"Монстр бездорожья" ЗИЛ-132: на что была способна полноприводная трехосная машина
Интересных и прорывных идей у советских автомобильных конструкторов было так много, что приходилось в одном прототипе соединять сразу несколько новаторских решений. А в инженерном деле это считается очень трудной задачей, нередко приводящей к обратному эффекту.
Характерные проблемы советского автопрома
Как результат - появлялись трудности в сочетаемости новых (по отдельности очень даже перспективных) узлов и агрегатов. Существовала и проблема качества испытательных мероприятий.
Советская автомобильная промышленность скорее использовала принцип «не подошла идея - попробуем другую», чем делала упор на постепенный и многолетний рестайлинг.
Кроме того, если не было острой военной необходимости и четко поставленной задачи, новые разработки нередко забывались, их документы клались на полку и лишь иногда использовались для новых задач.
Перспективное семейство автомобилей ЗИЛ-132
Примером разработки, не пошедшей в широкую серию, можно назвать семейство автомобилей ЗИЛ-132. Изначально (а работы в этом направлении начались в 1959 году) конструкторы ставили целью создать военный автомобиль с принципиально новыми характеристиками.
Идея состояла в использовании на новом грузовике трех равноудаленных осей с единой колеей, трансмиссии с блокировкой, управлением первой и третьей парой колес и применением больших шин с изменением уровня давления (для снижения нагрузки на полевой грунт).
Также новый автомобиль должен был уметь быстро двигаться по пересеченной местности, преодолевать малопроходимые участки и иметь большой резерв по запасу хода.
Руководил перспективным проектом конструктор Ю.И. Соболев, за основу взяли проверенный практикой ЗИЛ-131, которому на смену как раз и должен быть прийти ЗИЛ-132.
Первый образец ЗИЛ-132
Для начала конструкторы позаботились об увеличении жесткости кузова. Для этого разработали новую раму со стальными поперечинами и достаточно толстым (2,5 мм) днищем. Так как разрабатывался военный автомобиль, то (в целях экономии, упрощения конструкции и увеличения надежности) от идеи подвески отказались совсем.
Двигатель мощностью 180 л.с. позаимствовали у ЗИЛ-375, разработали новую коробку передач (механическую, 5-ступенчатую), установили оригинальный демультипликатор и новую раздаточную коробку (с пневматикой блокировки).
Конструкция рамы
Крутящий момент передавался на каждую сторону автомобиля, а к системе управления колесами добавили шарниры одинаковых угловых скоростей. К рулевому управлению разработали революционные на тот момент гидроусилители на первый и третий ряд колес.
Новым решением стало использование мощных пневмогидравлических тормозов со специальным отводом на прицеп. Для увеличения запаса хода нашли самый очевидный выход - установили сразу 2 бензобака с объемом по 170 л каждый.
Преодоление рва, глубиной 2 метра
Грузоподъемность машины составила до 4,5 т (менялась в зависимости от типа дорожного покрытия или грунта). За счет новой колесной системы уровень разворота составил всего 11,5 м.
Максимальная скорость была небольшой (до 65 км/ч), но преимуществом стало то, что ее уровень не сильно отличался в зависимости от качества дорог и направлений. Расход топлива составлял 55 л\100 км (что в принципе, немного, учитывая сдвоенные баки и непринципиальность самого вопроса).
Машина была "монстром бездорожья", могла преодолевать 2-х метровые траншеи, свободно двигаться по снежной целине, глубиной более метра, проходить ручью (до 1.5 метров глубиной). В общем машина крайне проходимая, причем грузоподъемная и очень маневренная за счет поворотных передних и задних колес.
В 1961 году на машину установили автоматическую коробку и провели ряд новых испытаний. Но большой потребности у военных на подобную конструкцию на тот момент не существовало и работы были приостановлены. А единственный образец сгорел при пожаре.
Специальные арочные шины еще больше повышали проходимость машины
Дальнейшее использование наработок ЗИЛ-132
ЗИЛ-132 был на тот момент весьма продвинутой машиной со многими опережающими опциями. Достаточно упомянуть автоматическую коробку и уникальную систему управления первой и третьей парой колес.
Данная модель серийного выпуска так и не получила, но и не оказалась «тупиковым направлением». Многие наработки (как перспективные) были использованы на других машинах.
ЗИЛ-132П
В конце 60-х был создан ЗИЛ-132П. Так называемый "поисковик", основной задачей которого стало бы выполнение поисково-эвакуационных операций в армии. Правда изготовлен он был только в единственном экземпляре для доставки космонавтов, приземлившихся на водную поверхность.
ЗИЛ-132Р
В середине 70-х разработали ЗИЛ-132Р (многоцелевой армейский грузовик), но и он не получил горячего одобрения у военных. И был еще раз модернизирован, уже под сельскохозяйственные нужды. и получил название ЗИЛ-132РС.
ЗИЛ-132РС
Через год подвергся еще одной адаптации, уже как тягач. Но после нескольких серьезных экспертиз было (почему-то) принято решение об отказе от применения в Вооруженных силах серии ЗИЛ-132. Идеи этого отличного (но недоработанного) грузовика, способного ехать даже там, где заканчивается дорога, растащили по новым проектам.
Жаль, что многие гениальные идеи советских инженеров так и остались нереализованными после развала страны.
Спасибо за просмотр! Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые интересные выпуски!
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев