Поэтому для нас молитва Ему — не некий ритуал или церемония, но общение с Богом как с Личностью. Более того, Бога мы в первую очередь рассматриваем как родственную нам фигуру, называем Его Отцом. И как общение с нашими самыми близкими людьми, с родителями, очень важно и потому должно быть регулярным, так и общение с Богом должно быть тем, в чем мы действительно постоянно нуждаемся.
⚜️🔔⚜️
И как и с любой живой личностью у нас бывают периоды, когда мы не очень хотим общаться, или бывают какие-то затруднения в отношениях, но всë равно понимаем, что общение необходимо, так и с Богом. Слова эти «необходимо», «нужно» могут нас немного запутать, навести на некую мысль о каком-то долге, о чем-то навязанном извне, как некий распорядок дня или потребность в пище, питье, во сне и т.д. Но это совсем не так. Слова эти здесь имеют совсем другой смысл, подобно тому как слово «люблю» мы по-разному употребляем в отношении пищи или людей: мороженое или шоколад мы любим не точно так же, как любим свою мать или свою вторую половину. Молитву можно назвать экзистенциальной потребностью, как и нужду общаться с людьми.
⚜️🔔⚜️
Это подобно жгучему желанию влюбленного человека общаться с объектом своей любви. Когда человек понимает, что без этого его жизнь не наполнена смыслом, когда он жаждет видеть и слышать любимого человека всегда, как можно чаще.
⚜️🔔⚜️
Но любая влюбленность переходит, точнее, первые чувства к хорошему человеку, с которым хочется связать всю жизнь, переходят во взрослую настоящую любовь. Любовь не появляется сама собой после периода влюбленности. Она становится результатом взаимных уступок, взаимной жертвенности, погружения в жизни друг друга, регулярности встреч. Так и с любовью к Богу. Так и с молитвой. Иногда она может быть легкой и парящей, но это подобно состоянию влюбленности, которая проходит. Чтобы вырасти до взрослых отношений с Богом, необходимо жертвовать и уступать, молиться, даже когда не очень хочется, идти навстречу Возлюбленному.
⚜️🔔⚜️
И в этом необходима регулярность. У нас есть два типа подходов к нашим повседневным делам. В первом случае мы себя понуждаем к каким-либо регулярным делам. Во втором — мы делаем что-то ежедневно с любовью и легкостью. Например, когда нет привычки читать или совершать утреннюю пробежку — мы заставляем себя, хотя это и сложно, но делаем это для того, чтобы привыкнуть делать это регулярно. При этом мы прекрасно понимаем, что хотим заниматься этими делами, что они полезны и делают нас лучше. Более того, мы получаем от них удовольствие. И мы понуждаем себя до тех пор, пока это не становится естественным для нас, пока это не превращается в добрую привычку.
⚜️🔔⚜️
Когда так происходит, то уже нет насилия над собой, нет понуждения: мы легко встаем пораньше, чтобы пробежаться, садимся за книгу в определенный час. Так и с молитвой — когда мы занимаемся ею регулярно, она становится частью нашей повседневной жизни, частью нас самих. Но поначалу любое, даже самое любимое дело требует понуждения.
Митрополит Верейский Амвросий (Ермаков).
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 7