Знаток ненецкой культуры, заведующий музеем Городского Дворца творчества «Академия талантов» муниципального образования Новый Уренгой Наталья Яндо рассказала нам, что её отец — тундровый ненец Тазовского района — всегда говорил, что «Урехой» переводится, как «холм, обдуваемый ветрами».
Я знаю ещё пять версий перевода этого слова от уважаемых мной людей. Но.
Уренгой — это такое месторождение!
Пора нам ограничиться с перечислением гипотез. По той одной причине, что все мы искали «холм», «возвышенность» в ландшафтах современного посёлка Уренгой, совершенно не ведая, что делаем это напрасно. В 2018 году в таркосалинской газете «Северный луч» были частично опубликованы воспоминания Михаила Саргина, участника той самой советской Пуровской экспедиции 1932-1933 годов.
Вот что он писал: «Отплыв оттуда (Хальмерседе, ныне посёлок Тазовский), двигались (на юг. — Прим. автора) 10 дней (ночами стояли). Наступило резкое похолодание, начал пролетать снег, а дня через четыре поплыли льдинки. Видим, что до слияния рек (Пяко-Пур и Айваседа-Пур. — Прим. автора) нам не добраться, решили выгружаться. В одном месте на левом берегу реки нашли подходящий строевой лес, остановились. Объявили аврал, и через три часа весь груз был на берегу. Было нас около 30 человек. Сразу из веток построили временные шалаши, чтобы укрыться от ветра и снега, а через 2-3 дня прямо в яру вырыли землянки... Во второй половине ноября к нам приехали первые ненцы. Спросили их, как называется это место, они назвали «Уренгой». Позднее оказалось, что место выбрано неудачно, низкое, в весенний паводок сильно подмывает берег, но в то время у нас иного выхода не было. Сейчас Уренгой находится на правом берегу реки» (Память основателя. Интернет-сайт газеты «Северный луч» /mysl.info/pamyat–osnovatelya.html (дата обращения 06 мая 2020 г.).
Эта публикация говорит нам о двух важных вещах:- Яр, то есть высокий берег, он же «холм, обдуваемый ветрами», он же «звучащая возвышенность» в 1932 году был. В нём устроили своё жилище первопоселенцы.
- Первое поселение устроителей Пуровского района — фактория Уренгой — первоначально была устроена на левом берегу Пура. То есть посёлок Уренгой, расположенный ныне на правом берегу реки Пур, как и город Новый Уренгой, получили своё имя «в наследство».
Подытожим. Топоним «Уренгой» не имеет никакого отношения к природно-географическим особенностям современной газовой столицы. И нет необходимости переводить его с языка коренного населения ЯНАО. Потому что, когда в 1970-х годах «Уренгой» стал известен повсеместно, это слово означало уже «самое большое газовое месторождение в мире»! Абсолютно прав был ямальский писатель Роман Ругин:
«Уренгой — что это значит в переводе?» —У меня спросили раз–другой,Но сегодня славится в народеИ без перевода Уренгой!»Новый Уренгой — это прежде всего газовая столица нашей страны!А кто здесь жил из века в век?Новый Уренгой стоит в бассейне реки Евояха — левого притока реки Пур. Несколько веков он был местом пребывания крупных родов лесных пуровских ненцев — Айваседа и Пяк.
Айваседа (Нгэваседа) переводится как «безголовые» (нгэва «голова», седа «без»). В первой половине XVII — первой четверти XIX века они свободно кочевали по большой территории: на реках Таз, Пур и Енисей. Однако после эпидемии оспы в 1816 году практически весь род Айваседа перекочевал в лесную зону. С середины XIX века он закрепился на правой стороне реки Пур, который называется теперь Айваседа-Пур (Квашнин Ю. Н. «Названия родов в ненецкой топонимии»//Антропологический форум. № 14. 2011 (online). — С. 37-38 /
cyberleninka.ru/article/n/nazvaniya-rodov-v-nenetskoy-toponimii (дата обращения: 24.06.2021)).
Основными брачными партнёрами Айваседа традиционно выступали лесные ненцы рода Пяк. О нём впервые упоминает «Книга большому чертежу», выполненная в 1627 году: «А за рекою за Обью 200 вёрст пала в море река Таз. А в Таз-реку пала река Пур... А по реке по Тазу Мангазея, Самоядь Пяки». Несмотря на то, что в исторический период Пяки кочевали свободно не только по лесной, но и по тундровой зоне, исконным местом их расселения был левый приток Пура — река Пякупур.
Кроме двух могучих летописных родов, на Евояху заходили роды Вануйто, Адер, Салиндер и ларьяхские ненцы Кунины (Интервью с Яндо Н. Т., 15.10.2020 года). Некоторые из этих родов относятся к тундровым ненцам, которые приходили сюда с севера. Сегодня в 80 км севернее Нового Уренгоя ведут своё хозяйство пуровские ненцы рода Панхи (подразделение рода Пяк), которые уверяют, что живут на этой территории давно (Информация получена 08.01.2021 г. от Дениса Пяка в г. Новый Уренгой во время мероприятия, организованного Сергеем Вануйто, заместителем председателя молодёжного отделения Ассоциации КМНС «Ямал — потомкам!»).
По словам Натальи Яндо, в район современной газовой столицы тундровые ненцы всегда приходили в конце октября-ноябре, когда замерзали речки, болота и торфяники. Здесь они жили зимой, а в начале апреля уходили на север к местам своего весенне-летне-осеннего пребывания. Всё зимнее время ненцы занимались охотой на пушных и копытных зверей, рыболовством. Оленеводство у них было отгонным, с полувольным выпасом стада. Западной границей их пребывания была территория современного месторождения «Юбилейное», находящегося в 60 км юго-западнее Нового Уренгоя, и речка Хабитасё. Дальше располагались кочевья надымских лесных ненцев, среди которых, кроме Пяк и Айваседа, выделялись ненцы рода Вэлла.
Комментарии 5