Мы говорим: - Есенин ! ...
Нет, наверно, в России человека - равнодушного к поэзии поэта.
Стихи Есенина полны сердечной теплоты и искренности, страстной любви к беспредельным просторам родных полей, "неисчерпаемую печаль" которых умел он так эмоционально и так звонко передать.
Для многих он сразу начинается: как хулиган, бунтарь, с ним много женщин и детей, много пил, загадочная смерть на уровне бульварной прессы и сплетен.
О талантливом поэте, яркой личности, человеке, который стремился сделать себя сам - made himself, как модно говорить сегодня, вспоминается уже во вторую очередь.
Такой образ прививался и насаждался, он был выгоден, наверное.
Старшие поколения вообще его в школе « не проходили ».
Так что – внесён в школьные учебники – уже прорыв.
А ведь это один из ярчайших поэтов ХХ века.
Часто те, кто не знают его авторства, поют песни на его стихи и искренне считают их народными.
Мне ни разу не довелось увидеть афишу, приглашающую на вечер, где читались бы стихи Есенина.
Пушкин – пожалуйста. Есенин, которого иногда называют Пушкиным ХХ века – ни разу.
Хотя нет, однажды почти весь вечер Сергей Безруков читал Сергея Есенина.
Давно это было, Безруков тогда готовился сыграть поэта в кино.
В Санкт - Петербургском государственном университете проходил вечер встречи с артистом.
Так что – вечер Безрукова для публики превратился в вечер Есенина.
Пожалуй, это и всё, что было о Есенине в официозе ...
Не думаю, что поэму « Страна негодяев » в школе изучают сегодня, т.к. в ней о России, самая взаимоделишная правда, а истинную правду не любит никто ...
« Я ругаюсь и буду упорно
Проклинать вас хоть тысячи лет,
Потому что …
Потому что хочу в уборную,
А уборных в России нет.
Странный и смешной вы народ !
Жили весь век свой нищими
И строили храмы Божие …
Да я б их давным - давно
Перестроил в места отхожие ».
Когда это написано ?!!
Актуально и сегодня !!!!!
« А народ ваш сидит, бездельник,
И не хочет себе ж помочь.
Нет бездарней и лицемерней,
Чем ваш русский равнинный мужик !
Коль живёт он в Рязанской губернии,
Так о Тульской не хочет тужить ».
***
С творчеством и образом Есенина, со времён запрета - табу на его стихи в России, в принципе, так мало что изменилось в плане социальных лифтов и возможностей для молодёжи, была проведена очередная компанейшина, чтобы политикам облить в очередной раз помоями Россию, уже в лице Советского Союза с дальним прицелом на его ликвидацию, разрешив Есенина ...
Есенин декларирует себя в качестве поэта переломного момента русской и мировой истории.
И требует, чтобы к нему относились, как к жертве исторических обстоятельств.
Вырваться из деревни – эта мечта остаётся актуальной и сегодня, как было в России, из поколения в поколение.
Если написать без имени – в 17 лет ушёл из дома, перебрался в Москву, работал в мясной лавке, потом – в типографии.
Это ведь про любую эпоху.
Разве что – старомодное слово « лавка » выдаёт.
Это путь Есенина.
Отец хотел сделать из сына учителя и отправил в деревенскую церковно - приходскую школу.
Но юный поэт хотел жить в большом городе.
Звучит современно, не так ли ?!!
К тому же, ровесники считали его « деревенским дурачком », который везде лезет со своими « никому не нужными стишками » о любви и природе.
Отец несколько раз пытался устроить сына на «нормальную» работу, которая приносила бы доход, но с негодованием отмечал, что сына ничего не интересует, кроме писательства.
Уже будучи в Москве, с сентября 1913 - го года, он поступает вольнослушателем на историко - философское отделение в Московский городской народный университет имени Шанявского.
Не ради работы в лавке или типографии, молодой парень проделал свой путь.
Цель у него была ясная, но совершенно недостижимая: стать самым известным в стране поэтом.
Полтора года в университете заложили в нём прочную основу образования.
Будем держать в голове, что все дальнейшие события происходили на фоне начавшейся войны.
Он охотно занимался самообразованием, много читал и был известен своей искромётной эрудицией.
Гриша Панфилов был одним из немногих, кто мог часами слушать произведения молодого поэта.
В письмах в другу Есенин делится своими переживаниями:
« Мне невыносимо жить.
Всё вокруг пошло и старо, и я сам себя не чувствую.
А жил ли я вообще когда - нибудь ?
Я не чувствую своей души, своих сил, как будто я какое - то животное ».
Такие вот мысли терзали молодого поэта.
И мысли о любви:
" Как бы я не клялся кому в безумной любви — любовь огромнейшая роковая ошибка.
Больше всех женщин я люблю искусство. Его я не променяю ни на какие деньги ".
В 1915 - м году Есенин приезжает в Петроград.
Александр Блок в то время высоко оценил " свежие, чистые, голосистые ", хотя и " многословные " стихи " талантливого крестьянского поэта - самородка ", ввёл его в писательскую среду столицы.
Максим Горький писал Ромену Роллану:
" Город встретил его с тем восхищением, как обжора встречает землянику в январе.
Его стихи начали хвалить, чрезмерно и неискренне, как умеют хвалить лицемеры и завистники ".
В январе 1916 - го года Есенин был призван, благодаря хлопотам друзей он получил назначение - " с высочайшего соизволения" - санитаром в Царскосельский военно - санитарный поезд № 143 Её Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Фёдоровны.
Вместе с Николаем Клюевым часто выступал, в том числе - перед императрицей Александрой Фёдоровной и её дочерьми в Царском Селе.
Есенин становится знаменитым, его приглашают на поэтические вечера и в литературные салоны.
Потом грянула революция, не оставив следа от прежней жизни.
Найти своё место в новой удалось не всем.
И это было непросто.
Почитайте письма Есенина.
В них – правда времени, попытка понять себя и найти своё место на ускользающей из - под ног штормовой палубе.
Мне всегда было интересно познакомиться не с навязанным образом и внешней канвой: перечнем событий и поступков, а разобраться в причинах.
Только тогда личность становится более понятной психологически.
И контекст исторический тоже важен, конечно.
Времена не выбирают, как известно.
Есенин очень точно подметил о себе:
" Прокатилась дурная слава, что похабник я и скандалист ".
В силу этих и многих уже известных других причин, в начале 20 - х годов Есенин вёл праздную жизнь – пишут в биографических книгах.
Его метания называют свойственным всем гениям, как будто это что - то объясняет.
Сюда же относят и пристрастие к алкоголю, якобы оно заставляло Есенина совершать странные, а порой и чудовищные поступки.
Это простое, вернее, упрощённое объяснение ничего не объясняет.
В нём столько противоречий.
Есенин декларирует себя в качестве поэта переломного момента русской и мировой истории.
И требует, чтобы к нему относились, как к жертве исторических обстоятельств.
Есенин очень точно подметил о себе:
" Прокатилась дурная слава, что похабник я и скандалист ".
Дурная слава, буквально, шла за ним по пятам, а милиции, говорят, даже был дан приказ сверху отправлять поэта в участок, едва он появится на людях в нетрезвом виде.
Может, потому он и убегал от милиции постоянно, дав повод слухам, что он боится милиции ?!
Каюсь в этом вам, и я,
Грешен сам отчасти в таком,
Увидев, что вам принимать меня,
Таким, каков я. на самом деле есть,
Не понимающим меня, становится лень,
Я же назло, повернув свои мозги набекрень,
Пускаюсь во все тяжкие, посылая всех нахрен ...
Противоречивость характера Есенина зародилась ещё в юности.
Многие отмечают и проявившуюся со временем подозрительность.
Направляясь из своей комнаты вдоль тёмного коридора к телефону, он крался, как кошка, и к телефону подходил как - то боком.
Чего он боялся, нельзя было узнать так же, как трудно было угадать его мысли, как невозможно было переубедить его в чём - нибудь, как непонятна была его дружба или привязанность к тому или иному человеку.
Он искал пристанища, искал уюта, тепла.
Но ничего этого у него не было, и он страдал невыносимо от его отсутствия.
Будучи эстетом по натуре, с тонким вкусом, невероятно чистоплотный, он не мог работать в ужасных условиях.
Чтобы хоть немного скрасить холод голых, без обоев, давно небеленых стен и зияющих окон, он драпировал двери, убогую кушетку, кровать восточными и другими тканями, затягивал окно тёмной материей, зажигал с утра электрический свет, завешивал яркой шалью лампу, лишённую абажура.
Вёл праздную жизнь ?! Кто это придумал ?!!
Он был беспомощен и доверчив, как двухлетний ребёнок; не мог создать нужной для себя обстановки, устроить просто, по - человечески свою жизнь.
И, вместе с тем, он умел заботиться о других.
Он нуждался в друзьях и дорожил проявлением симпатии к себе, чутко воспринимал отношение к нему людей.
Участие, проявленное к нему, оказанные ему услуги, не забывал.
Присутствие друзей, их внимание умиротворяли его, смягчали холод его жизни.
« Он мне друг » - часто произносил он вполголоса, будто уговаривая сам себя.
К людям, преданным ему, Есенин нередко проявлял и невнимание, и грубость, но по натуре он всё же был нежным, внимательным.
Он не только хотел « нежное сказать », но и говорил.
Есенин - нежный, мягкий и галантный, особенно с женщинами.
В личных разговорах с ними или по телефону он с необычайной задушевностью, лаской говорил:
« Милая, здравствуйте, целую ваши ручки. Это — я, Есенин.
Да, я приехал ! Как вы поживаете, мой хороший друг ?
Я к вам приду и стихи прочитаю ».
И он приходил, приходил тихий, и просто, скромно, почти застенчиво читал свои стихи.
Он много говорил, смеялся, шутил, был необычайно ласков и нежен со всеми.
Проявленное к нему равнодушие или пренебрежение словно пришибало его.
Он бывал тогда похож на обиженного ребёнка, который не хочет сознаться в том, что его обидели.
Раним, как ребёнок. Или – как талантливый поэт.
В нём уживались обида, честолюбие и ещё чувство, похожее на раболепие перед всем, что имеет, имя, силу, славу.
Сегодня психологи легко объясняют это состояние, это две грани одного и того же чувства.
Потребность иметь друзей была у него велика, и потому очень легко втирались в его доверие и жизнь все те, кому он нужен был, кому он был выгоден.
И это — несмотря на то, что Есенин людям не верил, был, что называется, « себе на уме » и людей видел насквозь.
Чем привлекали его эти « друзья » ?!!
Кто любовью, кто лестью, а кто игрой на слабых струнках Есенина.
Нельзя сказать, чтобы он им цену не знал.
Он едко высмеивал всех этих « друзей », заявляя, что ушёл от них, что он бежит от них, как от чумы, что с ними « можно чёрт знает до чего дойти ».
Уйти - то он от них ушёл, но, к сожалению, он был им нужен, и они находили его; пусть на день, пусть на час, но находили !
И он шёл с ними опять, когда они его находили.
Есенин, как всякий большой талантливый поэт, был горд, самолюбив.
Есенин считал, что он « в России самый лучший поэт », и требовал соответственного к себе отношения.
В жизни же он иногда, но довольно часто, встречал к себе отношение, только как к скандалисту, хулигану.
Это его задевало.
Новые скандалы становились ответом на то, что его прозвали скандалистом.
Все равно, мол, считают хулиганом, так уж буду подтверждать репутацию.
Когда же он лично сталкивался с такими людьми, то с какой - то злой, нехорошей насмешкой говорил:
« Это я — Есенин ! Знаете, есть такой поэт, пишет неплохие стихи ».
Обычно, когда на него нападал « зуд писать », он просил поставить на стол горячий самовар, который кипел всё время.
Чаю он выпивал тогда много.
Вино же исчезало из комнаты.
Ни разу в жизни ни одной строчки он не написал в нетрезвом состоянии !
Нелепо даже слышать « предположения », что Есенин писал стихи пьяным.
Стихи свои он обычно читал своим близким друзьям.
Читал и советовался с ними, это было его потребностью.
Часто, следуя указаниям друзей, исправлял написанное.
Советами он очень дорожил, относился к ним с вниманием, благодарностью.
Он сам часто вызывался читать новые стихи.
Прочтёт и спросит: « Ну, как, ничего ? Это так, маленькое ».
И когда ему скажут, что это чудесное стихотворение и вовсе не маленькое, он полудоверчиво, наивно, по - детски посмотрит и спросит:
« Да ?!»
Такие вопросы он задавал по поводу самых прекрасных его стихотворений.
И спрашивал он искренне.
Он действительно не знал, хорошо или плохо то, что он написал.
И не раз ему открывали глаза на какое - нибудь его стихотворение.
Иногда казалось - он не понимал, не чувствовал, до чего хорошо то, что он пишет.
Лишь после того, как Качалов прочитал ему его стихи, он сказал:
« А я и не знал, что у меня такие хорошие стихи ».
Он знал, что у него хорошие стихи, очень хорошие стихи, знал, что у него самые лучшие стихи, но он не знал, что у него такие хорошие стихи !
Стихи свои он любил, дорожил ими, пока писал.
Когда стихотворение бывало уже написано и напечатано, оно для него становилось чужим, уже не своим.
Обострённое чувство:
« Я — Есенин !» « Кто? Я ? Есенин ! Кому ?
Мне — Есенину ? Скажите им, что я — Есенин — плюю на них.
Угощаю сегодня я — Сергей Есенин; плачу я — Сергей Есенин.
Мне — Есенину — вами разговаривать не пристало. Я — Есенин, а вы кто ?
Вы — ничего, нни - че - го !» — вот лексикон Есенина при встречах, знакомствах, столкновениях.
И наряду с этим совсем непритворное чинопочитание, раболепие перед знаменитостью.
Поэт « из крестьян » до дрожи в коленях робел перед аристократизмом своей последней жены – внучки Л.Н Толстого.
Одиночества Есенин не выносил. И был страшно одинок !
Настоящие друзья, беззаветно преданные ему, искренне любившие его, готовые на жертвы ради него, подчас меньше располагали его доверием, пользовались меньшим влиянием.
Он это сам сознавал.
У него была явная склонность к рефлексии, самоанализу.
Была ли его внутренняя трагичность обусловлена юным возрастом или темпераментом — сказать наверняка сложно.
Одно мы знаем точно: с годами характер поэта становился всё сквернее.
Понимаем ли мы причины ?!!
А как он радовался, получая из издательства маленькие сборнички своих стихов.
Он разглядывал их, перелистывал, показывал всем и говорил:
« Это — что ! А вот скоро увижу первый том Полного собрания. Вот это — здорово, как будет !»
Издание полного собрания занимало его.
Он заранее предвкушал удовольствие держать в руках первый том своих стихов и говорил:
— Вот в России почти все поэты умирали, не увидав полного издания своих сочинений.
А я вот увижу своё собрание. Ведь увижу !
Собрания своих сочинений он всё же не увидел.
А уже в 1924 - м году Есенина буквально затравили: в газетах появляются резкие критические статьи, обвиняющие его в пьянстве, дебошах, драках и прочих антисоциальных поступках.
Против Есенина было возбуждено несколько уголовных дел, в основном, по обвинениям в хулиганстве.
Советская власть, якобы, беспокоилась о состоянии здоровья Есенина.
Так, в письме к самому Дзержинскому от 25 октября 1925 - го года Раковский просит " спасти жизнь известного поэта Есенина — несомненно, самого талантливого в нашем Союзе ", предлагая:
" отправьте вместе с ним в санаториум товарища из ГПУ, который не давал бы ему пьянствовать …"
На письме резолюция Дзержинского, адресованная его близкому товарищу, секретарю, управляющему делами ГПУ В. Д. Герсону:
" Может быть, Вы могли бы заняться ?"
Никому до сих пор неизвестны точные обстоятельства гибели Есенина.
По одной из теорий он сделал это сам, по другой — его враги.
Мог ли строптивый характер поэта привести к тому, что кто - то захотел избавиться от народного любимца ?
Или тому поспособствовал депрессивный настрой самого Сергея Александровича ?
Тут уже каждый придет к собственному выводу.
После гражданской панихиды в Союзе поэтов в Ленинграде тело Есенина было перевезено в Москву, где также было устроено прощание.
Похороны состоялись 31 декабря 1925 - го года на Ваганьковском кладбище.
Современники отмечали, что похороны были грандиозные, так не хоронили ни одного русского поэта.
Власть умеет хоронить. Мы это потом увидим не единожды.
" Седые вербы у плетня
Нежнее головы наклонят.
И необмытого меня
Под лай собачий похоронят.
А месяц будет плыть и плыть,
Роняя весла по озёрам ...
И Русь всё также будет жить,
Плясать и плакать у забора ".
. Сергею Есенину от Галсана ...
Тебе в сини чистого неба благовалила Луна,
И не всегда же, - вся, всего лишь только, её половина ...
Но не от стыда, от тебя, поэта и корифея, пряталась она,
Да и не так уж, много - то, ты сам лишь за компанию выпивал вина ?!!
Как же, часто, тебе грезился, и всегда наяву,
Сам собою вещий стих, в её тяжкие для России часы ...
Что ты будто бы в село, снова в своё счастливое детство,
Ещё раз в путь, в новую жизнь входишь, твердя: " Да ! Я его держу !"
Ведь на дальнем рубеже, на самом её краю,
Не так уж, и вечной, тебе казалась, - наша Вселенная !
В счёт по её меркам, ты век своей жизни, никогда не брал;
Век, становился всё короче, как бы это было бы, тебе не банально ...
#Есенин
#ГАюшиев
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев