Асфальтовое шоссе серой вьющейся лентой уходило вдаль. Андрей Морозов широкой походкой шёл по его обочине, задевая носками старых туфель придорожный гравий, который скатывался с грейдера в пыльную траву. Мимо проносились автомобили, выбрасывая на Андрея выхлопные газы. Он не обращал на это внимания, думая о своём.
... По его мнению, в жёны ему досталась довольно сварливая женщина, вечно донимала пустословием и различными придирками. До недавнего времени жили они в небольшом селе, на самой окраине, в добротной избе с огородом и различными пристройками. Марию устраивала такая жизнь пока дети, сын Павел и дочь Настя, ходили в детский сад, а после в сельскую восьмилетку. Чтобы получить среднее образование, детей отвезли в город, где они со временем остались там жить. Сын работал на заводе. Настя выучилась на инженера, сидела в управленческом кабинете, вышла замуж.
За детей у Морозовых душа не болела, жить бы им да радоваться. Мария раньше и так цеплялась за всякую мелочь в доме, то теперь заладила: продаём избу и переезжаем в город.
- Да как же я уеду? - оправдывался Андрей. - Изба, да бог с ней, ну и добро нажитое, не в нём дело. Как же от родных краёв оторваться, как дышать другим воздухом? Землю бросить, где каждый кустик потом, вот этими руками вырастил...
Андрей не мог уже оставаться спокойным, вскакивал с табурета, нервно прохаживался взад-вперёд по горнице. Затем, размахивая руками, заикаясь, начинал громко говорить: "Скотину на кого я брошу? Зорька вот до сих пор не растелилась. В город ей захотелось, и что в том городе?! Что?!"
Мария терпеливо выслушивала его речи, лишь наливалась алой краской. Когда же речь заходила о домашних животных, вся пыжилась и набрасывалась на мужа: "Да надоели мне твои разговоры об этих тварях, будь они не ладны. Всю жизнь, сколь живу с тобой, одно слышу: то Зорька не отелилась, то Чернуха ногу подвернула. Жизнь прошла в навозе, в земле копаясь. Хватит спину-то гнуть. В городе и вода в доме, и... отхожее место рядом, вот так. В общем, я решила, переезжаем жить в город".
- Хочешь, поезжай, а для меня там нет места. Скотину не брошу! - Андрей хлопал дверью и выходил во двор.
Не раз и не два возникали меж ними по этому поводу споры. Заканчивались одним: Мария твёрдо стояла на отъезде, Андрей не уступал и не желал более слушать глупые бабьи бредни. Так и продолжалась бы у них жизнь в спорах и скандалах, но ни с того ни с сего Мария вдруг утратила интерес к переезду. Некоторое время ходила молчаливая, Андрей и вовсе успокоился, рад был, что дурь покинула бабью голову. Тут пришла в их дом весть, брат Андрея, что живёт в Сибири, заболел и зовёт к себе. Недолго думая Андрей собрался в дорогу.
С того самого дня жизнь Морозовых пошла наперекосяк. Брат оказался здоровым, сообщение не отправлял, а постаралась в этом деле Мария, но был рад нежданному гостю. Вернулся домой. Андрей своего дома уже не нашёл. Вернее изба была на месте, только в ней жили уже другие хозяева. Жена сразу после его отъезда быстренько всё распродала, выехала к новому месту жительства, оставив городской адрес. Так оказались они в городе.
Андрей устроился работать на заводе. Пришлось уже в пожилом возрасте стать учеником. Как ни старался вникнуть в премудрости слесарного дела, давалось всё с трудом. Душой находился в родном селе, на животноводческой ферме. Там где была связана вся его жизнь.
В обеденный перерыв, когда Морозов возвращался в цех из столовой, с трепетом глядел на клумбы, на зеленевшую траву и вместе с тем огорчался, не степной у них вид, нет тех неповторимых луговых запахов. Поднимал глаза вверх и ничего, кроме высоких бетонных ограждений, производственных зданий, не видел. "Ох, жизнь, - шептал он. - Одни заборы, за десяток метров уже ничего не видать. Там, в родной стороне, широкая, бескрайняя степь. Смотришь вдаль. Не нарадуешься."
Зиму кое-как отмаялся. С наступлением тёплых дней вовсе замкнулся в себе, не спал ночами, закрывал глаза и словно наяву видел стадо коров, слышал мычание животных, зовущее его к себе. Тяжело становилось на душе, овладевала тоска.
После одной из таких ночей, он ранним утром стал собираться в дорогу. На удивлённый Мариин взгляд решительно сказал: "Я не могу больше так жить. Ухожу домой!"
- Куда же ты пойдёшь? - всплеснула руками жена.- Ни двора, ни избы не осталось.
- Проживу... В Демьяновской брошенной землянке пока пристроюсь. А там будет видно. Освоюсь и ты возвращайся!
...Он не знал, как сложится его дальнейшая судьба, каким будет завтрашний день. Поддавшись чувствам и эмоциям, пытаясь сбросить груз прошлого, шёл в неизвестное будущее, желая навсегда забыть прожитое время в городе. С замиранием сердца думал о предстоящей встрече с родными местами. Морозов вышел на железобетонный мост, с него хорошо была видна вся округа. Внизу змейкой вилась небольшая речушка. По одну сторону реки раскинулись поля, дружно взошедших зерновых культур. С другой - зеленели травы, за ними виднелись разбросанные домики родного села.
Андрей набрал полную грудь воздуха, ощутил во всём теле прилив необъяснимой радости, что-то огромное подкатило к горлу и, проглотив слюну, он произнёс: "Дома......"
#ВикторВладимрович


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3