Того и Сеппала
В городе, который насчитывал население в полторы тысячи человек, болезнь распространялась с поразительной скоростью. Но медики оказались бессильными в этой борьбе с наступающим недугом. Ведь у них в руках не было, самого главного оружия - вакцины.
Спасительная сыворотка находилось за тысячи километров от Нома: в Сиэтле и в Анкоридже.
Но погодные условия весьма затрудняли её доставку в город, ведущий неравную борьбу с дифтерией.
Мощный арктический шторм, который вот уже несколько дней бушевал над городком, делал невозможным доставку вакцины по воздуху и по морю.
Вакцину доставили из Анкориджа на конечную железнодорожную станцию, Ненану. Дальше железнодорожных путей уже не было.
Но от Ненаны до Нома еще целая тысяча километров!
Вот тогда и было решено использовать единственный возможный способ доставки вакцины: собачьи упряжки.
В этой Великой гонке милосердия приняли участие 20 погонщиков и полторы тысячи собак.
В ходе заезда каждая упряжка проходила предельно возможное расстояние в 50-60 км. А далее ящики с вакциной перегружались на следующую упряжку.
Погодные условия были ужасные. Люди и собаки вынуждены были пробиваться через сплошную снежную пелену. Температура не поднималась выше отметки в минус 30 градусов. Скорость ветра в некоторых местах достигала 32 км/час.
В самой первой упряжке погибли три собаки.
И всё же, несмотря ни на что, первые семнадцать упряжек с задачей справились.
Вакцина приближалась к Ному.
И никто уже не ожидал каких-либо особых сложностей, особенно, когда в путь отправилась упряжка под управлением будущего серебряного медалиста зимней Олимпиады 1932 года - Леонарда Сеппалы.
Он был одним из самых опытных погонщиков на всей территории Аляски. Упряжку возглавляла сибирская хаски по кличке Того. Нужно было пройти 50-60 километров, как и предыдущим упряжкам.
Но когда Сеппала добрался до залива Нортона, ему вдруг, пришла в голову идея срезать путь и сэкономить время. Он направил упряжку на замерзшую гладь воды, сплошь покрытую растресканными льдинами.
Вот на одной из таких льдин и оказалась упряжка, нагруженная вакциной. Самое ужасное состояло в том, что эта льдина оторвалась от группы и отправилась в свободное плавание.
Через несколько часов Сеппала всё же смог перепрыгнуть на берег. Но упряжка с лекарствами продолжала дрейфовать на льдине.
Тогда Сеппала прыгнул в воду, взял поводья от упряжки в зубы, и двинулся к берегу, таща за собой льдину с поклажей. Ему всё таки удалось вытащить упряжку на берег. Едва отогревшись, человек и собаки вновь двинулись в путь. Вместо того, чтобы уменьшить путь, расстояние, которое в итоге прошлось пройти Сеппалу с его упряжкой составило около 240 км. Достигнув следующего сменщика, обессилевшие собаки рухнули на снег. А у бедного Того отнялись лапы. Сеппала ещё долго лечил своего геройского пса, пока поставил его на ноги.
Ещё одной героический страницей Великой гонки милосердия стала поездка на упряжке Гуннара Каасена. Возглавляла упряжку чёрная хаски по кличке Балто.
Это были последние десятки километров до Нома. Температура составляла минус 51 градус.
Случилось так, что во время движения ящик с сывороткой выпал и потерялся в снегу. В поисках вакцины было потеряно много времени.
Когда Гуннар Каасен наконец добрался до последнего погонщика - Эда Рона, до конца пути оставались последние 30 километров.
Потом Гуннар сказал, что Эд Ронн спал и он не хотел его будить. Поэтому остатки пути решил проделать сам.
Остатки пути он уже не ехал, а шёл рядом с упряжкой, поскольку собаки уже обессилили, да и сам Гуннар уже терял сознание.
Вся сыворотка была доставлена в Ном без потерь. Эпидемия была побеждена за пять дней. Город был спасён.
Вот такая история!
Нет комментариев