Крестил, чтобы продавать. Или что такое "Похабовщина" в Сибири
Привет, друзья! Часто неповиновение русским среди народов Сибири проявлялось в массовом откочевывании их на территорию сопредельных государств.
Для казаков-первопроходцев это было страшным наказанием, так как не с кого было собирать ясак. А за это московские власти по головке не гладили!.. Таким образом буряты проучили и Якова Похабова — приказчика Братских острогов.
Башня братского острога в наши дни в музее под открытым небом "Ангарская деревня" в окрестностях Братска (Иркутская область)
Это был один из самых известных русских «конкистадоров». В частности, под его руководством были поставлены Осинский острог в Приангарье и Култукский острог вблизи от южной оконечности Байкала.
В честь него, кстати, была носит свое название река Похабиха, которая впадает в Сибирское море в поселке Слюдянка.
Также Похабов со своим отрядом построил зимовье в устье Иркутска, где впоследствии вырос Иркутск.
(Ранее его считали основателем города, но впоследствии выяснилось, что Иркутский острог строился под руководством Якова Похабова — современника и дальнего родственника Ивана).
Памятник Якову Похабову — основателю Иркутска, установленный в центре на берегу Ангары — вблизи от места первоначального Иркутского острога
Так же Иван Похабов был одним из первых представителей русской власти, который вошел в дипломатические отношения с монгольскими и китайскими правителями.
Так в 1646 году он совершил путешествие в Ургу (современный Улан-Батор) ко двору Цизян-Хана. Затем осуществил ряд операций, чтобы завладеть несколькими приисками на территории Китая (правда, безуспешно).
Кроме того, Похабов содействовал организации посольства Цизян-Хана в Москву, что, в конечном итоге, способствовало установлению отношений Московского государства со странами Восточной Азии.
Тем не менее, несмотря на государственные заслуги этот приказчик оставил после себя в Приангарье и Прибайкалье дурную славу. Причиной тому стали методы, которые он использовал при установлении здесь власти Московского государства.
"Буряты у юрты. Рисовщик бурханов, т.е. боговъ". Буддизм стал распространяться среди бурят с начала XVII века. "Бурхан" — это видоизмененное "Будда". Этот религиозный символ является продуктом смешения языческих и буддийских верований среди бурят.
Местные буряты это время называли «эпохой правления страшного Багаба-хана». («Багаба» — от искаженного «Похаба»).
В частности эта эпоха характеризовалась повсеместным принудительным крещением бурят. По данным, которые приводит исследователь-краевед Аларского района Иркутской области Жан Зимин, Похабов проводил этот обряд следующим образом:
«Просекши на льду Ангары прорубь, Похабов сгонял к ней толпы бурят и буряток. Когда наступал момент погружения в воду, казаки связывали бурят человека по два, по три, прикрепляли эту вязанку к середине длинной жерди, брали за концы и по данному знаку три раза погружали в воду».
Иллюстрация Николая Фомина "Крещение бурят" к "Сибирской книге" Михаила Кречмара
Подобным образом Похабов неистовствовал по всему Приангарью — от Братского до Балаганского острога. Причем, действовал от так отнюдь не бескорыстно.
Как пишет Михаил Кречмар в своей «Сибирской книге», «эта странная причуда вовсе не была следствием некоего извращенного благочестия (...) Дело в том, что по закону, холопами могли стать только крещенные люди, поэтому миссионерство Похабова напрямую увязывалось с работорговлей».
То есть пока инородец не был крещенным, он платил ясак в царскую казну. Но как только он по своей воле или насильно переходил в Православие, то тут же становился холопом и мог быть продан кому-нибудь в качестве безвольного раба.
Таким образом, насильно крестя бурят, Похабов как бы воровал «налогоплательщиков» у государства. А затем сбывал их кому-нибудь в частную собственность. Как сообщает Кречмар, «при Похабове работорговля становится вторым по обороту после «мягкой рухляди» видом торгового обращения в Братском уезде».
Восстановленные башни и частокол Братского острога в музее под открытым небом "Ангарская деревня" в окрестностях Братска (Иркутская область)
Крупным рынком продажи людей, по утверждению исследователя, был Илимский острог. Он находился в месте впадения Илима в Ангару (сейчас это окрестности Железногорска-Илимского Иркутской области).
Справедливости ради надо добавить, что в XVII веке практика работорговли была распространена по всей периферии русского государства. Так донские и запорожские казаки ловили «ясырей» и отправляли их на продажу в русские города.
Например, историк Дмитрий Сень приводит данные, что большой невольничий рынок в те времена существовал в Воронеже. Особенно ценились молодые женщины. Также популярен был захват пленников в мусульманских странах для их выкупа или обмена.
Впрочем, русских людей, которые жили на приграничных территориях Московского государства, также часто захватывали, уводили в «полон» и продавали в рабство.
Московский царь Алексей Михайлович (Романов), правивший в период с 1645 по 1676 годы. За время его царствования русскими первопроходцами была освоена большая часть Восточной Сибири
Что касается Похабова, то буряты, в конце концов, нашли на него действенную управу. Они просто откочевали в соседнюю Монголию — под власть Цинских императоров. И стали недоступны русской администрации.
Из-за этого количество ясака, который собирался в Приангарье, катастрофически уменьшилось. И Похабов получил проблемы в том, чтобы оправдаться перед Москвой.
«Потом было все как всегда, —пишет об этом Кречмар. — Над Похабовым учинили сыск, на него писали, он отписывался... И отписался. Вернулся в Енисейск».
« После 1665 года получил поместье на Кеми (приток Енисея) в размере 268 десятин пахотных и непахотных земель, жил в однодворной деревне, где судя по всему и умер не позднее 1668 года».
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев