Бригада на то время представляла собой внушительную силу: 256 танков Т-26 и личного состава более 2 тыс. человек по штатам мирного времени и 2843 человека по штатам военного времени.
Формировалась бригада в следующем составе: управление бригады, отдельная рота связи, отдельный разведывательный батальон, три отдельных танковых батальона Т-26, отдельный учебный танковый батальон Т-26, отдельная рота боевого обеспечения, отдельная саперная рота, отдельный автотранспортный батальон, отдельный ремонтно-восстановительный батальон, Особый отдел ГУГБ НКВД.
В 1937 году в Боровухе-1 Полоцкого района (20 км от Полоцка на северо-запад) развернулось строительство казарменного городка и парков для техники 18-ой танковой бригады. В строящемся военном городке и прилегающей местности проводятся работы по мощению дорог, так как 256- танков Т-26 разбили бы местные проселки за один проход.
В связи с тем, что местность вокруг Боровухи изобилует болотами ручьями и озерами, военным инженерам было трудно расположить казарменный городок танкистов и парки таким образом, чтобы они никак не пересекались с уже возведенными ранее ДОТами Полоцкого укрепленного района. Так казарменный городок перекрыл часть секторов обстрела ДОТу №15. Впрочем, в связи с тем что ДОТ №15 считался тыловым и амбразуры его все же простреливали все дороги проходящие рядом, оборона укрепрайона на этом направлении в сущности не пострадала.
Более того, расположение такого ударного кулака как танковая бригада в 256 танков в черте укрепрайона, была способна отбить охоту атаковать ДОТы в северном секторе Полоцкого укрепрайона (в районе Боровухи-1 и севернее - до р. Дрисса) любому противнику в те годы, слишком мощным был ударный резерв в руках нашего командования.
Представляет интерес как был вписан военный городок 18-ой танковой бригады в систему укреплений Полоцкого УРа. Сами казармы оказались в тылу ДОТов батальонного района обороны "А" и ротного района обороны "Р". С верхних этажей их можно было вести наблюдение за полем боя в укрепрайоне, корректировку огня артиллерии в "огневом мешке", который наши военные инженеры создали для вероятного противника в районе будущего полигона (полигон создан в 1938 году западнее Боровухи-1) между ДОТами Батальонного районов обороны "А", прикрывавшими дороги западнее Бооровухи-1, и Ротного района обороны "В", защищавшими межозерные дефиле в районе озера Званое.
В случае продвижения противника вглубь боевого порядка наших ДОТов из казарм красноармейцами мог вестись снайперский огонь по пехоте наступающего противника, впрочем наличие в глубине нашей обороны мощного танкового резерва для контратак практически исключало вероятность достижения врагом этих рубежей.
Интересным решение с точки зрения укрепления местности является возведение в стороне от казарменного городка и парков для техники танковой бригады в километре к северу от екатерининского тракта склада ГСМ. Основой его были два массивных подземных железобетонных резервуара для хранения бензина, от которых к дороге (екатерининскому тракту) вел трубопровод протяженностью около километра. Техника заправлялась, судя по всему, у дороги у северной окраине расположения воинской части (после войны это территория 357 парашютно-десантного полка). Трубопровод из глиняных (керамических) труб от склада ГСМ к дороге был проложен на поверхности земли и после монтажа засыпан землей. Таким образом получился довольно высокий вал и ров перед ним протяженностью около километра, прикрывавший танкоопасное направление между екатерининским трактом и болотом примыкающим к Званому озеру.
На этом участке обороны укрепрайона екатерининский тракт и подступы к описываемому валу прикрывались ДОТами №183 и №16 и еще двумя противотанковыми огневыми точками ПТОТами №11 и №14. Промежуток между болотом примыкавшим к озеру Званое и складом ГСМ закрывался ДОТом №18. В тылу этой оборонительной позиции размещались еще три ДОТа №15, №17 и №13. Учитывая наличие западнее Боровухи "огневого мешка", системы противотанковых заграждений из рвов и надолбов, даже без учета наличия танков оборона на этом направлении была очень серьезной, что и показали впоследствии события сета 1941 года.
Гитлеровцы до самого последнего момента обороны ДОТов Полоцкого укрепрайона на этом направлении так и не смогли прорваться здесь к Полоцку, хотя имели к середине дня 15-го июля 1941 года здесь полторы дивизии (20 тыс. чел.), против немногочисленных гарнизонов ДОТов (10-18 чел на ДОТ). Лишь, когда красноармейцы согласно приказа коменданта укрепрайона Деви Н.С. покинули ДОТы, оставив по 1-2 чел в них для прикрытия, и стали отходить к Полоцку, гитлеровцы ринулись в атаку и смогли продвинуться вперед. Кстати за склад ГСМ тогда же разгорелся настоящий ближний бой. Склад довольно большой и нашими частями обеспечения тыла до последнего вывозился из него бензин. В какой-то момент немецкие автоматчики прорвались к складу, последовала перестрелка с перебрасыванием гранат. Враг был на какое-то время отброшен назад, а склад взорван нашими саперами. Так его развалины стоят и поныне.
Вероятно, даже во взорванном виде склад ГСМ, позже в какой-то мере, частично, можно было использовать для хранения топлива. Я слышал от местных стариков, что в период оккупации немцы проложили от склада ГСМ к екатерининскому тракту поверх насыпи с поврежденным трубопроводом узкоколейную железную дорогу (ту самую дореволюционную сборно-разборную полоцкого железнодорожного батальона) и посредством ее снабжали свою технику топливом, подвозя его к дороге посредством вагонеток. Подтверждением сего являются шпалы, которые я находил на поверхности описываемого вала.
В следующий раз продолжим о службе и боевом пути 18 танковой бригады в довоенный период...
Сейчас же, чтобы расширить историческую панораму рассмотрим дополнительно несколько фотографий:
https://vk.com/id788455761?w=wall788455761_53%2Fall
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3