Роль Федора Савельева была одной из самых важных в фильме, если не ключевой. Это был не просто сильный человек, а человек мечущийся, никому не доверяющий, постоянно находящийся в поисках собственной правды. Сегодня он воюет на одной стороне, завтра на другой. В годы Гражданской войны таких людей в стране были миллионы.
Сериал снимался трудно. 10 лет. Нередко в течении нескольких месяцев актерам приходилось жить буквально в походных условиях. Спиридонов, казалось, вообще не обращал внимания на бытовые трудности. Он просто жил своей ролью.
И часто поражал партнеров тем, что легко рисковал ради нее своим здоровьем. Мог, не задумываясь, прыгнуть в ледяную воду, отказаться от дублера, чтобы проверить, как в кадре взрывается на его одежде пиротехника. Роль Федора была отрицательной, но он достиг в отрицательных ролях такого перевоплощения, что создавал абсолютно достоверные образы.
Спиридонов с горечью вспоминал, что после фильма “Судьба”, где он сыграл полицая, снискал всеобщую ненависть как среди фронтовиков и работников тыла, так и у молодежи.
"Однажды он опоздал на озвучание. А он в этом плане был очень аккуратный человек. А тут ждем его, ждем. Нет его. Всю картину был аккуратен, а тут не идет.
Когда он пришел, я говорю: -Ну что ты, Вадик, с тебя брали пример. Я на тебя всегда ссылался. А тут сидим, уже час целый тебя ждем."
"Валерий Иванович, Вы знаете, что произошло? Я еду в такси. Таксист на меня смотрит, смотрит. Потом вдруг останавливает машину и говорит: “За что ты сволочь, Ваньку-то в тюрьму посадил? А ну, сволочь, вылезай из машины. Не повезу”.
За роль Федора Спиридонова удостоили Государственной премии СССР. Это был практически единственный случай, когда власти поощрили актера за роль предателя. Но сам Спиридонов, казалось, разделял чувства рассерженных зрителей и не раз с горечью рассказывал с друзьям, что режиссеры поставили на нем штамп отрицательного героя.
"Как мне больно и трудно, когда меня расстреливают как предателя. Человек продал душу дьяволу, продал родину. Ради чего? Это так низко. Вот таких людей я терпеть не могу играть", - говорил он.
"Это его мучило, причем он настолько искренне об этом говорил."
Александр Панкратов-Черный.
Не спасала даже бешеная популярность у женщин, которые сразу оценили отрицательное обаяние актера. Был случай, когда на встречу с поклонницами актера привели в буквальном смысле под конвоем.
В одной из командировок в его гостиничном номере раздался телефонный звонок. На том конце провода кокетливый женский голос сказал: -Вадим Семенович. По вас плачет тюрьма. Это говорит начальник тюрьмы. По вас плачет женская тюрьма. Женщины очень хотят, чтобы вы выступили.
Позже он рассказывал жене: " Когда я вышел на сцену, а на меня смотрели голодные, влюбленные, женские глаза, я растерялся. Я и пел, и плясал, и играл. Что я там только не творил на этой сцене."
Для жены Валентины такая популярность мужа часто становилась испытанием. Тем более работа часто сводила Вадима с красивыми актрисами и на съемочной площадке. Причем в откровенных сценах. Валентине, которая часто приезжала к мужу на съемки, стоило немало усилий наблюдать, как развивался его роман с Анфисой.
Комментарии 637