Полковник Майданов Николай Саинович (1956 - 2000) Герой Советского Союза и Герой Российской федерации, лётчик Ми - 8.
Оба звания были присвоены за подвиги на поле боя ! ...
В истории нашей страны всего 4 человека были одновременно и Героями России, и Героями Советского Союза.
Вертолётчик Николай Майданов - единственный среди всех четверых, кто заслужил свои "Золотые Звезды" за подвиги на поле боя.
За Майданова афганским душманам предлагали баснословные деньги, а сам Николай Саинович всегда был готов рискнуть своей жизнью ради товарищей.
Николай Саинович Майданов родился 7 февраля 1956 года в посёлке Таксудук Уральской области Казахской ССР, что недалеко от России.
Папа был казахом, а мама – немкой.
Мечтой о небе Майданов стал грезить ещё с 5 - летнего возраста.
Тогда маленький Коля впервые увидел севший в их колхозе самолёт-кукурузник АН - 2.
"Я буду летать !" - приговаривал мальчишка, вцепившись в шасси самолёта.
Впрочем, Николаю пришлось пройти долгий путь к заветному штурвалу.
После окончания школы Майданов вместе с другом поступал в училище гражданской авиации.
Николай прошёл, а вот его товарища на медкомиссии забраковали.
Без своего друга Майданов решил не поступать и забрал документы.
Майданов немного проработал водителем, отслужил в армии и в 1976 - м поступил в Саратовское авиационное училище.
После его окончания Майданов на службе сменил несколько военных округов.
Летал в основном на вертолёте Ми - 6, но душа его лежала к "небесной рабочей лошадке" Ми - 8.
Чтобы летать на вожделённой "восьмёрке", Николай Саинович написал рапорт об отправке в Афганистан, где советские войска активно использовали вертолёт Ми - 8.
Лётчик - штурман Николай Майданов дважды отправлялся в командировку в Афганистан (1984-1985 и 1987-1988).
На своём Ми - 8 он достиг непревзойдённого мастерства.
Если полёт на сверхмалых высотах обычно проходил на высоте 50-100 метров, то Николаю Майданову удавалось вести в бою 11 - тонную машину на высоте всего 5 метров !
Даже опытные мастера - сослуживцы поражались технике Майданова.
Именно благодаря такому экстремально низкому полёту Николай Саинович стал неуязвим от моджахедов, даже когда у тех появились современные "Стингеры".
За советского лётчика даже назначили награду в миллион афгани - гигантскую сумму по тем временам.
Майданов хорошо знал, что на высокогорье вертолёты даже с минимальной нагрузкой взлетали с большим трудом.
Чтобы взлететь, Николай Саинович разгонял свой Ми - 8 и бросал его в пропасть.
Такой рискованный метод позволял в падении раскрутить винт и набрать нужную скорость.
8 декабря 1987 года лётчик совершил подвиг, кажущийся нереальным.
Майданов, спасая товарищей из окружения, взял на борт 35 человек.
Даже на равнинных условиях для вертолёта это перегруз.
Взлететь в горах с такой ношей было на грани реальности.
Но Майданову это удалось.
Он бросил свой вертолёт с горы прямо в пропасть.
Лопасти вертолёта гнулись, турбины выли, но лётчику удалось поднять свой Ми - 8 и доставить товарищей на базу.
8 декабря стал для спасённых Майдановым спецназовцев вторым днём рождения.
Товарищи по Афганской войне с уважением называли Майданова "заговорённым".
Из огненного пекла лётчик - штурман неизменно возвращался живым, даже если его машина была похожа на решето.
За время операции в Афганистане Николай Саинович Майданов совершил более 1 200 боевых вылетов, спас 85 раненых бойцов и доставил 100 тонн грузов.
В июле 1988 года капитану Майданову было присвоено звание Героя Советского Союза.
Николай Майданов тяжело переживал годы после распада СССР.
В 1992 году он окончил Военно - воздушную академию имени Гагарина.
Сразу после окончания академии казаха Майданова вопреки его воли отправили служить в республику Казахстан.
Несколько лет Майданов забрасывал командование просьбами о переводе в Россию.
Лишь в 1997 году ему удалось выбраться в вертолётный полк под Петербургом.
На плечи Майданова легли совсем невоенные хлопоты: где достать керосин для части, куда поселить офицеров, как добиться выплаты зарплат.
Хозяйственная работа была бременем для Майданова.
Он попросил перевести его туда, где сможет найти достойное применение своему военному опыту.
В 1999 году Николая Майданова направили командиром в 325 - й вертолётный полк на юг России.
Здесь Николай Саинович снова почувствовал себя нужным Родине.
В том же году российские войска проводили операцию по разгрому басаевских боевиков в Дагестане.
Нужно было срочно доставить бойцов и оружие в труднодоступные горные районы, чем и занимался полк Майданова.
ПОСЛЕДНИЙ БОЙ ...
В начале 2000 года российская армия начала операцию по блокированию чечено - грузинской границы в Аргунском ущелье.
Для боевиков это была важная артерия, через которую шли наёмники и вооружение.
Утром 29 января Майданов высадил группу десантников в ущелье.
Позже связь с ними была потеряна.
Полковник немедля вылетел на поиски боевых товарищей.
Майданов неустанно кружил над ущельем, пытаясь найти своих ребят.
На одном из витков вертолёт попал под обстрел.
Две вражеские пули пробили кабину и тяжело ранили Николая Майданова.
Второй пилот дотянул машину до базы, но спасти Майданова медики уже не успели.
Группа десантников, которую он искал, во время боя потеряла рацию и ушла на десятки километров от места дислокации.
Но Николай Саинович не знал этого.
"Сам погибай, а товарища выручай" - этот принцип в точности описывает весь боевой путь Николая Майданова.
10 марта 2000 года за проявленное мужество ему было посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.
Николай Саинович стал единственным человеком, кто стал Героем в СССР и России за военные подвиги.
#Герои
#Немцы
#Казахи

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев