ноября
1916
года
лайнер
"Британник"
покинул
Саутгемптон
и
отправился
в
Мурдос
(Средиземноморье)
для
эвакуации раненых английских солдат. 15 ноября,
в 00:00 по местному времени, лайнер прошел
Гибралтарский пролив, а 17 ноября достиг Неаполя.
Там корабль сделал остановку для дополнительной
загрузки угля и воды. Первая стадия его миссии
была завершена.
Покинуть Неаполь "Британнику" не давал шторм, но
вскоре погода улучшилась, и капитан повел лайнер
дальше.
23 ноября 1916 года "Британник" достиг пролива
между Грецией (Мыс Sounion) и островом Кеа.
В начале 9 утра на судне было еще относительно
тихо, несмотря на то, что в мире бушевала
страшная Первая Мировая Война.
Неожиданно раздался взрыв огромной силы. За
ним последовал еще один, более мощный. Он
буквально разорвал левый борт корабля в
нескольких местах. Медсестры и обслуживающий
персонал выбежали на палубу, прервав свой
завтрак в столовой...
Капитан Бартлет и Старший помощник Хам,
находившиеся в то время на капитанском мостике,
сразу поняли серьезность сложившейся ситуации.
Капитан мгновенно взял инициативу в свои руки,
мысленно продумав план и ход спасательной
операции. Он приказал закрыть герметические
двери водонепроницаемых переборок и
подготовить к спуску все имевшиеся на судне
шлюпки. Первые сообщения о масштабах взрыва
не располагали к оптимизму: 4 отсека
"Британника" стремительно заполнялись водой;
подтоплены были и котельные (одна из переборок
давала течь, другая просто не закрылась).
Положение усугубляли открытые иллюминаторы
нижних палуб. Вскоре всем стало ясно, что
"Британник" пойдет ко дну.
Спасательные работы велись четко по служебным
инструкциям, все действия команды были
направлены на недопущение паники. Расчет
капитана состоял в том, чтобы как можно быстрее
дойти до острова Кеа и посадить корабль на мель.
"Британник" стремительно погружался носом,
одновременно кренясь на правый борт. Сигналы
бедствия приняли несколько судов: 4 корабля уже
шли на помощь.
Шлюпки загружались должным образом: горький
урок "Титаника" не прошел даром...
Через некоторое время из воды показались
продолжавшие свое вращение огромные винты
корабля (в топках еще горел огонь). 2 шлюпки,
спущенные без ведома 3-го помощника капитана
Дэвида Лоса, не смогли отойти от представляющих
большую опасность лопастей, были затянуты
водоворотом и, в конце концов, разрублены на
части. Увидев это, капитан приказал немедленно
остановить ходовые винты - смертельная угроза
уже нависла над "пассажирами" третьей шлюпки.
Прошло около часа с того момента, как привычную
жизнь на судне прервал оглушительный взрыв
немецкой плавучей мины. Трагедия достигла
своего апогея: корабль пошатнулся и начал
стремительно заваливаться на правый борт.
Рухнули огромные дымовые трубы. Еще минута- и
лайнер навсегда исчез в черной бездне Эгейского
моря.
Через час на место катастрофы подошли четыре
судна. Было спасено 1036 из 1066 находившихся на
борту "Британника" членов экипажа
20 августа
1999 года
стартовала
грандиозная
подводная
экспедиция
к
затонувшему
лайнеру
«Британник».
Целью
данного
мероприятия было исследование таинственных
обстоятельств гибели огромного плавучего
госпиталя. Планировалось сравнить образцы стали
«Британника» с образцами стали его брата-
близнеца «Титаника». Научно-исследовательское
судно прибыло в район гибели лайнера и
исследователи, не теряя ни минуты, начали
готовиться к погружениям. Все снаряжение,
включая мощные подводные фонари и
профессиональные видеокамеры, было
приготовлено учеными заблаговременно. Через
некоторое время было дано распоряжение о начале
погружения.
Приведем описание одного из участников
экспедиции. «Мы быстро погрузились под воду по
причине сильного течения. На глубине 6 метров
наша команда сделала остановку безопасности.
Вскоре в одну из манжет моего сухого
гидрокостюма стала просачиваться вода. Если бы
этот инцидент произошел со мной в родной
Швеции, я бы немедленно прекратил спуск под
воду. Но здесь, при температуре воды в 18
градусов, я решил продолжить погружение.
На глубине 65 метров я понял, что вижу глубоко
под собой нечто большое, еще совсем неясное.
Через 5 метров мы достаточно отчетливо видели
«Британник». На глубине 90 метров мы коснулись
верхней "точки" корабля. Лайнер лежал на правом
борту, и наши фонари, пробивая сумерки толстыми
пучками света, делали это зрелище неповторимым.
Видимость была настолько хорошей, что мы
увидели даже основание этого величественного
лайнера. Наша команда начала фото- и
видеосъемку.
Время под водой проходит очень быстро- 7 из 20
минут, отведенных на исследование «Британника»,
уже прошли. Мы плавали среди поврежденных
частей лайнера, наблюдая на дне его инвентарь…
Мы видели открытые иллюминаторы, которые
послужили одной из причин быстрого затопления
корабля. И вот время погружения закончилось… Мы
начали подъем к поверхности. Впереди- 3,5 часа в
барокамере и несколько дней интересных
разговоров и бесед».
Экспедиция на «Британник» в 1999 году была
успешной и очень интересной. Научно-
исследовательское судно покинуло место
катастрофы с ценными научными сведениями и
множеством фотографий и видеозаписей.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев