Никола́й Па́влович Аки́мов (3 (16) апреля 1901, Харьков — 6 сентября 1968, Москва) — советский театральный режиссёр, сценограф, педагог, художник (портретист, книжный график, иллюстратор, плакатист, кино), публицист. Народный артист СССР (1960).
Николай Акимов родился в Харькове, Российская империя, в семье железнодорожного служащего. В 1910 году семья переехала сначала в Царское Село, затем в Санкт-Петербург, где отец работал в правлении Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги.
С 1914 года учился в Санкт-Петербурге изобразительному искусству в Вечерних рисовальных классах Общества поощрения художеств, в 1915 году брал уроки в частной студии С. М. Зайденберга, в 1916—1918 годах занимался в Новой художественной мастерской под руководством М. В. Добужинского, А. Е. Яковлева и В. И. Шухаева. В 1918 году, прервав учёбу, поступил на работу в мастерскую плаката Пролеткульта в Петрограде.
На рубеже 10—20-х годов активно участвовал в художественной жизни Харькова: весной 1919 года участвовал в Первой совместной выставке-продаже, на которой были представлены работы профессиональных художников (М. М. Синякова, В. Д. Ермилов, М. Кац, А. А. Кокель, А. М. Любимов, З. Е. Серебрякова, Л. Тракал и др.) и художников-самоучек.
С 1920 по 1922 годы преподавал рисунок на Высших курсах политпросветработников в Харькове. В 1921 году начал работать в качестве художника в Первом Государственном театре для детей (ныне Харьковский театр для детей и юношества). Его первый спектакль — «Подвиги Геркулеса» А. Белецкого, затем — «Али-Нур» (инсценировка В. Э. Мейерхольда и Ю. М. Бонди по сказке О. Уайльда «Звёздный мальчик»). Вскоре покинул Харьков и оформление спектакля завершил Б. В. Косарев. Одновременно работал в театре «Красный факел».
В 1923 году, вернувшись в Петроград, поступил во ВХУТЕМАС. Оформлял спектакли в разных театрах («Кривое зеркало», «Музыкальная комедия», «Современный театр», «Вольная комедия», театры-кабаре «Карусель» и «Балаганчик»), в основном в сотрудничестве с режиссёрами «левого» направления, с Н. Н. Евреиновым, Н. В. Петровым и К. П. Хохловым.
В 1924—1925 годах на постоянной основе работал в Большом драматическом театре (ныне — имени Г. А. Товстоногова). Сотрудничество с театром продолжалось до конца 30-х годов.
Одновременно работал книжным иллюстратором, создал свои первые театральные плакаты. В 1927 году в Ленинграде состоялась его первая персональная выставка.
В 1926 году участвовал в создании Ленинградского театра сатиры — театра эстрадных обозрений во главе с Д. Г. Гутманом.
С 1929 года работал и как театральный режиссёр. Первой самостоятельной работой стал «Гамлет» У. Шекспира, поставленный в 1932 году в Московском Театре им. Вахтангова с музыкой Д. Д. Шостаковича, однако режиссёрская трактовка трагедии вызвала неодобрение.
С 1935 по 1949 и с 1956 года — художественный руководитель Ленинградского Театра Комедии (ныне Санкт-Петербургский академический театр комедии имени Н. П. Акимова). Здесь он оказался в своей стихии: тонкое остроумие, богатство режиссёрской фантазии в сочетании с блестящим оформлением спектаклей Акимова выдвинули его театр в число лучших в стране. Травля Акимова во время борьбы с космополитизмом, развернутая в конце 40-х, завершилась его вынужденным уходом из театра в августе 1949 года. Во время войны вместе с театром эвакуировался в Сталинабад (ныне Ашхабад).
В 1951—1956 годах — главный режиссёр и художник Ленинградского Нового театра (с 1953 года — Театр имени Ленсовета).
С 1954 года преподавал в Ленинградском театральном институте им. А. Н. Островского (ныне Российский государственный институт сценических искусств), с 1960 года — профессор. Основатель художественно-постановочного отделения института.
Акимову принадлежат станковые живописные и графические работы, театральные афиши, книжные иллюстрации. Создал галерею портретов деятелей советской культуры (Н. К. Черкасов, Б. М. Тенин, Н. П. Охлопков). Персональные выставки в Ленинграде состоялись в 1927, 1933, 1947, 1958, 1963, 1968, 1979, 1987, 1988 годах, в 1965 году — в Москве. В 1956 году в Москве прошла выставка театральных плакатов Н. Акимова в ЦДРИ. На Всемирной выставке в 1958 году в Брюсселе был удостоен серебряной медали.
С 1945 по 1967 годах жил в Ленинграде на ул. Гоголя (ныне Малая Морская), дом 4.
#Акимов скончался 6 сентября 1968 года во время гастролей театра в Москве. Похоронен в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища (Центральная площадка театральных деятелей).
Фильмография
Режиссёр
1953 — Весна в Москве (фильм-спектакль) (совместно с Н. Н. Кошеверовой и И. Е. Хейфицем)
1953 — Тени (фильм-спектакль) (совместно с Н. Н. Кошеверовой)
1955 — Дело (фильм-спектакль) (совместно с Г. С. Казанским)
1961 — Пёстрые рассказы (фильм-спектакль) — сценическая композиция, постановка и декорации спектакля (совместно с М. А. Руфом)
Сценарист
1956 — Софья Ковалевская — сценарная разработка (совместно с П. Л. Туром, Л. Д. Туром и И. С. Шапиро)
Художник
1925 — Радиодетектив (короткометражный)
1928 — Третья молодость
1929 — Больные нервы
1944 — Кащей Бессмертный (совместно с И. С. Никитченко, П. С. Галаджевым, С. В. Козловским, Е. Некрасовым, Ф. А. Богуславским)
1947 — Золушка — декорации и костюмы по эскизам
1953 — Школа злословия (фильм-спектакль) (совместно с С. Я. Малкиным)
1953 — Весна в Москве (фильм-спектакль) (совместно с С. Я. Малкиным)
1953 — Тени (фильм-спектакль) (совместно с Б. С. Маневич-Каплан)
1955 — Дело (фильм-спектакль) (совместно с Б. С. Маневич-Каплан и И. И. Ивановым)
#русскаякультура #театр #Иллюстрации #Литература #День_в_истории #Акимов #16апреля
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев