За что расстреляли пролетариев в Новочеркасске в 1962
Попытки Хрущева улучшить экономическую ситуацию в стране порою вызывали странные последствия. Да, плохо, когда в сельскохозяйственной, по сути, стране вдруг неожиданно начинает не хватать зерна, хлеба, мяса и молока. Возможно, не самая хорошая идея тратить бюджетные средства на закупку продовольствия за границей (но другого выхода, видимо, не было). Но самая непопулярная затея в том, чтобы пытаться восполнить потери за счет населения (но тут тоже ничего нового).
Почему Новочеркасск? Почему именно там вспыхнул очередной «голодный» бунт, потребовавший подавления силами армии и КГБ? Город южный, а южный характер известен своей вспыльчивостью, но если бы этим можно было объяснить все произошедшее...
Хрущев Н. С.
Новочеркасский электровозостроительный завод им. С. М. Буденного (НЭВЗ) стал отправной точкой нарастающих волнений. Труд на предприятии был тяжелый, а после повышения цен на мясо, молоко и сливочное масло и снижения заработной платы стал еще тяжелее. С жильем у рабочих было тоже трудное положение, некоторые снимали, а не жили в своих квартирах. Вдобавок ко всему на завод принимали почти всех желающих, даже освободившихся из тюрем – по сути, это был вариант социальной реабилитации.
Такова была социально-демографическая картина участников будущего бунта. Когда 1 июня в газетах было опубликовано Постановление «О повышении цен...», реакция пошла по всей стране, но лишь в Новочеркасске волнения набрали силу. В остальных случаях ограничились листовками с призывами к свержению власти. Голодные бывшие уголовники – это очень взрывоопасная среда. Началось все с того, что рабочие начали обсуждать повышение цен, в итоге это вылилось в стихийный митинг.
Памятная доска на здании завода
Ранним утром – в 11:00 – остановив свою деятельность, пролетарии собрались у заводоуправления и задали один вопрос: «На что жить дальше?» Ответ их не сильно успокоил, поскольку директор завода явно не разобрался в ситуации. Толпа – явление неуправляемое, жестокое. А при наличии в ней активных асоциальных элементов, подогретых алкоголем, она становится просто опасной. Постепенно собралось уже порядка 4000 человек.
Хрущев отдал приказ о подавлении «антисоветского» бунта. Военные попались здравомыслящие, конкретно: Исса Александрович Плиев, который вводить войска отказался, считая эту меру нецелесообразной. Но впоследствии пришлось все же уступить и приказ руководителя страны выполнить. 150 военнослужащих были переброшены в район завода. Помимо них там уже присутствовали сотрудники КГБ (без них никуда), милиция и отряды народного ополчения.
Плиев Исса Александрович
Стрельбу никто не открывал, хотя рабочие откровенно громили здание завода, сожгли портрет Хрущева, ранее написали оскорбительную для Никиты Сергеевича надпись «Хрущева – на мясо!», в общем, вели себя как доведенные до отчаяния голодные люди. На требования разойтись не реагировали. Так прошел первый день волнений. Была попытка обесточить весь Новочеркасск, но она провалилась. Ни милиция, ни военные подавить толпу не смогли, стрельбу еще никто не открывал – нечем было.
Патроны подвезли утром 2 июня, а ночью были введены танки. И хотя Хрущев снова отдал недвусмысленный приказ о силовом подавлении, а Плиев на этот раз его передал дальше, но командующий на местах Шапошников М. К. также отказался давить людей танками и заявил, что «не видит противника, которого следовало бы атаковать».
Шапошников Матвей Кузьмич - тот, кто отказался стрелять
Митинг докатился до горисполкома, где перепуганные насмерть члены партии спрятались за военных (на этот раз у них были патроны). Когда дошло дело до стрельбы, толпа разбежалась. Появились первые погибшие.
3 июня забастовка еще продолжалась, но власти стали действовать иначе и с помощью агитации и лояльно настроенных рабочих накал страстей охладили и путем переговоров и уступок смогли прийти к мирному решению вопроса. Наиболее активных участников забастовки все же осудили и расстреляли – все же митинг был несогласованный и антисоветский.
Все данные о жертвах были засекречены, а в ходе истории почти полностью изъяты из архивов. Лишь в 1996 году произошла полная реабилитация всех осужденных по делу о бунте в Новочеркасске.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев