Был ли это крест?
Специалист по древнегреческому языку У. Е. Вайн отмечает: «Стаурос... обозначает в основном „вертикальный кол или столб“. На таких столбах казнили преступников, прибивая их гвоздями. Как существительное, так и глагол стауроо́ („прикреплять к столбу или колу“) в их первоначальном значении не подразумевают церковный символ в виде двух перекрещенных балок».
В одном библейском словаре говорится, что слово стаурос «по сути означало столб, вертикальный шест или кол изгороди, на который можно было что-нибудь повесить и который можно было использовать при ограждении участка земли». Далее в словаре отмечается: «Даже у римлян слово крукс (от которого произошло наше [английское] слово крест) первоначально означало вертикальный столб» (The Imperial Bible-Dictionary). Поэтому неудивительно, что в «Католической энциклопедии» говорится: «В любом случае можно утверждать, что изначально крест был просто вертикальным столбом, заостренным сверху» (The Catholic Encyclopedia).
Для описания орудия казни Иисуса в Библии также используется другое греческое слово, кси́лон. В одном труде ксилон определяется как «палка, деревянный столб». Далее в этом труде отмечается, что, как и стаурос, слово ксилон «обозначало просто вертикальный кол или столб, к которому римляне прибивали гвоздями осужденных на то, что называлось распятием» (A Critical Lexicon and Concordance to the English and Greek New Testament).
Стоит заметить, что в согласии с этим в Синодальном переводе в Деяниях 5:30 записано: «Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесивши на древе [ксилон]». Хотя в других переводах слово стаурос тоже передается как «крест», слово ксилон переводится в них словом «дерево». В «Смысловом переводе» в Деяниях 13:29 об Иисусе сказано: «Когда они исполнили все, что было о Нем написано, они сняли Его с дерева [ксилон] и положили в могильную пещеру».
В соответствии с основным значением греческих слов стаурос и ксилон, в труде, упомянутом ранее, отмечается: «Оба эти слова не поддерживают современное представление о кресте, знакомое нам по картинам» (A Critical Lexicon and Concordance to the English and Greek New Testament). Иначе говоря, то, что евангелисты называли словом стаурос, не имеет ничего общего с крестом. Поэтому вполне уместно, что в «Священном Писании — Переводе нового мира» в Матфея 27:40—42 и других местах, где встречается слово стаурос, используется выражение «столб мучений». В другом переводе Библии используется похожее выражение, «столб казни» (Complete Jewish Bible).
Происхождение креста
Но если в Библии не говорится, что Иисус был казнен на кресте, почему же тогда все церкви, утверждающие, что следуют учениям Библии, например Католическая, Протестантская и Православная, украшают свои здания крестами и используют крест как символ веры? Как крест стал таким распространенным символом?
Примечательно, что крест почитают не только люди, которые уважают Библию, например прихожане церквей, но и люди, не имеющие с этой книгой ничего общего и придерживающиеся религиозных взглядов значительно более древних, чем у «христианских» церквей. Многочисленные справочники по религии подтверждают, что использование креста в различных формах восходит к ранним периодам человеческой цивилизации. К примеру, в древнеегипетских текстах и изображениях богов и богинь часто можно увидеть крест в виде буквы Т с петлей наверху. Он назывался анх и считался символом жизни. Со временем такой крест нашел широкое применение в Коптской и других церквях.
Согласно «Католической энциклопедии», «простейшая форма креста, называемая также гаммированным крестом (крукс гаммата), известна востоковедам и студентам, изучающим доисторическую археологию, под санскритским названием свастика». Этот знак широко использовали индусы в Индии и буддисты по всей Азии, и его до сих пор можно увидеть в украшениях и орнаментах в тех местах.
Точно неизвестно, когда крест стал «христианским» символом. В «Толковом словаре слов Нового Завета» Вайна говорится: «К середине III века н. э церкви либо отступили от некоторых учений христианской веры, либо исказили их. Церкви отступнического христианства, чтобы укрепить свои позиции, принимали язычников в свою веру без духовного перерождения и позволяли им сохранять языческие знаки и символы» (An Expository Dictionary of New Testament Words). Среди этих символов был и крест.
Некоторые указывают на 312 год н. э., когда император Константин, поклонявшийся богу солнца, во время одного из своих военных походов якобы увидел знамение креста на солнце с надписью на латыни ин хок си́гно ви́нце, что означает «с этим знаком победишь». Позднее на знаменах его армии, а также на щитах и доспехах воинов появился «христианский» знак, изображенный слева. Хотя, как считается, Константин принял христианство, он крестился лишь спустя 25 лет, перед смертью. Некоторым его побуждения представляются сомнительными. В книге «Крест в нехристианских религиях» написано: «Вместо того чтобы самому принять учения Иисуса из Назарета, он пытался сделать из христианства то, что, по его мнению, охотнее всего примут его подданные,— вселенскую [универсальную] религию» (The Non-Christian Cross).
С тех пор в обиход вошло много крестов самых разных форм. Например, в одном библейском словаре говорится, что крест святого Антония «в форме большой буквы Т, по мнению некоторых, произошел от символа [вавилонского] бога Таммуза, буквы тау». Также известен Андреевский крест в форме буквы Х и знакомый многим крест из двух балок с опущенной перекладиной. Последний, называемый латинским, ошибочно «считается тем крестом, на котором умер наш Господь» (The Illustrated Bible Dictionary).
Во что верили первые христиане
Из Библии видно, что многие, кто в первом веке слушал Иисуса, стали верующими и проявляли благодарность за его искупительную жертву. О том, что произошло, после того как апостол Павел проповедовал иудеям в Коринфе, доказывая, что Иисус — это Христос, в Библии сообщается: «Начальник синагоги Крисп и все его домашние поверили в Господа. И многие коринфяне, которые слышали, поверили и крестились» (Деяния 18:5—8). Павел не говорил о необходимости почитать некий религиозный символ или изображение в поклонении Богу, но, напротив, призывал христиан: «Убегайте от идолопоклонства» — и поощрял сторониться любых традиций, заимствованных из язычества (1 Коринфянам 10:14).
Историки и другие ученые не нашли никаких подтверждений тому, что первые христиане почитали крест. Заслуживают внимания слова одного писателя второй половины XVII века, приведенные в книге «История креста»: «Неужели угодно прославленному Иисусу взирать на Своих учеников, превозносящих образ орудия казни, на котором Он [как считается] терпеливо и безвинно страдал, презрев позор?» (History of the Cross). Как бы ответили вы?
Чтобы поклоняться Богу угодным ему образом, не требуются предметы или изображения. «Какое согласие может быть между Божьим храмом и идолами?» — спросил Павел (2 Коринфянам 6:14—16). Нигде в Священном Писании нет и намека на то, что христиане должны использовать в поклонении Богу подобие орудия убийства Христа. (Сравните Матфея 15:3; Марка 7:13.)
Что же тогда служит отличительным знаком истинных христиан? Не крест или какой-то другой символ, а любовь. Иисус сказал своим ученикам: «Я даю вам новую заповедь: любите друг друга. Как я люблю вас, так и вы любите друг друга. Все узнают, что вы мои ученики, если между вами будет любовь» (Иоанна 13:34, 35).
#крест
Комментарии 74
Юлить не надо... желтопресочник...
Успехов...
_____
Выходит Пётр врал?