Когда человек надламывается от трудов, то, видимо, он нес слишком много, взял больше, чем мог. От гордости взял, потому что хотел быть святым побыстрее. Здесь парадокс: святость не знает о своей святости, и смирение не знает о своем смирении. Природа святости такова, что она, излучаясь наружу, ничего не знает о себе внутри. Она не созерцает себя. Чем согрешил Денница, архангел, который превратился в дьявола? Он залюбовался собою. Он должен был любоваться Божией славой и изумляться Творцу, а он изумился тому, насколько он хорош.
И когда человек начинает… «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи, кто на свете всех милее, всех румяней и белее», – это вот оно и есть. И святость подлинная никогда этим не занимается, не рассматривает себя с наслаждением.
Большинство людей берут разгон, бегут, потом устанут, остановятся и больше никуда не бегут. Значит, есть что-то другое в них. Очевидно, что-то не дает человеку возможность идти дальше, не останавливаться и не гордиться собой.
У апостола Павла сказано: «Забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания во Христе Иисусе». У Пастернака есть такие строки: «Быть знаменитым некрасиво. / Не это подымает ввысь. / Не надо заводить архива, / Над рукописями трястись».
С духовной точки зрения архива заводить не надо, то есть нужно забывать, оставлять и идти дальше. То, что сзади, нас не спасет. Один старец сказал: «О будущем не тревожься, на прошлое не надейся, но воздерживай язык и чрево».
Мало ли, что будет впереди, заранее не думай. Но на прошлое не надейся. Дескать: я же в прошлом там постился, молился, Псалтирь читал, к больным ходил, деньги раздавал, впереди у меня все будет хорошо, потому что я на проценты живу от собранных сокровищ.
Нужно идти вперед, забывать все, что сзади, оставить это все Господу и вперед идти.
На пути вверх очень многие падают вниз, это страшное дело. На иконе Иоанна Лествичника – монахи бедные карабкаются а черные, злые их крючьями стягивают. И один летит вверх тормашками, другой летит вверх тормашками, и вот мы читаем церковную историю: ушел из монастыря, снял с себя сан, трижды женился, запил, помер – это вот эти с крючьями стягивают людей с лестницы. С лестницы, ведущей вверх.
Серьезная драма. Безусловно, здесь надо иметь страх Божий и не лезть выше себя. Как премудрый Сирах сказал: большего себя не ищи. И Тихон Задонский пишет: гордость берется за то, что ей не под силам, и ломается на этом, а ты делай маленькое.
Почему я и говорю: нам нужен именно святой шофер, святой продавец, святой штукатур, святой сисадмин, святой оператор, святой гример. Нам нужны святые люди здесь. Нам надо сегодня, здесь, сейчас делать дела праведности и Богу служить на маленьком месте, чтобы попасть в число тех семи тысяч, которых не знал Илья и которых знал сам Господь.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев