Константин Алексеевич Васильев (1942 – 1976).
В этом году исполняется 80 лет со дня рождения талантливого русского живописца Константина Алексеевича Васильева. Его творческое наследие насчитывает более 400 произведений живописи и графики. Признание и слава пришли к нему уже после смерти: в 1980-х. Всё творчество художника проникнуто философскими размышлениями об исторической памяти славянского народа.
Константин Васильев родился 3 сентября 1942 года в Майкопе. В то время город был оккупирован немецкой армией. Отец мальчика, Алексей Алексеевич Васильев, ушел в партизанский отряд, а мать — Клавдия Парменовна Шишкина — не успела эвакуироваться. Несколько месяцев она оставалась с ребенком одна. Надо ли говорить о том, какие тяготы и лишения выпали на долю молодой мамы и малыша. Клавдию Парменовну с сыном взяли в гестапо, потом отпустили, пытаясь раскрыть возможные связи с партизанами. Жизнь Васильевых висела буквально на волоске, и только стремительное наступление советских войск спасло их. Майкоп освободили 3 февраля 1943 года.
До войны отец работал главным инженером на одном из заводов города. А в 1943 году, после освобождения Майкопа, ему доверили его восстановление.
После окончания войны семья переехала в Краснодар. Там Константин Васильев пошел в детский сад при станкостроительном заводе, где отец работал начальником производства. Жить Васильевым пришлось прямо в цехе - город был разрушен, квартир для работников не хватало. В 1946 году в семье появился второй ребенок — дочь Валентина. Отец решил, что детям вредно расти на заводе. Он написал прошение в министерство с просьбой перевести его в другой город, и вскоре семья переехала в поселок Васильево под Казанью.
Если взять карту Татарии, то легко найти поселок Васильево на левом берегу Волги, примерно в тридцати километрах от Казани, напротив устья реки Свияги. Сейчас здесь Куйбышевское водохранилище
Новое место очаровало Костю красотой природы. Кроме того, в окрестностях Васильево находились истинные жемчужины Татарии: Раифский Богородицкий монастырь, Волжско-Камский заповедник, остров-град Свияжск, Крестовоздвиженская церковь. После кончины живописца к достопримечательностям добавился и дом-музей Васильева.
От своих сверстников Костя отличался тем, что не интересовался игрушками, мало бегал с другими ребятишками, но всегда возился с красками, карандашом и бумагой. Отец часто брал его на рыбалку, на охоту, и Костя рисовал реку, лодки, отца, лесную пасеку, дичь, собаку Орлика, и вообще все, что радовало глаз и поражало его воображение. Некоторые из этих рисунков сохранились. Мальчик восхищался творчеством Виктора Михайловича Васнецова. «Богатыри» - первая картина, воссозданная ребенком в мельчайших деталях цветными карандашами, а «Витязь на распутье» - вторая.
Родители, как могли, помогали развитию способностей: тактично и ненавязчиво, оберегая вкус, подбирали книги и репродукции, знакомили Костю с музыкой, возили его в музеи Казани, Москвы.
Они понимали, что ему нужно учиться в художественной школе, однако в поселке такой школы не было. По случайности Косте выдалась возможность выбраться из Васильево для серьезного обучения. В 1954-м в «Комсомольской правде» опубликовали объявление о наборе учеников в столичную художественную школу-интернат при институте имени В. И. Сурикова. Отборочный конкурс был огромный. Родители собрали лучшие рисунки сына и отправили их в Москву. И вскоре Константина Васильева зачислили в школу. В 12 лет он переехал в Москву. В интернате учился блестяще. Часто ходил в Третьяковскую галерею и Пушкинский музей, коллекционировал репродукции, интересовался творчеством старых мастеров.
«Всем прочим делам и увлечениям Костя Васильев предпочитал посещение Третьяковки. Пожалуй, не было в музее картины, которую бы он не обследовал. Его интересовало буквально все — и холст, и подрамник. Но самым важным было распознать, как писал художник картину и что при этом чувствовал».
Директор музея Константина Васильева Анатолий Доронин.
В 15 лет написал автопортрет, техника которого похожа отнюдь не на работу ученика, а на творчество зрелого автора. Любой набросок он делал плавным и почти безотрывным движением руки. Васильев делал множество живых и выразительных рисунков. Жаль, что в большинстве своем они утрачены.
Вскоре начинающего художника начала тяготить учеба. От воспитанников в ней требовали строгого соответствия академическому стилю, а Васильев увлекся сюрреализмом и абстракционизмом. В 1957 году он перевелся в Казанское художественное училище. Здесь Константин Васильев много экспериментировал, искал свою манеру творчества. Он часто получал премии на художественных конкурсах, которые проводились в училище. Иногда Васильев подрабатывал — рисовал шаржи для казанского сатирического журнала «Чаян».
В 1961 году Константин Васильев с отличием закончил училище. Его дипломной работой стали эскизы декораций к опере Николая Римского-Корсакова «Снегурочка» по одноименной пьесе Александра Островского. По распределению Константина Васильева отправили работать декоратором народного театра в небольшой город Мензелинск в Татарстане. Там художник задержался ненадолго: в театре сообщили, что декоратор у них уже есть. Васильев уехал в Казань. Какое-то время он работал в местном художественном фонде, принял участие в выставке «Художники-сатирики Казани». Молодому художнику не везло: его не принимали на работу по профессии, он долго был не востребован, однако рисовать не прекращал.
В конце концов, вернулся в поселок Васильево и устроился преподавателем рисования в школу. Он старался научить детей любить искусство, рассказывал им о творчестве известных художников. Но проработал там недолго. Обвинив Константина Алексеевича в отсутствии методики обучения, руководство школы вынудило его уволиться.
Однако после этого живописцу неожиданно повезло – он устроился на местный лесокомбинат. Официально Васильев числился слесарем – ремонтником и рисовал по конкретным случаям и праздникам транспаранты, плакаты, стенгазеты и диаграммы, он получил стабильность и достаточное количество свободного времени для занятий творчеством.
К этому периоду жизни Васильев мог писать в любой манере, под кого угодно. Ремеслом владел мастерски. Но ему предстояло найти свой путь и, как всякому художнику, хотелось сказать и свое собственное слово. Он рос и искал себя.
В ранних картинах Васильева, среди которых «Струна», «Абстрактные композиции» и «Вознесение», чувствовалось влияние сюрреалистов Сальвадора Дали и Ива Танги, абстракционистов Василия Кандинского и Джексона Поллока.
Создавал Васильев и пейзажи. На картины «Осень» и «Лесная готика» его вдохновляла живописная природа Татарстана. В середине 1960-х годов Константина Васильева перестал интересовать сюрреализм, и он перешел к реалистической манере творчества.
«Единственное, чем интересен сюрреализм, это своей чисто внешней эффектностью, возможностью открыто выражать в легкой форме сиюминутные стремления и мысли, но отнюдь не глубинные чувства». Константин Васильев.
Васильев долго не мог найти свой особый стиль. Он писал: «Все, что я рисовал, было совершеннейшей чушью, последнюю картину я уничтожил и беру абсолютно другой курс».
Овладев изображением внешних форм в совершенстве, научившись придавать им особую жизненность, Константин мучился мыслью о том, что за этими формами ничего, в сущности, не скрывается, что, оставаясь на этом пути, он растеряет главное – творческую духовную силу и не сможет выразить по-настоящему своего отношения к миру.
Пытаясь постичь суть явлений и выстрадать общий строй мыслей для будущих произведений, Константин занялся пейзажными зарисовками. Какое многообразие пейзажей он создал за свою короткую творческую жизнь! Бесспорно, Васильев создал неповторимые по своей красоте пейзажи, но какая-то новая сильная мысль мучилась, билась в его сознании: "Внутреннюю силу всего живого, силу духа – вот что должен выражать художник!" Да, красота, величие духа – вот что будет отныне для Константина главным! И родились "Северный орел", "Человек с филином", "Ожидание", "У чужого окна", "Северная легенда" и многие другие работы, ставшие воплощением особого "васильевского" стиля, который нельзя спутать ни с чем.
В 1960-х годах художник много экспериментировал — обращался к разным направлениям и жанрам. В 1969 году Константин Васильев написал картину «Северный орел». У произведения интересная история. Однажды друг художника Олег Шорников рассказал ему, что видел в лесу большого орла, который сидел на поваленном дереве и чистил перья. Шорников описал особый пронзительный взгляд орла, когда он заметил человека.
«Когда в условленное время Васильев снял с полотна покрывало, в комнате воцарилась необычная тишина. Друзья предполагали увидеть какую угодно птицу, но… мужика с топором никак не ожидали. <…> Зрителя буквально сверлил орлиный взгляд мужественного человека, властелина тайги, одухотворяемого природой и одухотворяющего первобытную стихию леса своим трудом, мужеством и волей. Картина радовала сияющим тоном, поражала сложностью тончайшей игры света в бесконечном узоре инея, заснеженной хвои, веток, стволов».
Анатолий Доронин, из книги «Константин Васильев. Жизнь замечательных людей»
Картину отнесли к новому для творчества художника направлению живописи — символическому реализму. В том же 1969 году Васильев начал подписывать свои работы как «Константин Великоросс».
К концу десятилетия Васильев вернулся к реалистической манере живописи и тогда же заинтересовался эпосом: скандинавскими сагами, славянскими былинами, восхищался Старшей и Младшей Эддой, учил немецкий, чтобы в оригинале читать тексты Рихарда Вагнера. Реконструкция германской мифологии в «Кольце Нибелунга» захватила Васильева.
Художник с детства сохранил любовь к сказкам и народному эпосу. Его интересовали русские былины и предания, скандинавские, древнеисландские и древнегерманские мифы и саги. В начале 1970-х годов он создал цикл «Русь былинная», в который вошли картины «Илья Муромец и голь кабацкая», «Бой со змеем», «Русский витязь» и другие. Проиллюстрировал Васильев и памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Он изобразил главных героев эпоса, в том числе самого князя Игоря.
Константин Васильев провёл немало времени в архивах и библиотеках и заметил некоторое сходство западноевропейских мифов и северных русских сказок. От его внимательного взгляда не ускользнуло и то, что некоторые известные арийские символы являются элементами орнаментов русской национальной вышивки.
На него сильно повлияла смерть его младшей сестры Людмилы в 1967 году. Девушка училась в 10 классе, когда внезапно тяжело заболела. Она попросила брата нарисовать для нее иллюстрации к былине о Дунае Ивановиче. Для сестры художник создал два больших полотна и несколько эскизов.
В батальную тему, помимо полотна «Парад 41-го» вошел парадный портрет маршала Георгия Жукова, картины «Нашествие», «Тоска по Родине» и «Прощание славянки». На создание последних двух произведений его вдохновили старые русские марши. Незадолго до смерти он хотел внести изменения в картину «Прощание славянки» и положил её на отмывку. Полотно извлекли из воды только после смерти Васильева, и оно оказалось сильно повреждено.
Стоит отметить, что тема снега, зимы, суровых народов Севера была лейтмотивом творчества, аллегорией сильных характеров и настоящих людей: отважных и смелых. В этой же стилистике выполнены работы «Святовит», «Велес» и «Человек с филином», названия которым дали друзья художника уже после смерти автора.
Васильев обычно никому не показывал свои работы, пока они не были закончены, и поэтому старался писать картины по ночам. У него не было своей мастерской. Клавдия Парменовна старалась создать сыну все условия для творчества. Семья мастера, состоявшая на тот момент из четырёх человек, жила в трёхкомнатной квартире. Мать выделила ему две смежные комнаты, поселившись с дочерью и внучкой в третьей. Теперь он мог писать полотна большого размера, располагая их в проходе между комнатами, и никому при этом не мешать.
В конце 1974 года Константин Васильев под давлением друзей приехал в Москву и сделал попытку предложить свои картины на столичные выставки. Ему даже удалось показать их знаменитому художнику Илье Глазунову, тот был поражён, связался в свою очередь с министром культуры Ю. С. Мелентьевым, но в результате из этого так ничего и не вышло.
Васильев пережил разочарование, но постепенно обрёл душевное равновесие и продолжил творить.
Константин Васильев никогда не был женат и даже говорил, что его единственная спутница на всю жизнь — живопись. Портрет его второй подруги Елены Асеевой часто экспонируют на выставках Васильева.
О личной жизни художника известно мало. Про романтические чувства живописца в книге «Руси волшебная палитра» написал Анатолий Доронин, основавший Музей славянской культуры Константина Васильева в Москве. В 17 лет художник влюбился в Людмилу Чугунову, писал ей картины, читал стихи, но первая любовь оказалась несчастной.
Привязанность к выпускнице Казанской консерватории Елене Асеевой окончилась неудачным предложением руки и сердца, зато портрет девушки ныне успешно экспонируется на посмертных выставках автора. В зрелом возрасте познакомился с Еленой Коваленко, но болезненный опыт прошлых отношений не позволил художнику развить роман во что-то серьезное.
По свидетельствам современников, живописец был ранимой и тонкой натурой. На фото выходил задумчивым и чуть печальным, будто погруженным в непрерывные творческие поиски. На прогулках, со слов друга Геннадия Пронина, любил молчать, предоставляя собеседнику роль «первой скрипки».
Одна из последних работ художника картина «Человек с филином» (1976 г.). После создания этой картины Васильев несколько дней провёл в глухом лесу на охоте, а вернувшись домой, заявил родным, что «знает, как теперь и что ему нужно писать».
Творческий путь художника прервался трагически и неожиданно. Осенью 1976 года в городе Зеленодольске, который находится неподалёку от посёлка Васильево, была организована объединённая выставка местных живописцев. Константин Алексеевич тоже представил несколько своих работ. После закрытия выставки, 29 октября, для любителей изобразительного искусства было решено устроить обсуждение картин в присутствии авторов. Васильев поехал в Зеленодольск на встречу со зрителями, но домой так и не вернулся.
Через три дня родных художника известили о его гибели. Тело Васильева и его друга нашли на железнодорожном переезде. По официальной версии он был сбит электропоездом. Похоронили художника в поселке Васильево в березовом лесу, где он любил гулять при жизни.
Тем не менее, родные и друзья считали, что в версии много нестыковок, например, как взрослые мужчины не услышали приближения состава или почему оказались в нескольких часах езды от Зеленодольска у станции «Лагерная», где произошла трагедия.
Всесоюзные слава и признание пришли к Константину Васильеву уже после смерти. В 1980-х и 1990-х годах состоялись выставки в СССР и зарубежных странах, в 1996 году был открыт музей художника в поселке Васильево, а в 1998 году — Музей славянской культуры Константина Васильева в Москве.
До сих пор вокруг имени художника не утихают споры. Являются ли произведения Константина Васильева культурным достоянием нашей страны? В любом случае умение показать красоту и дух национального характера, необыкновенную сказочность русской земли ставит Константина Васильева в один ряд с выдающимися отечественными живописцами, которые являются достоянием и гордостью России.
Интересные факты:
1) Константин Васильев очень любил книги Федора Михайловича Достоевского. Еще в интернате у него появилась идея нарисовать иллюстрации к его произведениям. К творчеству писателя он обращался на протяжении всей жизни, а в 1973 году даже написал портрет Достоевского.
2) Константин Васильев очень внимательно относился ко всем своим картинам — часто переделывал фоны, добавлял детали, рисовал много эскизов. В живописи его привлекала почти математическая точность.
3) Константин Васильев задумывал, но не успел воплотить серию «Великие женщины России». В цикл должны были войти портреты выдающихся героинь русской истории — от княгини Ольги до космонавта Валентины Терешковой.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1