эстонцев, вепсов, в поясах ливов, от Урала до Балтики живут следы Водной птицы, напоминая о некогда древней общности понятий. Сложнее сегодняшнего был мир предков. Духовней. Таинственен и страшен. И притягательно огромен. Смерти не было. Большая Водная Птица, с женским лицом на груди переносила души умерших и шаманов в Верхний мир. Принадлежность к касте Всадников откладывала свой отпечаток. Женщина была слаба и удивительно сильна. Она была – Чудом. Солнце-Лось бежал по небосклону. Ночь высвечивала звёздами Журавлиную Дорогу – Каргонь Ки. Куда она и откуда? А мы? К вашей интуиции и чувству обращены мои работы. Прислушайтесь к голосу предков в себе. Прикоснитесь к миру понятий наших праотцев. Предисловие Миф вторгается в нашу жизнь с самого раннего детства. Он эмоционально окрашивает, одухотворяет открывающийся перед ребенком Мир. Став старше, мы вновь сталкиваемся с героями греческой мифологии. Хаос, Космос, Марс, Венера, Даная, Гея, которая продолжает свою жизнь в таких словах как география, геофизика, геология, имена титанов Океана и Атласа и многие-многие другие герои мифов стали для нас близкими и понятными. Миф – это не атавизм! Это особый способ кодировки обширной информации, окружающей человека с раннего детства. Большинством людей миф воспринимается как сказка, фантазия древних авторов, небылица, «то, чего не было»! Но в глубокой древности Миф царил как священное повествование о Сотворении Мира, рассказывал об его устройстве, о зарождении Космоса из Хаоса, о взаимоотношениях стихий, первоэлементов, о столкновении Страстей. В Мифе моделировались Правила Жизни, Особенности поведения человека. Исследованию мифов посвящены тысячи томов в разных странах. Его препарировали, разлагали на составные, систематизировали, но, всё равно, он остается до конца непостижим. К Мифу в своем творчестве обращались Р.Вагнер и Ф.Кафка, Г.Маркес, Т.Манн, Д.Толкиен и многие другие авторы. Он остается неисчерпаемым источником для творчества. Рационалистическое мышление не в состоянии понять Миф. Мифотворчество живет и не собирается умирать. Для большинства людей знакомство с Мифом происходит через книгу. Это замечательно, но, несомненно, лишает Миф жизни, трепетности, эмоциональности. Это всё равно, что изучать кошку по её скелету, вместо того что бы погладить пушистую красавицу. Мир мордовского Мифа, когда то был естественной и органичной духовной средой для сотен поколений мокшан и эрзян. Сохранял нашу ментальность, объединял народ едиными правилами понимания повседневной жизни, Сотворения Мира, определения Добра и Зла, по-своему осознавая дуалистичность мира, видя проявление духовного начала в материальном мире и его событиях. Мне повезло познакомиться с мордовским Мифом еще до того как я научился читать. В нашей маленькой деревушке на Урале, где не было электричества, и долгими вечерами, при «карасиновой» лампе так захватывающе звучали «страшилки» про Баняву, Виряву, Кудатю… Даже днем миф продолжал жить с нами. И тогда, когда мой Дедушка Сыре Вергиз – Старый Волк, показывал мне на белую гусыню, забредшую на пасеку, говорил, что это Нешкепирь-Ава (Мать-покровительница пасеки) зашла проведать пчел и ульи. И тогда когда Бабушка объясняла мне, что в печи живет Каштом-Ава (Мать покровительница Печи). Это она помогает сделать хлеб и щи, топленое молоко вкусными, а простуженных ребятишек или Дедушкину спину обязательно вылечит своим теплом! Поэтому никогда нельзя сжигать мусор в печи! Она должна быть всегда чиста и побелена! Герои мордовской мифологии жили рядом с нами, наполняя смыслом происходящее, окрашивая эмоциями и одухотворяя нашу жизнь. Говорят, что Художники родом из Детства. Вот и в этой книжечке я постарался вспомнить живых и дорогих мне «участников» счастливой мордовской деревенской жизни. Из огромного числа героев мордовской мифологии пока не все еще нашли свое воплощении в зримых образах. Некоторые из них, даже более важные для жизни древней мордвы, терпеливо ждут своего воплощения на страницах будущих книжек, посвященных им, таким красивым, обаятельным и мудрым покровителям Духа мордовского народа. Андрей Алёшкин
    5 комментариев
    7 классов
    Село АРМИЁВО. ШКОЛА в ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ОСЕНИ 2025 г. "ШКОЛА всех встречать готова, наступил ДЕНЬ ЗНАНИЙ снова!.." С Днем знаний, с 1 Сентября! Открыла дверь родная школа, В мир увлекательный маня, Где всё таинственно и ново. Так пусть летит учебный год Без неудач и преткновений, Пусть каждый для себя найдет Клад ценных знаний и умений! https://www.pozdravok.com/pozdravleniya/prazdniki/den-znaniy/5.htm
    4 комментария
    31 класс
    Из ЖИЗНИ с. АРМИЁВО. СОБЫТИЕ 2019 г. Алексей Лукьянович ЛЕЖИКОВ – журналист, писатель, дипломат... В с. АРМИЁВО увековечили имя Алексея ЛЕЖИКОВА. 3 октября 2019 г., РИА Пензенской области.  В АРМИЕВО состоялось торжественное событие - открытие мемориальной доски журналисту-международнику, писателю, дипломату, краеведу Алексею Лежикову. Она была установлена на фасаде здания школы.
    5 комментариев
    37 классов
Фильтр
Фото
Работы резчика Петра Першина.
Читать дальше
Скрыть описание
  • Класс
Фото
"Резьба на воротах", с. Мордовский Карай (мордва). Балашовский уезд Саратовской губ. Негатив. Август 1929 г.
Читать дальше
Скрыть описание
  • Класс
Фото
Фото
О перегибах и ошибках в годы коллективизации в Шемышейском районе в 1930 г. Газета "Известия" 1930 г., № 75.
Читать дальше
Скрыть описание
  • Класс
Фото
Документ времён коллективизации, 1931 г. Удостоверение командировочное Смирнова П.И. в Наскафтымский район №2223. Выдано: 21 января 1931 г.
Читать дальше
Скрыть описание
  • Класс
Фото
Фото
"У плетня. Анфиса". Художник Бакаева Юлия. Холст/масло 30см x 40см. 2025 г.
Читать дальше
Скрыть описание
  • Класс
Фото
Фото
Маска "Старик-мордвин". Лазарев В.П. "Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей имени И.Д. Воронина"
Читать дальше
Скрыть описание
  • Класс
  • Класс
Показать ещё