Зачем в СССР пассажирские поезда красили в зеленый цвет
В позднем Союзе, уже затронутом товарным дефицитом, был анекдот-загадка: «Что такое — длинная зеленая пахнет колбасой?». Ответ — электричка из Москвы. Действительно, большинство советских пассажирских поездов было окрашено именно в зеленый цвет.
За редким исключением, но об этом далее...
«Тоска дорожная»
В дореволюционной России существовала особая традиция покраски поездов и вагонов. Достаточно обратиться к стихотворению Александра Блока «На железной дороге»:
Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие;
В зеленых плакали и пели.
Почему где-то молчали, а где-то плакали и пели, становится понятно, если знать, что раньше в России в синий цвет красились поезда первого класса, в желтый — предназначенные для господ среднего достатка, а в зеленый — для простолюдинов.
Императорский вагон Николая II, в соответствии с дореволюционными традициями, был окрашен в синий цвет.
Из соображений рационализма
Логично предположить, что дешевых поездов и вагонов было больше всего. Поэтому, чтобы максимально упростить их обслуживание, и использовалась зеленая краска. Дело в том, что зеленые минеральные пигменты доступны и дешевы в производстве, а еще — отличаются высокой стойкостью к солнечному свету. Единожды покрашенный зеленой краской поезд долго не нуждался в обслуживании.
Большевики, вынужденные восстанавливать разрушенную внешними и внутренними междоусобицами страну, перекрасили в зеленый цвет все вагоны и поезда без разбора — исключительно из соображений экономии. Эмигранты даже зло шутили, что, мол, «отныне все поезда предназначены исключительно для бедных».
Кстати, по тем же соображениям товарные вагоны стали красить красно-коричневой краской — так называемый, железный сурик оказался самым дешевым и доступным пигментом. Наверное, им бы красили и пассажирские вагоны, но уж слишком некрасивый цвет. А при всей экономии и рационализме об эстетике в СССР тоже старались не забывать.
Безопасность и маскировка
Впрочем, кое-какое цветовое разнообразие все же имело место — крыши советских пассажирских поездов окрашивались в серый цвет. Это делалось уже для маскировки. С самолета такой состав сливался» с серой же железнодорожной насыпью и с определенной высоты был практически не заметен.
Правда, для паровозов, массово используемых в Великую Отечественную, такая «маскировка» была бесполезной — состав выдавал идущий из трубы дым.
Голубой вагон…
А что же детская песня про голубой вагон? На самом деле и такие в СССР были. В этот цвет — видимо, как дань дореволюционному делению вагонов по классам — красили фирменные поезда, массово появившиеся в середине 1960-х годов. Они отличались повышенным комфортом и высокой скоростью — шли по маршрутам с меньшим количеством остановок. В Союзе было около 70 «фирменных» маршрутов между Москвой, Ленинградом и республиканскими и крупными областными центрами страны.
Современные поезда все чаще красят в фирменные цвета РЖД — серый и красный. Причем, обычно преобладает первый — практичный и немаркий. Правда, унылый. Видимо, поэтому его и разбавили ярким красным.
А вам какой цвет больше по душе?
в армию везли из Пензы до Горького а далее через Ковров в Иваново ноябрь 1974.полупьяные призывники чуть проспавшись утром в окно обратили внимание на дым,оказалось нас паровоз тартачил!!!))))
Железная дорого вообще имеет очень характерный запах, запах мазута, которым пропитаны деревянные шпалы. Даже при современных железобетонных шпалах запах всё равно остаётся.
В совке было вообще всё красить в такой зелёный цвет, в квартирах стены были такого цвета и в магазине такая краска продавалась. Больше ничего не было.
великии рускии народ не может жить без воины поезда ,авто,тракторы, велосипеды,мотоциклы,красились в зеленый цвет. В школах с 1 класса учили бросать гранаты.
Какая разница,в какой цвет перекрасили?! Что в советское время было не протолкнуться в сезон посадок,что сейчас! Сократили до "нЕльзя" составы. И расписание так же. Теперь в каникулы или большие выходные внучат не дождёшься! К нам в Саянскую,как сократили до минимума расписание-типа ковид-так и по сих пор! А вот автобусы оставили. А где,семья в шесть человек найдёт деньги за проезд,если на одно место платить в автобусе надо чуть больше 500р в одну сторону?! Мне хоть на фиолетовом вагоне,лиж бы думали о нас,простых работягах!
В ответ на Вашу чушь и написано. Вы про совок знать ни чего не можете. Вы застали Горбачевщину, а это уже не ,,совок". Не нужно повторять бредни русофобов, это Вас не красит и не делает умнее.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 46