Матф. XXVIII, 8–10; Марк. XVI, 9–11; Лук. XXIV, 9–11, Иоан. XX, 11–18Марк. XVI:9
9. Воскрес же Иисус за утра в первую субботу, явися же прежде Марии Магдалине, из неяже изгна седмь бесов.
Иоан. XX:11–17
11. Мария же стояше у гроба вне плачущи: якоже плакашеся, приниче во гроб,
12. И виде два ангела в белых ризах сидяща, единаго у главы и единаго у ногу, идеже бе лежало тело Иисусово.
13. И глаголаста ей она: жено, что плачешися; глалола има, яко взяша Господа моего, и не вем, где положиша Его.
14. И сия рекши обратися вспять и виде Иисуса стояща, и не ведяше, яко Иисус есть.
15 Глагола ей Иисус: жено, что плачеши; кого ищеши; она же мнящи, яко вертоградарь есть, глагола Ему: господи, аще ты еси взял Его, повеждь ми, где еси положил Его: и аз возму Его.
16. Глагола ей Иисус; Марие. Она же обращшися глагола Ему: раввуни, еже глаголется, учителю.
17. Глагола ей Иисус: не прикасайся Мне, не у бо взыдох ко Отцу моему: иди же ко братии моей и рцы им: восхожду ко Отцу моему и Отцу вашему, и Богу моему и Богу вашему.
Когда Петр и Иоанн уходили от гроба Господня домой, к нему в это время опять приближалась Мария Магдалина. Придя ко гробу, она стала плакать. Мария же стояше у гроба, повествует евангелист Иоанн, вне плачущи69. Для нас нисколько не удивительно, что она снова пришла ко гробу Иисуса Христа. Мы знаем, что она пламенно любила Господа. Последний оказал ей великое благодеяние, именно, исцелил ее от тяжкой болезни. Почувствовав себя здоровою, Мария Магдалина стала питать величайшую благодарность и любовь к Господу. Вследствие такой любви Мария Магдалина не могла бы успокоиться, пока не было бы найдено похищенное, по ее мнению, тело Господа. Она стоит у открытого гроба Иисуса Христа и плачет. Во гроб она не вошла, так как вид пустого гроба еще более мог усилить ее скорбь. При гробе никого не было. Жены мироносицы и апостолы Петр и Иоанн приближались в это время уже к городу Иерусалиму. По всей вероятности, Мария Магдалина никого из них не встретила при вторичном путешествии. Если бы она встретилась с женами, или с апостолами, то она не так бы горько плакала и скорбела. Жены рассказали бы ей о явлении ангелов, и о радостном известии, полученном от них. Петр и особенно Иоанн могли возбудить в ней радостную надежду на воскресение Господа. То обстоятельство, что Мария не встретила никого из этих лиц на пути, произошло, вероятно, вследствие того, что жены и апостолы пошли от гроба другою дорогою. С этим согласны почти все экзегеты древнего и нового времени70.
Проливая слезы, Мария Магдалина наклонилась ко гробу, чтобы еще раз взглянуть на то место, где лежало тело Иисусово. Она увидела здесь двух ангелов, в белых ризах сидяща. Спрашивается, почему апостолы Петр и Иоанн не видели этих ангелов? Нельзя полагать, что они не разглядели их. Если апостолы рассмотрели, что сударь был свить, то как же они не могли увидать ангелов в белых одеждах? Нужно думать, что апостолы не удостоены были видения ангелов за неполноту любви к Господу. Любовь Марии Магдалины к Господу была в это время сильнее любви апостолов. Мария, исполненная любви к своему Учителю, еще на рассвете отправилась ко гробу Его, чтобы помазать тело Его и затем в то время, как Петр и Иоанн пошли домой, Мария Магдалина не оставила гроба Господня. За такую пламенную любовь к Господу Мария Магдалина и удостоена была явления ангелов. Хорошо говорит об этом святой Григорий Двоеслов: «Сила доброго дела, пишет он, состоит именно в постоянстве, и голосом Истины изрекается: претерпевый же до конца, той спасен будет (Матф. X:22; XXIV:13). И заповедью закона повелевается приносить хвост жертвы (Лев. III:9 по Вульгате), потому что хвост есть конец тела; и тот хорошо приносит жертву, кто жертвоприношение доброго дела доводит до конца надлежащего действия»71. Мария, однако, не думала, что видит пред собою ангелов. Это можно заключать из того, что она нисколько не удивилась и не ужаснулась при виде их. Между тем никакое человеческое существо не может спокойно взирать на небожителей. Все лица, которым являлись ангелы, приходили в присутствии их в страх. (Матф. XXVIII:5; Лук. I:12; I:30 и др.). Горе Марии было так велико, что она не могла сообразить, что перед нею находятся не люди, но ангелы. Ангелы эти имели белые одежды – знак чистоты и невинности. Они сидели, показывая этим, что теперь настал праздник, во время которого нужно соблюдать покой. Ангелы находились внутри пещеры, и, притом, не друг подле друга: один сидел подле того места, где покоилась глава Иисуса Христа, а другой там, где находились ноги Его. Такое положение ангелов указывало на то, что тело Иисуса Христа находилось от главы до ног под защитою Бога и Его слуг72.
Увидав ангелов, Мария Магдалина не переменила своего положения. Она продолжала плакать. Между тем уже самый вид ангелов показывал ей, что теперь не место рыданиям и слезам: белая одежда ангелов, по мнению Златоуста, показывала великую радость и веселие. Мария должна была бы сейчас же спросить ангелов, где находилось тело Иисуса. Но она медлит. Ангелы, видя ее глубокую скорбь, сами начинают разговор с ней. Жено, что плачешися? говорят они. В этом вопросе слышится участие к ее великому горю, и вместе с тем дается намек на то, что теперь нет никакой причины плакать. Плач ее был не понятен ангелам. Если гроб был пуст, то это, по их вещанию, нисколько не может служить причиною ее плача. Зачем она воображает, что тело Иисуса было похищено врагами? Не говорил ли Иисус Христос, что Он в третий день воскреснет? Ангелы имели основательную причину упрекнуть ее в неприличии: разве можно было плакать там, где должно было радоваться? Однако, они воздерживаются от этого. Горе Марии пробуждает у них сострадание к ней и желание утешить её. На вопрос ангелов Мария отвечает: взяша Господа моего и не вем, где положиша Его. Она отвечает ангелам теми же словами, какими она известила апостолов Петра и Иоанна о случившемся при гробе. Очевидно, что Мария все время ни о чем более не думала, как об исчезновении тела Господа. Она так убедилась в действительности этого, что не допускала никаких сомнений. Вид погребальных пелен, сложенных в порядке, не мог разубедить её в прежнем предположении. Явление ангелов также не могло отвлечь ее от этой мысли и навести на другие предположения. Очевидно, нужно было явление самого Иисуса Христа, чтобы сразу рассеять ее неосновательное предположение. И оно, действительно, последовало...
Ответив ангелам, Мария Магдалина оглядывается назад. И сия рекши, повествует евангелист, обратися вспять и виде Иисуса стояща: и не ведяше, яко Иисус есть. На первый взгляд не понятно, почему Мария Магдалина оглянулась назад: она должна была бы поддерживать разговор с ангелами. Их спокойное присутствие во гробе ясно указывало на то, что они знают, куда исчезло тело Иисуса. Между тем Мария оставляет разговор с ними и оглядывается назад. Златоуст думает, что причиною этого послужили сами ангелы. «Мне кажется, пишет он, что в то время, как она говорила, Христос внезапным своим явлением позади ее привел в изумление ангелов, и они, узревши Владыку, и видом, и взором, и движением тотчас обнаружили, что увидели Господа, а это заставило жену оглянуться и обратиться назад. Так явился Христос ангелам, а Марии – не так, чтобы не поразить ее изумлением с первого взгляда, но в виде более смиренном и обыкновенном»73. С этим объяснением согласен Феофилакт и Евфимий Зигабен. Западные экзегеты представили иные объяснения этого. Одни (Kühnöl, Lücke, de Wette, Baumgarten-Crusius) считают возможным, что Мария Магдалина услышала сзади себя шум от шагов приближающегося Господа и потому повернулась назад. Но с этим мнением нельзя согласиться, так как невозможно было, чтобы Господь, являвшийся ученикам своим через запертые двери без всякого шороха, мог произвести какой либо шум. Другие экзегеты (Bengel, Tholück, Luthardt, Godet, Nebe) думают, что Мария Магдалина обернулась вследствие внутреннего беспокойства. Она искала тело своего Учителя и потому должна была глядеть туда и сюда, – не найдется ли кто-нибудь, который помог бы ей разыскать драгоценное тело Господа74. Но и это объяснение не имеет твердого основания. Если бы Мария Магдалина искала такого человека, который помог бы ей отыскать тело Господа, то почему же она не обратилась с такою просьбою к ангелам? В виду этого мы считаем объяснение Златоуста и других отцов церкви самым естественным и правильным.
Обернувшись назад, Мария Магдалина увидала Иисуса Христа, но не узнала Его. Евангелист не указал причины этого, но у экзегетов находим много предположений об этом. Евфимий Зигабен думает, что Иисус Христос явился в другом виде, хотя смиренном и обыкновенном, чтобы не поразить ее75. Западные экзегеты принимают это объяснение, дополняя его своими размышлениями. Одни (Lücke, Kühnol)76 думают, что изменение внешнего вида Иисуса Христа произошло от смертных страданий Его. Другие (Meyer, Godet, Hengstenberg)77, напротив, предполагают, что внешний вид Иисуса Христа изменился вследствие прославления Его тtла. Все эти объяснения, однако, нельзя назвать правильными: здесь не сказано, что Иисус Христос явился в другом виде – ἐν ἑτέρᾳ μορφῇ, как это сказано, например, у евангелиста Марка (XVI:12). Поэтому правильнее предполагать, что Мария Магдалина не узнала Иисуса Христа потому, что плакала. Обильные слезы, проливаемые Мариею, мешали ей хорошо рассмотреть лице Иисуса Христа.
Видя, что Мария не узнает Его, Иисус Христос обращается к ней с вопросом: жено, что плачеши? Иисус предлагает этот вопрос не по незнанию: ка«к сердцеведец, Он хорошо знал, почему Мария проливает обильные слезы. Этим вопросом Господь хотел приготовить Марию к своему явлению, имевшему наступить вскоре после этого. Своим вопросом Иисус Христос предлагает Марии отереть слезы, показывая, что теперь время не плача, а великой радости. Замечательно, что этот вопрос – первый, произнесенный Господом после воскресения. Этот вопрос можно отнести не к одной Марии, а ко всему человечеству. Иисус Христос извещает им всех людей, что они не должны теперь плакать. Враг рода человеческого теперь побежден, грех искуплен, проклятие, тяготевшее над людьми, снято. Поистине люди должны теперь радоваться и ликовать! – Предложивши этот вопрос, Иисус Христос тотчас же спрашивает Марию о другом: кого ищеши, говорит Он. Этим вопросом Иисус Христос еще более выражает свое дружеское участие к Марии. Последняя должна была теперь понять, что пред нею стоит человек, готовый помочь ее нужде. Нельзя не обратить здесь внимания на краткость вопросов Иисуса. Последняя в этом случае была очень уместна. Если бы Иисус Христос стал предлагать Марии длинные вопросы, то она не имела бы терпения дослушать их до конца. Но этими вопросами Мария должна была заинтересоваться и обратить свое внимание на говорящего. Действительно, Мария заинтересовалась вопросами Господа. Но она все еще не знала, что пред нею находится Тот, Кого она ищет. Она подумала, что пред нею стоит садовник. Она же мнящи, говорит евангелист, яко вертоградарь есть – δοκοῦσα ὅτι ὁ κηπουρός ἐστι, глагола ему: Член ὁ пред κηπουρός показывает, что Мария думала об определенном садовнике, именно, о том, что возделывал сад, в котором находился гроб Господень. Этот сад, нужно полагать, принадлежал Иосифу Аримафейскому. Последний, как человек богатый (Матф. XXVII:57), не стал бы устраивать себе гробницы в чужом саду. Под садовником Мария разумела, однако, не самого владетеля сада, т. е. Иосифа Аримафейского. Последний, как известно, был хорошо знаком Марии: с ним она участвовала в погребении тела Иисуса. Мария обратилась бы к нему, как к знакомому человеку и сказала бы ему не такие вежливо – холодные слова, какие она произнесла тотчас. По всей вероятности, Иосиф Аримафейский, как человек богатый, поручил наблюдение за садом опытному садовнику. Вот за этого то человека и приняла Мария Иисуса Христа. Нельзя, однако, думать, что Мария Магдалина сочла Иисуса Христа за садовника потому, что Он был одет в рабочее платье последнего, как думают некоторые78. Чтобы быть узнанным своими учениками, Иисус Христос должен был иметь прежний вид и подобные прежним одежды. Поэтому нужно думать, что Мария Магдалина сочла Иисуса Христа за садовника не по платью, а по естественному предположению, что в это время в саду никому не должно было находиться, кроме садовника.
Из вопросов Иисуса Христа Мария Магдалина поняла, что пред нею стоит человек, имеющий к ней сострадание и знающий о причине ее глубокой скорби. По этому она отвечает ему совершенно иначе, чем ангелам; в ее словах выражается даже доверчивая просьба: Господи (господин), говорит она, аще Ты еси взял Его, повеждь ми, где еси положил Его: и аз возму Его. Как много высказала Мария Магдалина в этих кратких словах! Она не называет пред мнимым садовникам Иисуса Христа именем, но только говорит: Его. Она полагает, будто все должны звать то Лице, которое она отыскивает. Ей казалось, что судьбой Иисуса Христа должны были интересоваться все. Так высоко чтила Мария своего Учителя! Она умоляет мнимого садовника открыть ей, куда унесено тело распятого Иисуса. Садовник, по ее мнению, непременно должен был знать тайну исчезновения тела Господа. Если враги унесли тело Его, то такое похищение не могло бы произойти без его ведома, так как он был приставлен охранять сад. А если сам Иосиф Аримофейский, владелец сада, переложил тело в другое место, то тем более переложение тела не могло бы совершиться без помощи садовника. Последнее предположение могло возникнуть потому, что гроб не был предназначен для Иисуса. Поэтому Мария могла подумать, что Иосиф Аримафейский, по прошествии субботы, мог при помощи садовника перенести тело Иисуса в другое место. Эта мысль возникла у Марии уже после дружеских утешительных слов Иисуса Христа. Из них Мария могла понять, что дело обстоит уже не так нехорошо, как она думала. Что бы расположить к себе мнимого садовника, Мария называет его Господом (господином). Такое почетное название должно было тронуть сердце садовника. Как добрый человек, он должен был помочь горю несчастной женщины. Мария просит у садовника тело Иисуса, чтобы взять Его: и аз возьму Его, говорит она. В чрезвычайной скорби, при безмерной любви к Господу, Мария Магдалина забывает о своих силах. Она надеется взять и унести тело Господа одними своими силами. Так пламенна была у ней любовь к Господу!


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев