«Я твоя любимая бочка?»
Иногда кажется, что ребёнок слышит — но не слышит.
Повторяет слова с ошибкой.
Путает «бочку» с «дочкой», «крысу» с «крышей», «рожки» с «ложками» — и искренне не понимает, в чём дело.


Мы раздражаемся, а он — удивляется.

Мы объясняем, а он слышит совсем другое.
Кажется, он просто не слушается.
А на деле — он действительно не различает звуки речи.
Мозг не улавливает тонкую разницу — и всё звучит одинаково.
А мы, в спешке, часто принимаем это за каприз или невнимательность.

В такие моменты важно остановиться. Не ругать. Не заставлять «повторить правильно».
А мягко спросить себя: а может, дело не в упрямстве?
Что такое фонематическое восприятие?
Это способность мозга различать звуки речи.
Не уши слышат — мозг «собирает» звук в смысл.

Если эта система даёт сбой, сначала нарушается понимание,
потом — произношение,
а уже после — навыки чтения и письма.
Многие родители думают: «Он просто плохо говорит».
Но на самом деле ребёнок с самого начала слышит слово искажённо.
Не «гора» — а «кора». Не «точка» — а «кочка».
Вся остальная путаница — это уже следствие.

Очень часто именно фонематическое восприятие нарушено у детей с:

ЗРР

Алалией

Дизартрией

СДВГ

Дислексией

Аутизмом

и т. д.
Но родители узнают об этом не сразу — особенно если проблема выражена не очень ярко.
А иногда замечают, но не понимают, что именно нарушено.


Хорошая новость: это можно заметить раньше.
И помочь — тоже.
Узнайте в этом материале: • Как понять, что у ребёнка трудности с фонематическим слухом?
• Почему он путает слова, которые звучат похоже?
• Что действительно помогает развить навык различения звуков речи — с самого раннего возраста?
Как только вы понимаете, в чём именно трудность — становится ясно, что с ней делать.


Не откладывайте: именно в раннем возрасте мозг особенно чутко улавливает речь и звуки.
Позже восприятие формируется как привычная схема,
в которой искажённый слуховой образ закрепляется —
и мозгу уже сложнее перестроиться.

Пока восприятие ещё гибкое и открытое к новому —
у ребёнка больше шансов научиться слышать точно и осмысленно.
#ФФНР #фонематическоевосприятие #ЗРР #аутизм #дислексия #дефицитвнимания #недоразвитиеречи #алалия #расстройстваобучения #особенныйребенок #СДВГ #FastForWord #FastForHome