Титаник был великим кораблём, поставленным на
колени айсбергом. Это корабль, о котором мало
кто на Земле не слышал – сказка из жизни,
пересказываемая последующим поколениям для
того, чтобы мы вынесли из этого случая урок. Не
задирайте планку слишком высоко, или можете
пострадать. Хотя мы все знаем о трагедии
Титаника, существует множество маленьких
удивительных фактов о великом корабле, о
которых знает далеко не каждый. И, как и в других
трагедиях человечества, факты показывают не
только циничную сторону, но и почтительность, а
также сострадание людей. Ниже представлены
десять малоизвестных и удивительных фактов о
Титанике…
10. Выгода
Факт: звезда немого кино выжила и нажилась на
трагедии
Дороти Гибсон (Dorothy Gibson) была широко
известна в своё время. Звезда немого кино, наряду
с Бастером Китоном (Buster Keaton) и Чарли
Чаплином (Charlie Chaplin), была пассажиром
первого класса на Титанике. Она стала популярной
благодаря своим комедийным ролям в «Мисс
Притворщица» (1911) и «Любовь сумеет» (1912). Но
в отличие от 1502 людей, умерших на корабле,
Гибсон выжила и рассказала свою историю.
Причём не только рассказала, но и снялась в своей
истории в главной роли. Съёмки фильма
«Спасшиеся с Титаника» начались всего через 5
дней после того, как Титаник затонул. Это был
невероятно успешный немой фильм и первый из
множества хитов о Титанике (впрочем, фильм был
уничтожен во время пожара в 1914 году). Гибсон
даже использовала ту же одежду, в которой она
была на корабле во время трагедии – платье,
свитер, перчатки и чёрные туфли-лодочки.
Со временем, тень 20-го века, конечно же, накрыла
Гибсон. После сравнительно недолгой карьеры в
кино она переехала в Европу. Хотя вначале она
была сторонником фашистов, к 1944 году она
отреклась от Третьего Рейха. Её последующий
арест нацистами и недолгое заключение в Сан-
Витторе (San Vittore) привело к её смерти двумя
годами позже – в возрасте 56 лет, в результате
инфаркта.
9. Неподходящий капитан
Факт: капитан судна не привык управлять
пароходами
На момент отправки Титаника Капитан Эдвард
Джон Смит (Edward John Smith) провёл на кораблях
уже 37 лет, и планировал уйти на пенсию после
окончания рейса Титаника. Он работал на Уайт
Стар Лайн (White Star Line) 28 лет, но по правде
говоря, Смит был не лучшим выбором для
управления судом. Большую часть своей карьеры
Смит провел, управляя парусными суднами, и
только иногда ему приходилось иметь дело с
пароходами. В возрасте 62 лет старый моряк уже
не мог научиться чему-то новому, и его недостаток
опыта проявился в тот момент, когда он приказал
команде сохранять максимальную скорость на
территории, известной своими айсбергами… и все
мы знаем чем это закончилось. К его чести,
капитан не покинул свой корабль, но его последние
часы на борту остаются загадкой. Многие
очевидцы говорят, что капитан потерял
уверенность в себе и был глубоко потрясён
ситуацией.
8. Собаки
Факт: первыми спасаются женщины, дети и…
собаки
Хорошо известно то, что на Титанике не только
было недостаточно спасательных шлюпок, чтобы
спасти всех пассажиров, но и те шлюпки что были,
оказались недостаточно полными, когда они были
спущены на воду (первая спасательная шлюпка в
этом случае была использована нерационально – в
ней было всего семь членов команды и пять
пассажиров, всего 12 людей, хотя в неё должно
могло поместиться около 40 человек). Однако,
малоизвестен тот факт, что среди 713 выживших,
было также три собаки – два померанских шпица и
один пекинес. Пассажирами корабля были
двенадцать собак, но только трое из них спаслось
на спасательных шлюпках.
7. Ближайшие корабли
Факт: ближайшие корабли могли спасти сотни
пассажиров
Во время того, как Титаник тонул, были переданы
стандартные сигналы бедствия. Но никто на них не
ответил, пока не было слишком поздно. Мало кто
знает, что кто-то мог откликнуться на эти сигналы.
А именно капитан судна Калифорниэн (SS
Californian). Калифорниэн находился всего в 15-25
километрах от места крушения Титаника, но его
команда не отреагировала на загадочные огни в
ночном небе (которые были сигнальными ракетами,
запущенными с Титаника). Член команды
Калифорниэн разбудил капитана, но тот лёг
обратно спать, сославшись на то, что радист уже
отдыхал после своей вахты (причина по которой
сигналы бедствия не были услышаны на корабле).
Другой корабль, Самсон, 250 (Samson) тонная
норвежская шхуна была ещё ближе к месту
крушения – всего в 8-12 километрах. Однако
некоторые считают, что Самсон в любом случае бы
не ответил на сигналы, какими бы они ни были, по
простой причине – они занимались нелегальной
рыбалкой. Оба корабля были ближе, чем Карпатия
(Carpathia) – корабль, который затем спас
выживших с Титаника.
6. Плохие условия
Факт: условия на корабле были далеко не
роскошными
Несмотря на то, что они были окружены водой, на
самом корабле воды не хватало. Задолго до тех
дней, когда в обиход вошли души с повышенным
давлением воды, людям приходилось пользоваться
старыми добрыми ваннами. И хотя разделять
ванну с другими, было в те времени чем-то
обычным, пассажиры третьего класса разделяли
две ванны – одну для мужчин, другую для женщин,
на 700 человек. Да, вы не ослышались. 700
человек на две ванны. Дождаться своей очереди
было не очень легко.
5. Настоящий герой
Факт: Персонаж Леонардо Ди Каприо не был
настоящим героем, им был второй помощник
капитана Лайтоллер (Lightoller)
Капитан второго ранга Чальз Лайтоллер (Charles
Herbert Lightoller) был самым старшим офицером,
спасшимся во время крушения Титаника.
Лайтоллер взял на себя командование
перевернувшейся спасательной лодки, подавлял
панику и командовал тридцатью спасшимися на
лодке, удостоверившись в их благополучном
переходе на борт спасательного корабля Карпатия.
Лайтоллер был героем не только Титаника. Он
служил в морских силах Великобритании во время
Первой и Второй мировых войн и поучаствовал в
эвакуации союзных войск из Дюнкерка (Dunkirk).
С другой стороны, Дугласу Спеддену (Douglas
Spedden) было всего 6 лет, когда его нянечка
забрала его с Титаника на спасательную лодку.
Несмотря на то, что мальчик выжил, всего тремя
годами позже он погиб. Его сбил автомобиль в
одном из первых дорожно-транспортных
происшествий штата Мэн, США.
4. Посмертный счёт
Факт: «Примите наши соболезнования в связи с
трагической гибелью вашего сына, вот вам счёт»
По легенде все восемь членов мужского оркестра
Титаника погибли во время кораблекрушения, всё
ещё играя на своих инструментах. Однако были
найдены только три тела музыкантов, включая
Джона Хюм Лоу (John Hume Law). Всего через две
недели после трагических событий, отец Лоу
получил шокирующий счёт от «C.W. & F.N. Black»,
службы занятости из Ливерпуля, Англия, которая
наняла оркестр. Счёт был на 5 шиллингов и 4 пенса
– цена униформы сына Лоу. Для контраста, через
месяц после кораблекрушения в клубе Аполло из
Бруклина, Нью-Йорк, прошёл концерт в честь
погибших музыкантов. Вырученные средства были
переданы семьям погибших.
3. Ничего особенного
Факт: Титаник сейчас может и широко известен, но
на тот момент о нём мало кто знал
В отличие от того, что нам показывают в фильмах,
Уайт Стар Лайн никогда не утверждали, что
Титаник был «непотопляем». На самом деле, судя
по всему, до первого рейса Титаника никому не
было дела. Олимпик – брат близнец Титаника,
привлёк намного больше внимания, когда он
совершил путешествие из Саутгемптона
(Southampton) в Нью-Йорк в 1911 году. На самом
деле нет даже съёмок того, как Титаник покидает
берега Великобритании, а когда новостные
агентства поняли, что у них нет фотографий
которые можно было опубликовать в новости о
трагедии, им пришлось использовать изображения
Олимпика и стереть его название.
2. Рекламный трюк
Факт: Титаник был использован нацистами, как
пиар-ход
Примерно через тридцать лет после крушения
Титаника, крыло пропаганды Национал-
социалистической немецкой рабочей партии
выпустило «Нацистский Титаник», созданный ни
кем иным, как министром пропаганды Йозефом
Геббельсом (Joseph Goebbels). В странной
интерпретации фактов, Нацистский Титаник
рассказывает историю о судне, пытавшемся
пересечь Атлантический океан в рекордное время
для того, чтобы повысить цену акций Уайт Стар
Лайн. В то время, как в реальности
вперёдсмотрящие Фредрик Флит (Fredrick Fleet) и
Реджинальд Ли (Reginald Lee), оба англичане,
заметили айсберг, в Нацистском Титанике
мужчиной, который мог спасти корабль от
катастрофы был конечно же немецкий офицер, чьё
предупреждение было проигнорировано.
Далее, в реальной жизни Брюс Исмей (J Bruce
Ismay) (англичанин), председатель и директор-
распорядитель Уайт Стар Лайн, был осуждён в
международной прессе за то, что он забрал одну из
спасательных лодок себе. В пересказе Геббельса он
смог преувеличить даже это, представив Исмея
еврейским бизнесменом, который заставил
капитана (конечно же, немца) протаранить айсберг
и фактически убил всех на борту (в картине
Джеймса Кэмерона 1997 года Исмей сделал то же
самое).
История Исмея одна из самых перевранных
историй во всех киноверсиях события. Настоящий
Исмей не был таким эгоистичным человеком,
каким его показывали. Во время расследования
1912 года, проведённой британской торговой
палатой под руководством лорда Мерси, было
заключено что Исмей на самом деле помогал
другим пассажирам до того, как он спасся сам в
последней спасательной шлюпке. Подобная
неприязнь к Исмею видимо, обусловлена тем, что
он был самым высокопоставленным
представителем Уайт Стар из 713 выживших.
1. Отсутствие ключа
Факт: один ключ мог спасти тысячи жизней
Что больше всего нужно вперёдсмотрящему? Не
только хорошее зрение, но и хороший бинокль. И
это, то, что должно было быть у вперёдсмотрящих
Фредрика Флита и Реджинальда Ли. Когда второго
помощника капитана Дэвида Блэр (David Blair)
выкинули из команды за несколько дней до того,
как корабль отправился в путешествие, он забыл
отдать заменившему его более опытному Генри
Уалду (Henry Wilde), старшему офицеру Олимпика,
ключ к сейфу, в котором хранились бинокли.
В довершение всего, когда Флит, переживший
кораблекрушение, давал свои показания на
официальном расследовании, он сказал, что если
бы у вперёдсмотрящих были бинокли, они бы
заметили айсберг намного раньше и, скорее всего,
смогли бы спасти корабль от трагедии А как же все было на самом деле?
Как ни прискорбно, но, изучая историю самой
знаменитой морской катастрофы, приходится
признать, что своей гибелью «Титаник» обязан
длинной цепи роковых случайностей. Если бы хоть
одно звено зловещей цепи было разрушено,
трагедии удалось бы избежать.
Пожалуй, первым звеном было успешное начало
путешествия – да-да, именно так. Утром десятого
апреля, во время отплытия «Титаника» от
причальной стенки Саутгемптонского порта,
суперлайнер прошел слишком близко к
американскому кораблю «Нью-Йорк», и возникло
явление, известное в навигации как присасывание
судов: «Нью-Йорк» стал притягиваться к
движущемуся рядом «Титанику». Однако благодаря
мастерству капитана Эдварда Смита столкновения
удалось избежать. По иронии судьбы, случись
авария, она спасла бы полторы тысячи жизней:
если бы «Титаник» задержался в порту,
злополучной встречи с айсбергом не произошло.
Это раз.
Следует
упомянуть
и
о
том,
что
радисты,
принявшие
сообщение
от
судна
«Месаба»
о
ледяных
полях
айсбергов,
не
передали
его
Эдварду
Смиту:
телеграмма
не
была
помечена
специальным префиксом «лично капитану», и
затерялась в ворохе бумаг. Это два.
Тем не менее, это сообщение было не
единственным, и о ледовой опасности капитан
знал. Почему же он не сбавил ход судна? Погоня за
«Голубой лентой», конечно, дело чести (и, что
важнее, большого бизнеса), но почему же он
рисковал жизнью пассажиров? Да не так уж и
рисковал, на самом-то деле. В те годы капитаны
океанских лайнеров часто проходили опасные
льдом районы, не снижая скорости: это было как
перейти дорогу на красный свет: вроде, и нельзя
так делать, а всегда получается. Почти всегда. К
чести капитана Смита надо сказать, что он остался
верен морским традициям и остался на гибнущем
корабле до самого конца.
Но почему же не была замечена громада айсберга?
Тут все сложилось один к одному: безлунная,
темная ночь, безветренная погода. Если на водной
глади были бы хоть небольшие волны,
впередсмотрящие могли бы разглядеть белые
барашки у подножья айсберга. Штиль и безлунная
ночь – еще два звена роковой цепи.
Как выяснилось позже, цепь была продолжена тем,
что айсберг незадолго до столкновения с
«Титаником» перевернулся своей подводной,
напитанной водой, темной частью наверх, из-за
чего ночью издалека его практически не было
видно (обыкновенный, белый айсберг был бы
различим за милю). Дозорный же разглядел его
лишь за 450 метров, и времени для маневра почти
не оставалось. Может быть, айсберг был бы
замечен раньше, но здесь сыграло роль очередное
звено роковой цепи – в «вороньем гнезде» не
оказалось биноклей. Ящик, где они хранились,
оказался заперт, а ключ от него в спешке захватил
с собой снятый с судна перед самым отправлением
второй помощник капитана.
После того, как впередсмотрящий все же
разглядел опасность и сообщил об айсберге на
капитанский мостик, до столкновения
оставалось чуть больше полуминуты.
Вахтенный офицер Мэрдок, находящийся на
вахте, отдал рулевому приказ сворачивать
налево, одновременно передав в машинное
отделение команду «полный назад». Тем
самым он совершил грубейшую ошибку,
добавив очередное звено в цепи, приведшей
лайнер к гибели: даже если бы «Титаник»
врезался в айсберг лоб в лоб, трагедия была
бы меньше. Оказался бы смят нос корабля,
погибла бы часть команды и те пассажиры,
чьи каюты располагались впереди. Но оказались
бы затоплены лишь два водонепроницаемых
отсека. С такими повреждениями лайнер остался
бы на плаву и мог дождаться помощи других
судов.
А если бы Мэрдок, повернув корабль налево,
приказал увеличить, а не уменьшить скорость,
столкновения, может быть, вообще бы не было.
Впрочем, откровенно говоря, приказ об изменении
скорости вряд ли играет тут существенную роль: за
тридцать секунд его едва ли успели исполнить в
машинном отделении.
Итак,
столкновение
произошло.
Айсберг
повредил
хрупкую
обшивку
корабля
вдоль
шести
отсеков
правого
борта.
Следует
сказать,
что
на
«Титанике»
совершал
путешествие
сам
Томас
Эндрюс,
талантливейший конструктор, который и построил
этот лайнер. Разумеется, после трагедии нашлись
люди, обвинявшие его в неудачной конструкции
судна. Упреки эти лишены всякого основания –
Эндрюс и в самом деле построил самый
совершенный корабль своего времени. Именно ему
выжившие после крушения обязаны тем, что они
располагали без малого тремя часами, чтобы
покинуть судно и отойти на безопасное расстояние.
После аварии капитан Смит разбудил мистера
Эндрюса и пригласил его осмотреть трюм, чтобы
получить авторитетное заключение о судьбе судна.
Вердикт конструктора был неутешителен: спасти
«Титаник» невозможно. Нужно срочно начинать
эвакуацию пассажиров.
И здесь мы подходим к одному из самых
драматических обстоятельств. На борту парохода
находились 2208 человек (счастье, что не 3500, на
которые он был рассчитан), в шлюпках же были
места лишь для 1178 людей. Забегая вперед,
скажем, что спастись удалось лишь семистам
четырем: очередное звено цепи неудач
заключалось в том, что некоторые матросы
чересчур буквально поняли приказ капитана
сажать в шлюпки женщин и детей, и не пускали
туда мужчин, даже если оставались свободные
места. Впрочем, поначалу никто особенно и не
рвался в шлюпки. Пассажиры не понимали, в чем
дело, и не желали покидать огромный, уютно
освещенный, такой надежный лайнер и непонятно
зачем спускаться в маленькой неустойчивой
шлюпке вниз, к ледяной воде. Однако довольно
скоро уже любой мог заметить, что палуба все
больше накреняется вперед, и началась паника.
Но почему же было такое чудовищное
несоответствие мест на спасительных
шлюпках? Изначально-то шлюпок было
больше – целых тридцать пять, но от
пятнадцати из них было решено отказаться.
Во-первых, они «могли вызвать чувство
неуверенности», но главное – мешали
прогуливаться по палубе пассажирам первого
класса, и это быстро исправили: девизом
«Титаника» было «комфорт превыше всего».
Но как же вообще мог быть выпущен в
плаванье столь плохо оснащенный
спасательными средствами корабль? Все дело
в устаревших правилах Британского кодекса
мореплавания, принятого еще в 1894 году. В
соответствии с ним судну определенного размера
ставилось в соответствие определенное число
шлюпок. А так как водоизмещение самых больших
пассажирских судов того времени редко превышало
10 000 тонн, то все подобные корабли-гиганты
были объединены в единую категорию с
предписанием им иметь на борту число шлюпок,
достаточное для спасения 962 человек. В 1894 году
даже не могли себе представить корабль, подобный
«Титанику» – с тоннажем в целых 52 310 тонн!
Владельцы «Титаника», расхваливая достоинства
нового корабля, заявляли, что даже перевыполнили
инструкции кодекса: вместо положенных 962
спасательных мест на корабле было 1178.
Несоответствию этого числа с количеством
пассажиров на борту значения, увы, не придали.
Особенно
горько,
что
совсем
недалеко
от
гибнущего
«Титаника»
стоял,
пережидая
ледовую
опасность,
другой
пассажирский
пароход,
«Калифорниан».
Еще несколько часов назад он оповестил соседние
суда, что заперт льдами и вынужден остановиться,
дабы случайно не напороться на ледяную глыбу.
Радист с «Титаника», которого чуть не оглушила
морзянка с «Калифорниана» (очень уж близко
были корабли, и сигнал одного чересчур громко
отзывался в наушниках другого), невежливо
перебил предупреждение: «Подите к черту, вы
мешаете мне работать!». Чем же был так занят
радист «Титаника»? Дело в том, что в те годы
радиосвязь на судне была скорее роскошью, чем
насущной необходимостью, и это чудо техники
возбуждало огромный интерес у состоятельной
публики. С самого начала рейса радистов
буквально завалили посланиями частного
характера – и никто не видел ничего
предосудительного в том, радисты «Титаника»
уделяли такое внимание богатым пассажирам,
пожелавшим отправить на землю телеграмму
прямо с борта лайнера. Вот и в ту минуту, когда
коллеги с других судов сообщали о плавучих льдах,
радист передавал очередное послание на
континент. Радиосвязь скорее походила на
дорогую игрушку, чем на серьезный инструмент: на
кораблях того времени даже не была учреждена
круглосуточная вахта у радиостанции. Вот и радист
с «Калифорниана», отдежурив положенную смену,
вечером отправился спать и не мог принять
отчаянный сигнал бедствия – SOS. Если бы
удалось сообщить «Калифорниану» о столкновении,
то он мог бы придти на помощь меньше, чем за
час, а погружался «Титаник» целых два с
половиной часа! Говорят, что с борта
«Калифорниана» даже видели сигнальные ракеты,
посылаемые тонущим лайнером в ночное небо, но
не придали этому значения. Ну, ракеты, и ракеты.
Празднуют, наверное, что-нибудь толстосумы с
«Титаника». Вон, фейерверк себе устроили…
Но, на счастье пассажиров, несколько кораблей все
же откликнулись на сигнал бедствия. Среди них
был и «Олимпик», близнец «Титаника», но до него
было слишком далеко – целых пятьсот миль. Не
считая «Калифорниана», ближе всего к тонущему
судну находился пароход «Карпатия» – меньше чем
в шестидесяти милях. Получив сигнал SOS, он
изменил свой курс и на предельных оборотах
помчался на помощь. Около двух часов пополуночи
радист «Карпатии» получил последнее сообщение с
терпящего бедствие лайнера: «Идите как можно
быстрее, машинное отделение затапливается по
котлы». Больше радиосигналов от суперлайнера не
поступало…
В лодках посреди Атлантического океана
оказалось около семисот человек. Потянулись
томительные часы ожидания помощи. Какие-
то из спасательных шлюпок всю ночь
выискивали и подбирали на борт тонущих, а
некоторые, наоборот, отплывали подальше от
места трагедии, опасаясь, что люди за бортом,
пытаясь спастись, могут перевернуть лодку.
В четыре утра, через четыре с половиной часа
после столкновения «Титаника» с ледяной
громадой, и через два часа поле того, как
корма его скрылась в морской глубине,
«Карпатия» подошла к месту трагедии и
занялась спасением уцелевших. В восемь
тридцать на борту оказались пассажиры последней
шлюпки. Живых оказалось 704 человека. Поиски в
воде остальных были бесполезны: при такой
температуре спасательный жилет не спасает:
человек умирает от холода за несколько минут.
В восемь пятьдесят «Карпатия», по иронии судьбы
принадлежащая той самой пароходной компании
«Кунард Лайн», лавры которой хотел забрать себе
«Титаник», завоевав «Голубую ленту», б
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев