Покупатели давно замечают, что молочная продукция становится всё дороже
Источник:
Артем Ленц / NGS24.RU
О том, что производители молочной продукции намерены резко увеличить стоимость своей продукции, «Фонтанке» рассказали представители нескольких федеральных и региональных сетей. Пока ритейлеры взяли паузу на раздумья, правительство пригрозило регулированием наценки и занялось подсчетами стоимости ското-мест.
Одно из самых значительных подорожаний заявила компания Danone. С 1 февраля в среднем ее продукция подскочит в цене на 9,9%, следует из письма за подписью вице-президента по продажам в РФ Майка Тигнола (есть в распоряжении «Фонтанки»). При этом, по словам ритейлеров, получивших уведомление, стоимость некоторых позиций, например молока «Простоквашино», поднимается сразу на 18%. В прошлом году компания индексировала цены четыре раза, в последний — в октябре на 2%, отмечают представители сетей.
На 8% намерено увеличить цены и ООО «Кампина» (бренд Fruttis) с 1 февраля. Подорожание затронет более 100 позиций йогуртов, сливок и другой продукции.
«Вимм-Билль-Данн» (бренды «Домик в деревне», «Чудо», «Весёлый молочник», Bio-Max, Imunele и «Ламбер») запланировал индексацию с 1 марта. Средневзвешенное повышение цен составит около 5,5%, отмечает компания в рассылке сетям. Предыдущее повышение производитель делал совсем недавно — 1 декабря. Но оно было «ниже инфляции себестоимости» и частично было компенсировано акциями.
Также еще в декабре о подорожании сети уведомил производитель Valio. К примеру, йогурты стали дороже на 6%, рассказали в одной из сетей. В самой компании уточнили, что «изменение цены большей части продукции будет ограничено однозначными цифрами». Сильнее всего подорожают молокоемкие виды продукции, которые требуют значительных объемов сырья.
Не отстают и региональные производители. Компания «Галактика», которая недавно перенесла производство из Ленобласти в Белоруссию, Калининградскую и Волгоградскую области, запросила индексацию с середины января на 11%, рассказал представитель одной из петербургских сетей. «Невские сыры» («Тысяча озер», «Сиртаки», «Золото Европы») с 7 февраля заявили подорожание от 5 до 28%. Сильнее всего увеличится стоимость сыра «Тысяча озер легкий» (27,6%) и масла «Тысяча озер» (24%). Пискаревский молочный завод, как сообщала «Фонтанка», поднял стоимость всей линейки товаров от 4% до 10% еще в ноябре, но обещал в будущем году обойтись без новых корректировок.
По словам производителей, неизбежной индексацию делает рост цен на сырье. «Кампина» сообщает, что с момента прошлого пересмотра стоимости ее контрагенты подняли цены на молоко на 38%, на фруктово-ягодные наполнители — на 15–75%. Масло жирностью 72,5% за год подорожало на 45%, до 430 рублей за 1 кг, сухое обезжиренное молоко — на 35%, до 250 рублей за 1 кг, рассказывает в письме ритейлерам Danone. В Valio рост цен на сырое молоко оценивают в 18%, на масло — на 20%, на сыры — на 20–30%, на ароматизаторы и стабилизаторы — на 5–20%.
Не меньше дорожает упаковка. Только за четвертый квартал 2021 года стоимость увеличилась в среднем на 6,9%, говорят в Danone, расходы на логистику поднялись на 6,7%. «Кампина» годовое подорожание упаковки оценивает от 5% до 20%. По подсчету Valio, пластик вырос в цене на 10–20%, полипропилен — на 35%, гофротара — на 40%, а палеты — и вовсе на 250%. Затраты на обязательную маркировку составляют от 0,7 до 1 рубля на каждую товарную позицию, добавляет компания.
Но поставщики не отрицают, что заложили в повышение и будущий рост. По оценкам Danone, цены на сырое молоко в России в первом квартале 2022 года вырастут еще на 17%. Сахар и подсластители за первую половину 2022 года могут подорожать на 11,6%, фруктово-ягодные наполнители — на 7,4%. «Вимм-Билль-Данн» прогнозирует увеличение стоимости сырого молока по итогам первого квартала 2022 года на 7,6% по сравнению с октябрем.
Если все эти предложения будут приняты, то уже в первом квартале «молочная инфляция» превзойдет показатель всего 2021 года. По данным Росстата, в среднем по стране молоко выросло в цене на 9,8%, масло — на 12,3%. Но если на протяжении прошлого года молочка слегка отставала от общей продовольственной инфляции, то уже в 2022 году вырвалась вперед. Только за январь молоко пастеризованное подорожало на 1,7%, стерилизованное — на 1,6%, сыры — на 1,4%, сметана — на 1,3%, творог — на 1,1%.
Но бросаться в магазины и сметать с полок сыры и йогурты рано, отмечают опрошенные «Фонтанкой» ритейлеры. Намерение поставщика поднять цены не означает, что сеть автоматом его примет. Кроме того, часть повышения розница может компенсировать за счет собственной маржи, а часть будет нивелирована за счет акций, которые предложит сам производитель.
Крупные федеральные сети (X5 Retail Group, «Лента», «Магнит») не прокомментировали ход переговоров с поставщиками. Но представитель одного из игроков на условиях анонимности сообщил, что все перечисленные масштабные повышения пока на «паузе». В сети «Верный» подтвердили, что получили предложение от Danon повысить цены, в том числе на отдельные товары до 19%, но еще не согласовали новую стоимость.
Нет комментариев