Восход С-364: невероятная история успеха "русской ракеты"
Знаете ли вы, что советские конструкторы смогли разработать мотоцикл, который мог конкурировать с выдающимися западными гоночными байками и разгоняться до более 220 км/ч? Это был “Восток” С-364, выпущенный на Серпуховском мотоциклетном заводе.
История разработки
Завод, на котором родился “Восток”, начал свою историю в 1939 году как Серпуховский мотоциклетный завод (СМЗ). По плану Советского правительства, он должен был выпускать малолитражные мотоциклы, но после войны он перешел на производство мотоколясок для инвалидов. Эти машинки были похожи на немецкие DKW, захваченные солдатами СССР.
Но в 1960-х годах завод получил задание создать настоящий спортивный мотоцикл, способный успешно конкурировать с лучшими западными образцами на гонках.
Так появился «Восток» — четырехтактник с 4 цилиндрами и с двумя распределительными валами, шестиступенчатой коробкой. Его рама была построена по типу Norton Featherbed Manx, а его дизайн был современным и элегантным.
«Восток» с ходу показал всем, насколько он был передовым для своего времени. Уже во время гонок в Германии, советские гонщики умудрились завершить этап квалификации на призовых местах — Севостьянов занял второе место, а Кийса финишировал третьим.
В Гран-при на мотоциклах с двигателями до 500 куб.см Севостьянов был четвертым, уступив только знаменитым мотогонщикам Хейлвуду, Даффу и Драйверу.
Далее результаты стали еще лучше — в Гран-при Финляндии Севостьянов снова финишировал четвертым, Кийса смог занять подиум в гонках на мотоциклах с двигателями на 350 куб.см, получив мировое признание в качестве первого гонщика из СССР, который смог финишировать в тройке призеров.
Новый мотоцикл привлек внимание специалистов со всего мира.
Советские гонщики продолжили свои успехи в гонках в Чехии. Севостьянов снова занял третье место, обогнав своего коллегу из СССР Кийса, который смог занять первое место в квалификационных заездах на мотоциклах с 350 куб.см двигателями, но в гонке по результатам всех заездов был пятым.
Потом они выступили в Гран-при Германии, где Кийса стартовал с первой позиции, но не смог удержать лидерство и финишировал пятым. Севостьянов же не принимал участия в этой гонке из-за травмы. К сожалению, партия прекратила поддержку проекта. Мотоцикл еще развивался конструкторами, получив новый двигатель объемом 500 куб.см и мощностью 80 л.с, что было больше, чем у легендарного MV Agusta Агостини.
Легендарные советские гонщики еще выступали в классе 500 куб.см, где Севостьянов был четвертым в гонке, проходившей в Финляндии.
С-364 показал свой потенциал в гонках с двигателями на 500 куб.см, когда Севостьянов боролся за подиум с Агостини и Финдли в Финляндии 1968 года и занял четвертое место. Кийса тоже выступал в этом классе, но без успеха.
Дальнейшая модернизация мотоцикла сделала его одним из самых быстрых мото своего времени
Вне зависимости от поистине выдающихся результатов «Востока» на трассе, политическое руководство СССР не видело перспектив дальнейшего развития этого направления. Постепенно начали появляться сложности финансового характера.
Конструкторы не могли получать вовремя нужные запчасти и детали для продолжения работы над мотоциклом. Проект был закрыт из-за недостатка денег, и мотоцикл больше не смог конкурировать на мировом уровне.
Закат Востока
Проект С-364 был закрыт в 1969 году из-за отсутствия финансирования и поддержки со стороны партийного руководства. По некоторым данным, причиной этого стало недовольство Леонида Брежнева тем, что советские мотоциклы не могли победить итальянские MV Agusta, которые он считал символом капитализма.
Кроме того, проект столкнулся с техническими проблемами, такими как нестабильность двигателя и низкая надежность. Мотоциклы С-364 были списаны или разобраны на запчасти. Некоторые из них сохранились в музеях или частных коллекциях. Гонщики Севостьянов и Кийса продолжили свою карьеру в советских чемпионатах, но больше не выступали на мировой арене.
Партия не ценила мотогонки и предпочитала мотобол, который появился в СССР в 1937 году. Из-за этого конструкторы, создавшие уникальный гоночный автомобиль, были вынуждены делать простые мотоциклы для игры в футбол на двух колесах.
Печально, но конструкторское бюро, явившее миру грозный гоночный автомобиль, который стабильно превосходил многие западные аналоги, должен был теперь заниматься простейшими транспортными средствами, далекими от мира автоспорта и бешеных скоростей.
Некоторые “Востоки” уцелели благодаря зарубежным коллекционерам, но их единицы. Тем не менее, “Восток” остается единственным советским мотоциклом, который показал миру гений советских конструкторов.
С первых же заездов громко заявив о себе миру. При должном развитии этот мотоцикл несомненно бы занял лидирующие позиции наряду с лучшими гоночными мотоциклами мира.
Но история не терпит сослагательных наклонений...
Спасибо за просмотр, подпишитесь, чтобы не пропускать интересные новости!
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев