Вера наша - наша жизнь. Если в вере жизни нет, то как мы живём? Как "все". Другими словами, Господь даровал нам талант - веру, а мы, завернув его в платок, зарываем в землю (ср.: Лк. 19, 20; Мф. 25, 18).
Но кто исповедует веру в Бога, тот обязан отличаться от всех - в этом наше служение, в этом сила нашей веры. Сейчас талант, дарованный Богом, отнимается у нас, потому что вера наша не приносит плода. Чрезмерно заботясь о земном благополучии, мы пренебрегаем исполнением заповедей Божиих.
Раб лукавый (Мф. 25, 26) - в чём было лукавство раба? В том, что жизнь, полученную от Бога, он использовал только для себя (чаще неправедно), и в результате её погубил. И суть лукавства - это совмещение несовместимого и оправдание этого деяния. Лукавство - сокровище дьявола (см.: Ин. 8, 44), а нам оно представляется "умом", и потому мы им дорожим. Такой ум, когда одно мы держим в уме и совсем другое "пишем", очень устраивает нас в повседневной жизни. Лукавый хитёр в умении соединить то, что по своей природе несоединимо. В любых обстоятельствах он выплывает на поверхность, не очень тяготясь обличением совести, которая у лукавого человека тоже лукава.
Лукавство - великий дьявольский соблазн, против которого редкий человек может устоять, и то не иначе, как с помощью Бога.
Почему лукавство - дьявольское сокровище? Оно нейтрализует все Божественные Заповеди и всякую возможную разумность. Лукавство определило вечную судьбу лукавого и то же самое сделает с нами, если мы вовремя с ним не расстанемся.
Сегодня искушения возросли невероятно. Внешняя привлекательность жизни так поглотила внимание человека, что он любыми путями стремится иметь это видимое. Искушения усовершенствовались, а зрение, слух и разум в грехолюбивом человеке поизносились... Тяга людей к предпочтению внешнего столь сильна, что стала почти всеобщей.
Соблазны и искушения переступают и порог Святой Церкви, и Церковь вводят в круговорот лукавых справедливостей, обессиливают её всеобщностью греха - уступая, опрощая, поддаваясь внешнему искушению как жизненной правде. Секулярные тенденции современной жизни внушают нам именно такую возможность, указывая на примеры западных церквей. А мы и рады совместить веру в Бога и безнравственную жизнь. Но это же невозможно, это самообман.
В Православии есть такой афоризм "Нравственность без веры в Бога невозможна, а вера в Бога без нравственности не нужна". Искушения и соблазны, как бы велики и значительны они ни были, являются всё-таки ложью. А Православие, несмотря на всеобщность соблазнов, свидетельствует Истину. И сегодняшнее, всё нарастающее нравственное напряжение стремится отторгнуть людей от Церкви. Но ложь - это то, чего не существует, и все, кто сроднятся с ложью, уйдут в небытие.
Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим. 7, 24). Для Бога - это просто. Сложности существуют только в нас, желающих совместить, отчаянно пытающихся совместить службу двум господам: Богу и маммоне (ср.: Мф. 6, 24). Но нам всё равно придётся выбирать. Бога обмануть невозможно, мы исподволь обманываем себя. Отсюда - полное духовное расстройство и утрата жизненной веры.
Вот о чём нужно размышлять, а не о том, как сохранить себя и своё благополучие в новых условиях. Новые условия - это испытание нашей веры, с которой мы (как думаем) много лет живём в Церкви. Пришло время экзаменов... А мы не готовы... И наша вера, выходит, не настоящая, и упование нарисованное, и любовь лицемерная. Была только форма, в которой хранилось воображаемое.
Суть смысла жизни - в вере: "кто как верует". Это главный вопрос жизни, всё остальное - его расшифровка. А мы, как дети. Только затянувшееся наше детство сделало нас лукавыми. Лукавство срослось с нашей совестью, и мы не можем их разделить. Мы доверчивы, как дети, но только там, где нам это выгодно; мы неразумны в вере, но сообразительны в приспособленчестве, при случае можем и верой пренебречь, и совестью, лишь бы маммона не нахмурился. И в таком состоянии что можем ждать от себя? Вот мы и боимся, и правильно делаем - есть чего бояться...
С лукавством, как оно нам ни дорого, придётся расстаться. Нужно войти в серьёзные испытания совести, неотъемлемой частью которой стало лукавство. И если у нас получится, то это будет "воскресение из мертвых". С такой радостью не может сравниться никакое земное благополучие. А оно, кстати, в современном богоборческом мире ни для кого не возможно.
Протоиерей Иоанн Гончаров "Православие сегодня. Записки приходского священника"
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев