Содзи Симада родился в 1948 году в городе Фукуяма (преф. Хиросима), учился в средней школе Сэйсикан, а затем поступил в Университете искусств Мусасино (там же обучался писатель Рю Мураками), где получил степень в области коммерческого искусства. Сменил ряд профессий, в том числе работал водителем самосвала и музыкантом, чтобы в итоге найти себя как писателя. Опубликовав свой первый детективный роман «Токийский зодиак» в 1981 году он сразу же попал в шорт-лист престижной премии Эдогавы Рампо.
В 60-70-х годах процветал жанр социальной остросюжетной литературы, главным представителем которой был Сэйтё Мацумото. Содзи Симада же ориентировался на классиков западного детектива (Эдгар Аллан По, Артур Конан Дойл, Гилберт Честертон, Агата Кристи и др.) и Эдогаву Рампо — основателя японского детективного жанра и жанра хонкаку в частности (яп. 本格 «подлинный, аутентичный»).
Хонкаку-детективы позиционируются как головоломки. Читателю сразу предоставляются всё обстоятельства дела, материалы и даже схемы (домов, комнат, расположения в комнатах тел и т.п). От него не утаиваются факты, он знает ровно столько, сколько знают главные герои. Поэтому у каждого читателя есть возможность раскрыть дело раньше книжных сыщиков.
Симада эстетизировал жанр хонкаку и упрочил его положение в литературном сегменте. Установка была такова: общественно-политическое и психологическое содержание не должно доминировать над детективной интригой; главное в детективе — преступление-головоломка и ход его раскрытия, интеллектуальная игра с читателем.
Заслуга Симады не только в том, что он инициировал и развивал новый жанр своим творчеством и первым объединил европейскую классику с японской экзотикой, рационализм с мистицизмом, но ещё и в том, что он с самого начала находился в постоянном поиске новых талантливых писателей-детективщиков. Благодаря ему в японскую литературу вошли Юкито Аяцудзи, Ичи Орихара, Арисугава Арису, Ринтаро Норидзуки и многие другие писатели.
Главный сыщик его произведений — Киёси Митараи — не просто человек острого ума и блестящих аналитических способностей, как Эркюль Пуаро или Ниро Вульф, но ещё и астролог и предсказатель судьбы, что является весьма странным и необычным сочетанием. Он эксцентричен, слегка рассеян, но невероятно остроумен, антипод всех существующих сыщиков — серьезных, хмурых интеллигентов и суровых мужчин.
«Токийский зодиак»
Комментарии 3