«Золотой дух»: в каких случаях «деды» в советской армии не трогали новобранцев
Устав Советской Армии был строг. Даже в «учебке» новоприбывшие, например, должны были обращаться друг к другу не иначе, как «товарищ курсант». Надо ли говорить, что соблюдалось это отнюдь не везде и то лишь в присутствии офицеров. Старослужащие же подобной официальщины и вовсе не признавали — у них были свои порядки и свой табель о рангах, в котором солдаты первого полугода службы становились бесправными «духами».
Все, кроме одного — так называемого «Золотого духа».
Домой ужасно хочется
Именно так в армии расшифровывалось прозвище дух — «домой ужасно хочется». Впрочем, есть и другое объяснение — старослужащие утверждали, что недавно пришедшие с гражданки еще не избавились от запаха той вольной жизни, от ее домашнего духа. Никаких прав у таких солдат не было — одни лишь обязанности. Они были предназначены исключительно для работы и исполнения капризов старослужащих. Уровень неуставщины был разным в зависимости от конкретной части и даже конкретного деда — как говорится, кто на что горазд.
Золотой дух
Для поздней Советской Армии с ее развитым институтом неуставных отношений — дедовщиной — смена поколений была эдакой основой, на которой вся неуставщина и держалось. Во многих подразделениях особым статусом награждали новоприбывшего, который первым переступал порог казармы. Он становился человеком вне армейских каст — золотым духом.
Каждый молодой держал к голове, что это сегодня он дух, а завтра (то есть, через полтора года службы) — дед.
Все это несколько напоминало своеобразный Новый год. «Старые» духи становились слонами, деды — «дембелели», освобождая вакантные места для «новых» дедов — и так по кругу. Золотой дух был армейским Дедом Морозом на этом празднике. Конечно, Новый год, то есть смена армейских статусов, произошла бы и без него. Но так было гораздо веселее и интереснее.
«Золотые» ништяки
Молодой, которому повезло (или не повезло — это уж как судить) первым переступить порог казармы, получал от старослужащих целый набор привилегий. Он становился подшефным дедов и награждался иммунитетом к нарядам вне очереди (а порой и к любым «западлистским» нарядам), побоям и издевательствам. Эта привилегия зачастую выходила «золотому» боком, после того, как дембеля уходили на гражданку — прессовать начинали свои же однопризывники, не признавая за ним полноценного армейского статуса.
Золотому духу, обычно, перепадала лафовая должность типа каптерщика или дежурного по вечно закрытому запасному складу и привилегия посещать все «дедовские вечеринки». Правда, не для полноценного участия в них — переводить дефицитный запретный алкоголь на молодого (пусть и золотого) никто не собирался. Обычно «особый» дух «бдил фишку», то есть стоял на шухере. Порой поднабравшиеся и раздобревшие деды даже заводили с ним разговоры на равных. Но отнюдь не из уважения, а чисто поржать — еще не прошаривший армейского быта дух нес такую околесицу...
Золотому духу даже позволялось ходить «по форме одежды — дед». Правда, лишь в пределах казармы — любой офицер или старослужащий из другого подразделения мог вставить за это «пистона».
День непослушания
Во многих частях существовала и еще более «демократичная» традиция — День золотого духа. Это что-то типа Дня непослушания в школе. На экваторе стодневки деды и духи менялись местами, и теперь первые должны были исполнять все капризы последних. Конечно, из уважения к старшим пожелания были простыми и безобидными. Хотя формально в этот день духам позволялось все. Но каждый прекрасно знал, что уже с отбоем День Золотого духа закончится и начнется обычная неуставщина. Наживать себе врагов среди старослужащих было ни к чему...
Во все времена, у военнослужащих, есть одна задача:» Не изменять присяге, и добросовестно, профессионально исполнять свои служебные обязанности». Других задач, я не знаю.
Служил сержантом в ЮГВ, в Венгрии, в артиллерийском полку. Дедовщина была и достаточно дискретная. Четко разделенная по призывам. Но до откровенных избиений и издевательств не доходило. Но мы сержанты по ночам прятались в каптерке, переносили туда телевизор из ленинской комнаты, кидали проволочную антену и ловили австрийское телевидение, благо она была недалеко. Там я впервые увидел и ужастики и порнуху. Дневальный был предупрежден, как только дежурный по полку появлялся, так все замирало. Как только он уходил, нас несколько сержантов опять к телевизору, так могли всю ночь просмотреть, настолько это было для нас необычным.
Муж служил в Германии. Ракетчик ПВО. Деды были, но сидели на жопе ровно, потому что в части основной состав были офицеры и прапорщики. Солдат было очень мало, в основном водители. Правда его деды были с Западной Украины, сволочи ещё те. А их, молодых в отделении было только двое, мой из Сибири охотник, и парень с Горловки, шахтёр. Остальные-деды. Пытались наезжать, но пару раз ребята отбивались, (шахтёр вообще подраться мастер был) а потом офицеры всю шоблу раздраконили и тихо стало
Все зависит от людей. Служил в ВМФ, на ракетном катере в 60-десятые годы, когда стал старослужащим, годком, да и служба была на год больше, чем в СА, занимал мичманскую должность, был главстаршиной, и никогда в жизни, клянусь, не обижал, и не оскорбил молодых. Не давал это делать, другим ретивым годкам. Некоторым это не нравилось, смотрели на меня косо, но это были их проблемы. Я, всегда, им говорил:» Вспомните себя! Вам унижения были приятны?» В ответ слышал:» А мы через это прошли! Пусть и они почувствуют!» Пресекал все оскорбления, и унижения жёстко. Был, ещё, один такой старшина моего призыва. О мордобое, вообще, разговор не шёл. Боялись! Очень, все эти неуставные отношения, зависят от отношения к ним, младших командиров, коим я был, и офицеров. У многих желания заниматься этим не было , а должны были пресекать на корню.
Мой тоже говорил, что когда они были "дедами" молодых не обижали. А вот им было тяжело. Не в физическом плане, а психологически. Западенцы по своему между собой базарили, не поймёшь что говорят. Да и отношение от них тоже было мягко говоря не очень. Хоть он и служил с73-75 западенцы и тогда косились по волчьи
Почему статья без подписи? Такого быть не должно!!! Собрана одна гадость и, скорее всего, со слов каких-то "крутых" или "косящих" под них персон. Не знаю где были части с такими порядками, хотя прослужил 22 года. Везде были и "старики" и "молодые". "Старики" важничали перед "молодыми", могли где-то попытаться слегка "откосить" от работы за счёт молодых. Но это всегда жёстко пресекалось офицерами и прапорщиками. Так было во всех нормальных частях. Всегда вопрос взаимоотношений в коллективе был главнейшим и на постоянном контроле. Ведь офицеры для того и существовали, чтобы воспитывать и учить молодых ребят - солдат. Дисциплина в жизни армии всегда была главнейшим. На совещаниях иногда доводились приказы о том, что где-то случались крайности на почве "дедовщины", за что строго наказывали командиров и отправляли в дисциплинарный батальон или сажали виновных. Но подобные случаи были не закономерностью армейской...ЕщёПочему статья без подписи? Такого быть не должно!!! Собрана одна гадость и, скорее всего, со слов каких-то "крутых" или "косящих" под них персон. Не знаю где были части с такими порядками, хотя прослужил 22 года. Везде были и "старики" и "молодые". "Старики" важничали перед "молодыми", могли где-то попытаться слегка "откосить" от работы за счёт молодых. Но это всегда жёстко пресекалось офицерами и прапорщиками. Так было во всех нормальных частях. Всегда вопрос взаимоотношений в коллективе был главнейшим и на постоянном контроле. Ведь офицеры для того и существовали, чтобы воспитывать и учить молодых ребят - солдат. Дисциплина в жизни армии всегда была главнейшим. На совещаниях иногда доводились приказы о том, что где-то случались крайности на почве "дедовщины", за что строго наказывали командиров и отправляли в дисциплинарный батальон или сажали виновных. Но подобные случаи были не закономерностью армейской жизни, а, скорее, исключением.
Офицеры были в подразделении до 17-18 часов, дальше рставался один ответственный и то не всегда. И что значит "так было в нормальных частях"? И какие части были нормальными а какие нет?
Жила в Германии - отец служил. Там все было очень строго и по закону! Солдаты находились только на территории части, кроме дежурств с офицерами в комендатуре в городе.
Всё это деградация армии. В условиях мирного времени, когда солдату по сути нечего делать - начинается подобная деградация. Которая потом выливается боком в случае боевых действий и солдатами, которые всю службу херной страдали, по плацу маршироваяли да одеялки заправляли. Им срочно придётся учиться тому, чему их так и не научили за всю службу. Кто то успеет выучиться в поле. Кто то не успеет..
Убогая статья!! "Золотые духи" может где-то и были (в чём я сомневаюсь!), но все салабоны были равны в своих правах, которых, правда, почти и не было. Всё зависело от того как ты себя поставишь перед дедами. Уважаешь себя - уважают тебя!! Если понос по жизни, то поносом до дембеля и останешься. Был у нас один такой, кликуха Плейшнер, до самого дембеля на верхней шконке проторчал и очко в сортире драил. Да дедов иногда зашкаливало, но до беспредела никогда не доходило, а если и доходило то пресекалось жёстко.
КТОФ 1971 - 1974 годы Русский остров, учебка, Сов. Гавань. Когда после учебки нас 5 человек привезли в часть, то в первую очередь повели на камбуз, усадили за стол на 10 чел, хотя обед уже закончился, даже утреннее масло оставили, ждали, свое съели, подходит ст. 1ой статьи, чего сидите?, спрашивает, мы ему - да как бы свое съели, а он нам- это вам все, ешьте. Вот так молодых на флоте встречали и эта традиция продолжалась, по крайне мере пока я служил
На флоте были годки, и свои традиции. Этой хрени, про золотых духов никогда не слышал. А,вообще, мне смешно читать, потому что отслужив 20 месяцев, получил только отпуск 35 суток, а тут после года службы становились дедами крутыми.Мой призыв, 1966 года, менял, призванных в 1962 году. На фото все одинаковые салабоны. Прошли курс молодого матроса в экипаже в Севастополе, и ждали, когда нас разберут по кораблям, и частям.
Всё зависело от офицерского,сержантского состава и самой воинской службы. У нас и сотой части не было от написанного, а наглецов коллективно ставили на место.
Дело Сакала́ускаса — дело об убийстве 23 февраля 1987 года рядовым внутренних войск Артурасом Сакалаускасом пятерых сослуживцев, а также начальника караула, его помощника и проводника поезда. Причиной послужили издевательства со стороны этих сослуживцев при невмешательстве или молчаливом одобрении начальника караула и проводника.(с)
В ВС СССР подобные инциденты скрывались правительством от общественного внимания и никогда не освещались в СМИ. В качестве примера можно привести расстрел сослуживцев в карауле в Ленинградском высшем политическом училище МВД СССР 19 мая 1977 года, когда курсант второго курса Анатолий Федоренко, будучи караульным бодрствующей смены, убил шестерых и ранил двух человек в караульном помещении (убийца был обезврежен одним из смертельно раненных курсантов и впоследствии приговорён к смертной казни). В официальных источниках инцидент назвали попыткой нападения бандитов на караул с целью завладения оружием.(с)
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 57