Про красный террор обычно знает большинство, тем более, что это явление было даже официально задокументировано в виде приказа Владимира Ильича Ленина. Что же касается так называемого «белого террора», тот тут мнения могут расходиться. Причины этому, конечно, есть.
Например, нет официального документа, в котором бы регламентировались действия Белой армии против большевистской напасти. Также иногда бывает такое настроение у историков слегка поиграть с терминами, понятиями, что, в принципе, понятно – историю пишут не победители, а выжившие и потомки. Тут уж как заплатили, так и написал.
Можно обелять белогвардейцев и очернять красных. Можно всячески цитировать Ленина: «Государство есть аппарат насилия», «экспроприируй экспроприированное» и т.д. Но нельзя забывать, что происходило это во время Гражданской войны, когда воевали «все против всех».
Владимир Ильич Ленин - главный идеолог красного террора
Необходимо посмотреть на события с точки зрения Белого движения. Итак, были Россия-мать, царь-батюшка, доход, уважение, привилегии, дом, жена, дети, сытость и благость. И вдруг – бац! – в одно мгновение ничего не осталось. Прискакали большевики, объявили все частное общим, всю твою собственность отобрали, тебя вне закона объявили, да еще и убить хотят.
Любой адекватный человек будет защищать свое имущество и требовать восстановления статус кво. При этом любой неадекватный человек, вломившийся в твой дом с оружием, будет угрозой, которую необходимо ликвидировать. Таким образом, все действия белогвардейцев можно классифицировать как самооборону. Какой же это террор? Большевики сами напросились. Да и человек обычно противится переменам, а эти самые перемены наступили для сторонников царской России слишком быстро.
Вроде бы с виду объяснение логичное и подходящее, но всегда необходимо учитывать человеческий фактор. Одни люди с оружием хотят отобрать что-то ценное у других людей с оружием. И те, и другие не прочь пустить оружие в ход, и другого выхода просто нет, поскольку девиз «все или ничего!» довлеет над всеми. Нет срединного пути.
Лавр Георгиевич Корнилов
Генерал Корнилов якобы заявил: «Пленных не брать!» Возможно, так и было, а, возможно, это лишь выдумка историков. Большевики фанатично зверствовали во имя идеи так, что невозможно было сохранять хладнокровие. Например, возле станицы Гниловской (говорящее название) красные убили раненых белых офицеров и сестру милосердия.
Самооборона с превышением допустимых пределов – вот как можно классифицировать ответную реакцию Белого движения. Например, очень жесткие меры типа расстрела пленных применялись за полгода до описанных событий у станицы Гниловской, но и это была ответная реакция, поскольку перед этим большевики сотворили то же самое с пленными белогвардейцами.
У каждого действия есть противодействие, это известно из физики. Активные действия большевиков вызывали ответную реакцию белогвардейцев. Террор был, получается, с обеих сторон, но спорить о том, кто усердствовал больше, бессмысленно. Отличились, увы, оба фронта. Печальная и кровавая страница в истории России.
Каждый делал то, что умел и и что мог. Умели они только воевать.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев