Павел Евгеньевич был начальником штаба боевой дружины, организованной в Илимске в феврале 1920 года для сопротивления двигавшимся от устья Илима вверх каппелевским отрядам под командованием колчаковских генерал-майоров Галкина и Перхурова, полковников Казагранди и Черноглазова. «Боевой дружиной» называет свой отряд Павел Евгеньевич.
Дело в том, что в Нижнеилимском районе всё боеспособное население ещё в сентябре 1919 года, за несколько месяцев до описываемых событий, вступило в партизанский отряд Зверева и, освободив Нижнеилимск, а затем и Илимск от белогвардейских отрядов Вейса, Нарбута, Рубцова и др., ушло на Усть-Кут, Киренск...
В боевую дружину зимой 1920 года вступили в основном старики, ещё способные к боевым действиям, около шестидесяти человек. На вооружении у них было: две трёхлинейные винтовки, два револьвера типа «наган», три гранаты, остальное – дробовые берданки и шомпольные винтовки. Из шестидесяти человек бойцов определены: восемь кавалеристов, прибывших на своих лошадях, десять лыжников.
С таким арсеналом и возрастным составом дружина могла действовать только из засады. Так конная группа дружины, устроив засаду в устье речки Зырянки в пяти километрах от Илимска, открыла огонь по конному разъезду каппелевцев в количестве десяти человек. Было убито семь человек и девять лошадей. Два человека, легко раненных, взяты в плен и только одному удалось вернуться в свой отряд.
Потом на помощь этой дружине пришёл кавалерийский отряд Савинского, посланный на помощь из Братского района. Отряд состоял из пятидесяти бойцов, вооруженных карабинами, шашками и пулемётом «кольта». Уже из пулемёта и винтовок объединённые силы обстреляли отряды Казагранди и Галкина, заставив их скрыться в лесу, бросив часть обоза с продуктами и больными тифом солдатами.
Далее позвольте процитировать дословно.
«Из Илимска наш отряд, численностью уже больше сотни человек, выступил в сторону Нижне-Илимска навстречу отряду генерала Перхурова. Недалеко от деревни Игирма разведка нарвалась на большой конный разъезд каппелевцев, была захвачена в плен и доставлена в штаб отряда генерала Перхурова, находившийся в это время в деревне Прокопьевой. Попавшие в плен были руководителями Нижне-Илимского Волисполкома Романов Иннокентий Иванович, Перфильев Иван Васильевич и Перфильев Василий Павлович.
Захваченные товарищи попали в лапы начальника карательного отряда капитана Черноглазова, наводившего ужас у населения на всем своем пути. Черноглазов при допросе подверг их жестоким пыткам.
Товарищи Романов И. И. и Перфильев И. В. знали, что какие бы показания они не дали, смерти им не избежать. И они дали «показания»: отряд Казагранди и Галкина разбит наголову и ни одному солдату не удалось вырваться из железного кольца партизанских отрядов Бурлова и Зверева, прибывших на Илим для ликвидации каппелевских войск. Численность отрядов свыше двух тысяч бойцов, хорошо вооруженных. Отряды эти идут сюда скорым аллюром и должны быть здесь через два-три часа.
Товарищи Романов Иннокентий Иванович, Перфильев Иван Васильевич и Перфильев Василий Павлович были расстреляны, но показания их были, очевидно, приняты за истину, так как весь отряд Перхурова изменил свой маршрут и на Илимск не пошел, а свернул на речку Игирму, наметив себе путь: Игирма – Читорма – Кута – Устъ-Кут.
Но их мечтам не суждено было осуществиться. Наш отряд загнал каппелевцев в глубокую тайгу километров за пятьдесят от населенных пунктов, истребил большое количество боеспособных еще солдат и офицеров. Дальнейшее преследование сочли нецелесообразным, так как отряд Перхурова уже не составлял боевую единицу, и пятидесятиградусный мороз и голод закончат существование этого злодейского отряда, в корень разорившего население Ангары и Илима.
Только небольшая кучка бандитов добралась до деревни Каймоново Усть-Кутского района и сдалась в плен партизанам.
Кавалерийский отряд Савинского вернулся в Братский район для дальнейшей борьбы с колчаковцами, а наша дружина после описываемых событий хоронила погибших товарищей Романова Иннокентия Ивановича,
Перфильева Ивана Васильевича и Перфильева Василия Павловича, погибших от рук палачей, злейших врагов трудового народа.
На братской могиле в деревне Романовой наши дружинники и собравшееся население соседних деревень поклялись жестоко ответить врагам народа за смерть товарищей, за разоренный край, за грабежи и насилия.
Ужасное разорение и бедствие нанесли населению Илимского края каппелевцы. Почти полностью уничтожены скот и домашняя птица, угнаны рабочие лошади, реквизированы хлеб, фураж, сожжены скирды хлеба. Взрослое население поголовно заражено сыпным тифом, вызвавшим массовую смертность. Немало было случаев насилия и убийства. Молодые девушки и женщины спасались от озверевших бандитов по лесам.
Особенно свирепствовал карательный отряд капитана Черноглазова, замыкавшего отряды каппелевцев».
Так это было.
Подготовила Татьяна Кисель,
заведующая Модельной библиотекой п. Березняки
Комментарии 21
Нашла портрет деда (верхний ряд второй слева). Но кто еще на фото, не знаю. Может кто узнает своих?