Рассказываем о том, как ему удалось радикально переосмыслить саму природу музыки.
Джон появился на свет в Лос-Анджелесе, в семье изобретателя, что повлияло на его последующий интерес к звуковым экспериментам. Юношей он обучался церковной музыке и брал уроки фортепиано, а в начале 1930-х годов отправился в поездку по Европе, где увлекся архитектурой. После того, как Кейдж вернулся в США, он начал серьезно изучать композицию.
Переломным моментом в жизни Джона стало знакомство с композитором Арнольдом Шёнбергом, выдающимся представителем новой венской школы, который эмигрировал в США. Кейдж стал его учеником в Лос-Анджелесе. Несмотря на глубокое уважение к учителю, их эстетическое видение радикально отличалось. Шёнберг работал с организацией звука, в то время как Кейджа всё больше интересовал мир звука как такового, включая шумы и тишину. Шёнберг назвал своего ученика не столько композитором, сколько «изобретателем».
Первые серьёзные эксперименты Кейджа связаны с восточной философией, особенно с дзэн-буддизмом, который стал фундаментом его мировоззрения. Это увлечение привело Кейджа к созданию одного из своих главных изобретений – подготовленного рояля. Идея заключалась в том, чтобы помещать между струнами рояля различные предметы (болты, резину, пластик), превращая его в миниатюрный оркестр ударных инструментов и радикально меняя его тембр.
В 1950-е годы Кейдж пришел к выводу, что любая попытка композитора выразить свои эмоции или идеи устарела. Вместо этого он предложил модель, при которой художник не творец, а соучастник процесса, открывающий слушателю многообразие звуков окружающего мира.
Апогеем этого периода стало произведение «4’33”» (1952), которое состоит из четырёх с половиной минут тишины на сцене. Эта пьеса не об отсутствии звука, а о том, что в этой «тишине» становится слышим непреднамеренный звуковой ландшафт: шорохи зрителей, шум улицы, стук собственного сердца. Это был манифест, провозглашающий, что музыка – это всё, что мы слышим вокруг себя.
Позже Кейдж работал в области перформанса, электронной музыки, визуального искусства и художественной литературы. Его масштабные произведения представляли собой многоканальные электронные композиции, сопровождаемые световыми шоу и кинопроекциями, погружая зрителя в тотальную среду. Так Кейджу удалось навсегда изменить представление о природе звука, случайности и красоте повседневности.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев