– Иерусалимская и Вифлеемская иконы – какого они времени, и какова их история?
– Я очень аккуратно всегда отношусь к подобным вопросам. Так как, с точки зрения человека верующего, обе эти иконы имеют чудесное происхождение и именно поэтому считаются чудотворными. Вифлеемская приписывается кисти апостола Луки, Иерусалимская же – одна из наиболее современных примеров «нерукотворных образов» – чудесного происхождения, без участия художника: ее создала сама Дева Мария.
Я же рассматриваю эти иконы глазами искусствоведа, анализируя «живописную поверхность», и мои выводы очень сильно отличаются от рассказов об их чудесном происхождении. В любом случае всю правду я тоже не знаю, у меня есть только гипотеза.
Вифлеемской иконе я нашла параллель в одном иерусалимском монастыре, которую можно датировать 1853-м г. чуть ли не с точностью до месяца. Это «параллельная» икона – почти полная копия Вифлеемской, там есть имена художников, отца и сына Иоанна и Илии Димитраки, греков из Иерусалима.
Что касается Иерусалимской иконы, то можно предположить, что она была написана в середине XIX в. местным художником, может быть, русской школы. А потом в Гефсиманской церкви был потоп, в 1956-м г. И иконописица монахиня Сергия говорит в своих письмах, что пишет иконы для этой церкви, так как не пострадала только большая икона Богородицы. То есть, по ее словам, эта икона как раз не пострадала!
Если она ее и реставрировала, то об этом она не пишет. Но если приглядеться повнимательней, очевидно, что сейчас эта икона очень похожа на другие работы монахини Сергии. Но чтобы увидеть, есть ли там нижний слой, надо делать рентген. Более того, в Малой Гефсимании почитается очень похожая икона, и предстоит еще выяснить, которая из них подлинник, а которая копия.
В своей статье об этой иконе я пишу, что она была написана в середине XIX в. греческой или русской рукой по местной Иерусалимской схеме, а потом, в середине XX века, была, скорее всего, переписана мон. Сергией (либо заменена на копию, написанную мон. Сергией). Но еще раз повторю: пока нет возможности сделать настоящий анализ этих икон (снять с них оклад, изучить живописные слои, прочитать все надписи, посмотреть на оборотную сторону) – все это лишь мои умозаключения, сделанные на основе того, что я могу увидеть невооруженным глазом.
ПРОЧИТАТЬ ИНТЕРВЬЮ НА САЙТЕ:
https://pravoslavie.ru/140614.html
Нет комментариев