ЭТО ИНТЕРЕСНО! ИСТОРИЯ фамилий ЭРЗЯН и МОКШАН. Фамильные основы у ЭРЗИ и МОКШИ (лексико-семантический анализ с этимологией). Группы фамилий (13 групп). История фамилии ЭРЗЯН и МОКШАН, как и история РУССКИХ, имеют много общего. В антропонимических системах этих трёх народов выделяются два больших периода:  1) дохристианский, когда в ходу были языческие прозвищные имена, совпадающие в структурном и фонетическом отношении с теми нарицательными словами, от которых они образовались;  2) христианский, когда некалендарные (языческие-бытовые) имена стали заменяться христианскими. Начало этих периодов у восточных СЛАВЯН – 988 г., у МОКШИ и ЭРЗИ на несколько веков позже. Смена прозвищных имён христианскими происходила постепенно, укоренившееся ономастические традиции у русских, МОКШИ и ЭРЗИ отступали очень медленно. В древней Руси, несмотря на официальное принятие христианства, продолжал функционировать и развиваться фонд некалендарных имен.  Судя по свидетельствам исторических памятников, возникновение и использование таких имен не прекращалось и в XIV – XVII вв. В московских документах этого периода в изобилии употреблялись имена типа Горностай, Баран, Заяц, Волк, Комар, Безнос, Лопата и др. Смена бытовых (языческих) имён у МОКШИ и ЭРЗИ началась значительно позже, чем у РУССКИХ, и осуществлялась в течении ряда столетий. Начало этому процессу – конец XV  в.  А. А. Гераклитов замечает, что в нижегородском уезде случаи христианизации МОКШАН и ЭРЗЯН наблюдаются уже в XVI в., а в XVII в. представляют обычное явление, в Алатырском же уезде – значительно позднее.  В переписной книге мордовских селений Алатырского уезда (1671 г.) наряду с христианскими именами довольно часты родные для них имена языческого происхождения: Сэрешка, Вечканка, Понаско, Симдянко, Алемайко, Кафтайка, Кематка и др. По мнению ученых, на Руси основной антропонимической единицей было прозвищное личное имя. Так обстояло дело, по-видимому, и у древней МОКШИ и ЭРЗИ. Личное имя возникало из прозвища, которое давалось младенцу. Основную часть фонда прозвищ составляли слова родного языка. При наречении ребенка простор для родительской фантазии был необычайно широк.  Дающий имя выбирал для наречения любое нарицательное слово, если его выбор был как-то мотивирован, что позволяет в ряде случаев без особых затруднений этимологизировать прозвищное имя языческой эпохи. Это были обычно МОКШАНСКИЕ и ЭРЗЯНСКИЕ слова, обозначающие предметы и явления окружающей среды, но они отличались своей спецификой, которая заключалась в том, что слова, взятые для наименования, были связаны с условиями появления ребёнка в семье, с его внешностью, отношением к нему взрослых.  Имена-прозвища как в зеркале отражали целую гамму различных свойств и качеств ребенка и вообще человека. Конкуренция языческих имён с именами христианскими (церковными) продолжалась несколько веков.  С XIII в. употребление христианских имён у РУССКИХ заметно расширяется, а XIV в. можно считать переломным в этой борьбе. Как замечает В. Д. Бондалетов, христианские имена начинают превалировать в документах официального характера, имена бытовые все более оттесняются на второй план. Первая половина XVIII в. – предел, когда христианские имена у РУССКИХ становятся полноправными личными именами, у МОКШИ и ЭРЗИ – конец XVIII в. Но не все языческие (некалендарные) имена исчезли бесследно. Известная их часть закрепляется в языке в качестве фамильных основ. У МОКШАН и ЭРЗЯН четыре-пять веков тому назад фамилий не было и не было слово фамилия. В качестве фамилии брали имя деда с прибавлением к имени суффикса -нь с посессивным значением, например, Радаень, этим образованием именовались все, кто относился к семье Радаевых, а форма Радаинькань обозначала род Радаевых. У Маркса К. читаем: «Слово familia первоначально означает не идеал современного филистера… у римлян оно первоначально не относится к супругам и их детям, а только к рабам. Famulus - значит домашний раб, а familia – это совокупность принадлежащих одному человеку рабов». Тем не менее, латинское слово familia распространилось по всей Европе именно в значении «семья», «семейство», «супруги», т. е. в качестве обозначения минимальной ячейки общества.
    9 комментариев
    70 классов
    СПИСОК ЖИТЕЛЕЙ с. АРМИЁВО до 1917-30-х годов. ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК, составленный по АРХИВНЫМ ИСТОЧНИКАМ и по ВОСПОМИНАНИЯМ ПОТОМКОВ. ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! Очень интересно знать, кто жил в селе АРМИЁВО Кузнецкого уезда Саратовской губерии раньше - до революции и вплоть до 1930-х, довоенных годов. В с. АРМИЁВО в разные годы проживало немалое количество жителей. Село АРМИЕВО. Численность населения (по годам): в 1709 г. – 211, 1718 г. – 283, 1748 г.– около 364, 1795 г.– около 766, 1859 г. – 1727, 1877 г. – 1832, 1886 г.– 2053, 1897 г. – 2337, 1911 г. – 2820, 1926 г. – 2541, 1930 г.– 2828, 1939 г. – 1620, 1959 г. – 1321, 1970 г.– 1123, 1979 г. – 897, 1989 г. – 795, 1992 г. – 785, 1996 г. – 692 жителя. https://pomnirod.ru/materialy-k-statyam/administrativno-territorialnoe-delenie-rossijskoj-imperii/gubernii-rossii/saratovskaya-guberniya/naselennye-mesta-gubernii11/kuzneckij-uezd-saratovskoj-gubernii/volost-kuzneckij-uezd-saratovskoj-gubernii1/armievo-d.-hristorozhestvenskoe-rozhdestvenskoe-shemyshejskaya-volost-kuzneckij-uezd-saratovskoj-gubernii.html Чтобы узнать, кто жил в селе АРМИЕВО до революции, следует обращаться к следующим источникам: - Сельскохозяйственная перепись 1917 года, - Ревизские сказки; - Исповедные росписи; - Метрические книги; - Посемейные списки. С этими источниками надо работать в различных архивах: следует изучать документы в читальных залах, писать соответствующие запросы и др. Поиск корней - это очень кропотливый исследовательский труд. "Процесс исследования способен превратиться в настоящее приключение и запомниться на долгие годы". Давайте ВМЕСТЕ из имеющихся на сегодняшний день сведений в нашей группе и из ваших личных воспоминаний ПОПРОБУЕМ создать ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ЖИТЕЛЕЙ АРМИЁВО, проживавших в селе до 1917-30-х годов. Такой список поможет участникам группы, а также её гостям найти фамилии своих ПРЕДКОВ, вспомнить о них, подтолкнёт к поиску своих корней. Постепенно можно будет вносить любую дополнительную информацию по своим предкам, уточнять какие-либо данные и, таким образом, эти сведения в дальнейшем помогут ныне живущим потомкам семей села АРМИЁВО для составления своей родословной. Все сведения Вы можете оставлять в своих комментариях к данной теме, а я буду вносить их в СПИСКИ. Сегодня ВЫ видете СПИСОК жителей с. АРМИЁВО на начальном этапе. Фамилии найденных жителей расположены в АЛФАВИТНОМ ПОРЯДКЕ (это фамилии селян, найденные мною в "открытых" архивных интернет-источниках, на различных поисковых интернет-сайтах...). ВНОСИТЕ, пожалуйста, СВОИ СВЕДЕНИЯ и УТОЧНЕНИЯ имён и фамилий, указывайте на ошибки, возможно, допущенные в архивных источниках. Если знаете состав семьи, то можете написать о нём, возможно, это поможет кому-то в прослеживании своей родословной ветви. Данный СПИСОК с ВАШЕЙ ПОМОЩЬЮ будет периодиечски ПОПОЛНЯТЬСЯ и ИЗМЕНЯТЬСЯ. Если будете делиться фотографиями из семейных архивов, буду очень рада. УСПЕХОВ НАМ в ПОИСКЕ ПРЕДКОВ! Администратор группы СВЕТЛАНА. 6.07.2025 г.
    8 комментариев
    13 классов
    ИСТОРИЯ. КРАЕВЕДЕНИЕ. Из ИСТОРИИ ДУХОВЕНСТВА Саратовской Епархии. О СВЯЩЕННИКЕ Алексее ЛЕБЯЖЬЕВЕ Петровского уезда Сартовской губ., служившего в с. Малая Сердоба, с. Старо-Захаркино, в г. Петровске. Интересная СТАТЬЯ. ТАЙНА СЕМЬИ ЛЕБЯЖЬЕВЫХ. Лебяжьев Алексей Иванович (*13.02.1873г) родился в г. Симбирске в семье коллежского асессора, старшего бухгалтера симбирского Губернского казначейства, Лебяжьева Ивана Васильевича. Обучался в Симбирской духовной семинарии. 22 октября 1893 года воспитанник 6 класса духовной семинарии Алексей Лебяжьев посвящён в стихарь. В июне 1894 года окончил 6 класс Симбирской духовной семинарии по 2 разряду. Два года после окончания курса семинарии, с 1894-го по 1896-й, Алексей Иванович Лебяжьев состоял земским учителем в селе Шингал (Разломовка) Петровского уезда Саратовской губернии. Примерно в 1895 году женился на Твердовской Александре Константиновне, дочери священника Пановской женской общины Сердобского уезда Константина Николаевича Твердовского. 5 апреля 1896 года он был определён на диаконское место при Михаило-Архангельской церкви села Малая Сердоба Петровского уезда (сейчас Малосердобинский район Пензенской области). Церковь была построена в 1890 году на средства прихожан, вместо прежней, ветхой. В селе имелась школа грамоты. 15 декабря 1892 года открыто церковно-приходское попечительство, благодаря которому была построена церковная сторожка с особым помещением для церковно-приходской школы. 2 июня 1896 года Преосвященнейшим Николаем, Епископом Саратовским и Царицынским, Алексей Лебяжьев был рукоположен во диакона. Молодая семья жила в доме, который для помещения диакона и его семьи прихожане села Малая Сердоба пожертвовали в собственность церкви со всеми надворными постройками(за это прихожанам села была объявлена благодарность Епархиального Начальства). В Малой Сердобе у Лебяжьевых родилась старшая дочь Зоя. Резолюцией Его Преосвященства от 4 марта 1898 года Алексею Лебяжьеву было предоставлено священническое место при церкви села Старо-Захаркино Петровского уезда (сейчас Шемышейский район Пензенской области), а 15 марта того же года Преосвященнейшим Николаем, Епископом Саратовским и Царицынским, Лебяжьев рукоположен во священника. Фото 1. Священник Лебяжьев Алексей Иванович (*13.02.1873г)
    1 комментарий
    12 классов
    С. АРМИЁВО. Старый деревянный дом. Наши прадеды любовно Топором тесали брёвна, Гвозди крепко забивали, Песни громко запевали... Ухмыляются иные, А изба стоит поныне – Не сломалась, не сгорела, Лишь немного постарела. Дорожим мы стариною, Стала нам она родною. Вечно прадедов работа Будет радовать кого-то! (Слова из песни). Музыка Евгения Птичкина Слова Михаила Пляцковского.
    1 комментарий
    21 класс
    ИСТОРИЯ. МОРДВА - один самых уникальных народов РОССИИ. Интересная авторская статья. МОРДВА – один из самых уникальных народов России. Уникальность его заключается в бинарности, т.е.двойственности составляющих его частей – народов мокша и эрзя. Впрочем, пока нет окончательного ответа на вопрос «Являются ли мокша и эрзя одним, мордовским народом, или двумя разными?». Сторонники и противники есть у обеих версий. В пользу того, что мокша и эрзя – разные народы, лишь по случайности объединённые в один мордовский народ, говорит факт отсутствия в их языке этнонима «мордва» и наличие у мокшан и эрзян своего языка. Сами себя они мордвой изначально не называли, а называли мокшей и эрзей. Против признания мокши и эрзи разными народами говорит то, что уже сформировалась многочисленная прослойка представителей этих народов, которые считают себя мордвой, а за пределами Мордовии мокша и эрзя практически 100% воспринимают себя единым мордовским народом. Мокшанский и эрзянский языки имеют много общего, но и много отличий. Как правило, сторонники законодательного разделения мордвы на мокшу и эрзю утверждают, что мокша и эрзя не понимают язык друг друга. Сторонники единого мордовского народа утверждают обратное. Есть мнение, что раздел на мокшу и эрзя произошёл в I тыс. Со временем это отразилось на языке и менталитете. Тут мордва повторяет судьбу сербов, часть которых в древности ушла из Центральной Европы на Балканы, а часть осталась там, где сейчас находится Лужица – регион в составе Германии, где проживают лужицкие сербы (немцы называют их «сорбы»), самый малочисленный славянский народ (60 тыс.). Сегодня балканские сербы и лужицкие считают друг друга «двоюродными братьями». Первые – православные, преимущественно пользуются кириллицей; вторые – германизированные лютеране, пользуются латиницей. Мордва – самый многочисленный финно-угорский народ России. И, как в случае и с другими финно-угорскими народами (марийцы, удмурты, ханты, манси и проч.), их история содержит много белых пятен. На память сразу приходят баски – народ в Испании, в языковом и культурном отношении оторванный от испанцев. Происхождение басков, их языка и как они оказались в Пиренеях – загадка для учёных. Известно только о наличии общих черт у баскского языка с некоторыми кавказскими. Разделение на мокшу и эрзю для учёных тоже, своего рода, загадка.
    32 комментария
    43 класса
    Картина «Армиево озеро». Холст на картоне, масло. Худ. Алексей Епишин.
    1 комментарий
    2 класса
    С. АРМИЕВО. ШКОЛА. 1972 г. НАШ ДРУЖНЫЙ КЛАСС. РОДНАЯ ШКОЛА - ДРУЖНЫЙ КЛАСС, Я вспоминаю как всё было!.. Жило ДОБРО в ДУШЕ у нас, Сердце всё это не забыло! Мы были ДЕТИ - как и все, Озорничали но не сильно. Учились новому везде, Вести себя старались мирно. Если шутили - то не зло И помогали ВЕТЕРАНАМ! Мы - твёрдо верили в ДОБРО, Поделки мы дарили - МАМАМ! Обиды были? Всё смешно! Обиды - детские лишь это! Память простила, всё прошло И затерялось давно где-то! Давно уж взрослые МЫ ВСЕ, У всех у нас - большие дети! Живём теперь уже - кто где И ЦЕНИМ - все минуты эти!.. © Copyright: Юрий Малютин, 2023 г.
    7 комментариев
    79 классов
    ИСТОРИЯ. КРАЕВЕДЕНИЕ. ЭКСКУРСИЯ в ШЕМЫШЕЙСКИЙ МУЗЕЙ и в СЕМИКЛЮЧЬЕ. "ШЕМЫШЕЙСКИЕ ОТКРЫТИЯ" Интересная СТАТЬЯ. Очередное путешествие представителей клуба творческих открытий «Меридиан», ибо душа каждого из них жаждала новых ярких впечатлений, знакомств и интересного общения. Выбор пал на Шемышейский район Пензенской области. Именно там, в селе Мордовская Норка находится знаменитое «Семиключье». А в самом районном центре (в Шемышейке) меридиановцев ожидали в местном историко-краеведческом музее.
    3 комментария
    6 классов
    Село АРМИЁВО, Шемышейский район. "Живёт, живёт СЕЛО РОДНОЕ Поёт, поёт в СЕЛЕ гармонь..." Видео - 29.02.
    1 комментарий
    19 классов
    ИСТОРИЯ. КРАЕВЕДЕНИЕ. ГЕНЕАЛОГИЯ. МЕТРИЧЕСКАЯ КНИГА Космодемьянской церкви с. СТАРЫЙ МАЧИМ за 1906 г. АРХИВНЫЕ СВЕДЕНИЯ о жителях села СТАРЫЙ МАЧИМ Кузнецкого уезда Саратовской губернии. СТАРЫЙ МАЧИМ (Козьмодемьянское, Мочим), мордовское-эрзя село Новомачимского сельсовета, в 1,5 км к северу от него, расположено в основном на правом берегу р. Чемирлейки. На 1.1.2004 г. – 58 хозяйств, 128 жителей. Названо по р. Мачим и в отличие от своего выселка Нового Мачима. Гидроним Мачим (левый приток Колдаиса, бассейн Суры) восходит к личному мордовскому имени. В писцовой книге под 1635 г. по р. Колдаис упоминаются владения бортников-судеревщиков, среди них мордвин Василий Мочкудеев, то есть сын Мочки, Мачи. Суффикс -им, – топоформант, имеющий смысл уменьшительности. Деревня Мачим ясачной мордвы упоминается под 1692 г. (Гераклитов, 1927, с. 15). В 1709 г. в д. Мочим Узинского стана Пензенского уезда 113 дворов, ясачной мордвы, платили подати с 59-ти без полчетверти ясаков; в 1718 г. – 102 двора, 270 душ мужского пола и 241 – женского; в дни августовского 1717 г. «кубанского погрома» взято в полон 8 мужчин и 1 женщина (РГАДА, ф. 350, оп. 2, е. хр. 306, лл. 518-537 об.). В 1748 г. – д. Старый Мачим Узинского стана Пензенского уезда ясачной некрещеной мордвы (крестился только 1 чел.), 142 ревизских души (РГАДА, ф. 350, оп. 2, е.хр. 2545, лл. 319-326 об.). С 1780 г. – селение Кузнецкого уезда Саратовской губернии. В 1795 г. – село Козмодемьянское, Старый Мачим тож, казенных крестьян, 62 двора, 186 ревизских душ (РГВИА, ф. ВУА, д. 19014, Кузн. у., №58). В 1877 г. – Дубровской волости, 133 двора, церковь, школа, водяная мельница. В 1911 г. – Наскафтымской волости, 204 двора, церковь, земская школа. В 1955 г. – центральная усадьба колхоза «Великий перелом». Родина Григория Петровича Яшкина (1922–2003), участника Великой Отечественной войны, генерала-полковника Советской Армии, заместителя начальника Гражданской обороны СССР, в 1988 г. – начальника оперативной группы Министерства обороны СССР и члена правительственной комиссии по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, автора мемуаров «Эту жизнь не перепишешь заново». Численность населения (по годам): в 1709 – 573, 1718 – 511, 1748 – около 284, 1795 – около 372, 1859 – 912, 1877 – 1070, 1897 – 1468, 1911 – 1377, 1926 – 1760, 1930 – 1777, 1939 – 1109, 1959 – 727, 1979 – 436, 1989 – 262, 1996 – 202 жителя. https://pomnirod.ru/materialy-k-statyam/administrativno-territorialnoe-delenie-rossijskoj-imperii/gubernii-rossii/saratovskaya-guberniya/naselennye-mesta-gubernii11/kuzneckij-uezd-saratovskoj-gubernii/naskaftymskaya-volost-kuzneckij-uezd-saratovskoj-gubernii/staryj-machim-d.-naskaftymskaya-volost-kuzneckij-uezd-saratovskoj-gubernii.html
    4 комментария
    25 классов
Фильтр
Фото
Ковш для кваса. Мордва. кон. XIX в. Дерево. Размер: Дл.- 13,0; шир.- 11,5; выс.- 4,0
Читать дальше
Скрыть описание
  • Класс
Фото
Фото
Кадка-двудонка для воды и кваса «лазовка» (мордва-эрзя). Начало ХХ века.
Читать дальше
Скрыть описание
  • Класс
Фото
Фото
Лодочная станция в Шемышейке. Автор фото: Ирина Любишина, 2009 г.
Читать дальше
Скрыть описание
  • Класс
Фото
Округ четвёртый. "...села: Армиево. - Шемышейка. - Камишкир." Наблюдатель 4-го округа священник благочинный с. Наскафтым - Кирилл Полянский. 1887 г.
Читать дальше
Скрыть описание
  • Класс
Фото
Р.п. Шемышейка. Здание краеведческого музея. 2008 г. Автор фото: Ирина Любишина
Читать дальше
Скрыть описание
  • Класс
Фото
Река Уза. Шемышейский район. 2012 г. Фото: Виктор и Людмила (Комова) Илёшины.
Читать дальше
Скрыть описание
  • Класс
Фото
Интересный предмет крестьянского быта. Колокол. Мордва. Перв. треть XX в. Размер: дл. - 12,0; шир. - 6,5.
Читать дальше
Скрыть описание
  • Класс
Фото
Историческое фото. Сьезд депутатов духовенства Саратовской епархии 1908 года, во главе с епископом Гермогеном (Долганевым).
Читать дальше
Скрыть описание
  • Класс
Показать ещё