Удивительная партия
На самом деле эсеры были далеки от подобного образа. В партию входили не скромные интеллигентные люди, а бунтари, прошедшие горнило революционных боев с самодержавием. Террористы, не щадившие ни своих врагов, ни самих себя. Эсеры с не меньшими основаниями, чем большевики, претендовали на победу в ходе революции.
Идеология эсеровской партии изначально строилась на разделении российского общества. Хотя эсеры утверждали, что выражают интересы почти всего народа и противостоит им лишь правящая верхушка, составляющая незначительную часть общества, они внесли серьезный раскол в общественно-политическую жизнь России, жестко поставив вопрос о несовместимости интересов массовых общественных классов (крестьянства, пролетариата и интеллигенции), защитниками которых социалисты-революционеры официально обряжались, с паразитическими классами общества, к которым они относили господствовавшие в начале XX века социальные группы - дворянство, высшую бюрократию и буржуазию.
Политическая программа эсеров была не просто утопичной, но и крайне опасной для России. Фактически это была полуанархическая программа, предполагавшая практически полное уничтожение государства.
"Социалистическое общество, - писали эсеры, - прежде всего не государство, а самоуправляющийся союз производительных ассоциаций, сельскохозяйственных общин-коммун и синдикатов индустриальных рабочих ...", которые связываются между собой на добровольных началах в целях обмена производимой ими продукции.
Эсеры не осознавали, какой опасности подвергают они страну и самих себя, разжигая в народе революционные настроения и натравливая его на борьбу со всей прежней элитой.
Самый известный премьер-министр дореволюционной России П.А. Столыпин полагал, что предотвратить приход эсеров к власти можно, лишь проведя определенные внутренние изменения.
"Пока я у власти, я сделаю все, что в силах человеческих, чтобы не допустить Россию до войны, пока не осуществлена целиком программа, дающая ей внутреннее оздоровление. Не можем мы меряться с врагом внешним, пока не уничтожены злейшие внутренние враги величия России - эсеры. Пока... не будет полностью проведена аграрная реформа, они будут иметь силу, пока ... они существуют, они никогда не упустят ни одного удобного случая для уничтожения могущества нашей Родины, а чем же могут быть созданы более благоприятные условия для смуты, чем войной".
Лидеры 1917 года
События 1917 г. подтвердили главенство эсеров в политической жизни страны. Если в февральских событиях роль эсеров была невелика, то затем, весной 1917 г., лидирующая роль в умеренно-социалистическом блоке перешла именно к ним. Стратегия эсеро-меньшевистского блока весной 1917 года заключалась в борьбе с кадетами на провинциальном, губернско-уездном уровне. К лету почти вся власть в провинции перешла к эсерам.
В Центральной России драматический характер приобрело противоборство эсеров и кадетов во Владимире. Конфликт случился на съезде представителей комитетов общественной безопасности (КОБов - главных органов власти в 1917 году на региональном уровне) и Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, проходившем с 15 по 17 апреля.
Тогда эсеры и меньшевики добились переизбрания губернского комитета, что изменило соотношение сил в руководящих органах губернии. Через месяц, 30 мая, новый губернский комитет переизбрал главу губернии.
Вместо кадета С.А. Петрова губернским комиссаром стал ставленник эсеров М.А. Братенша (меньшевик-интернационалист), его заместителем утвердили эсера Н.Ф. Горшкова.
Более плавно вытеснялись кадеты из властных структур Костромской губернии. 27-28 апреля в Костроме состоялось организационное заседание уездного КОБа. Подавляющее большинство выборных мест досталось эсерам.
Нет комментариев