ПОЧЕМУ ПАТРИАРШИЕ ПРУДЫ ТАК НАЗЫВАЮТСЯ?
"Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина...."
Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита
Патриаршими прудами называют место в Пресненском районе Москвы. Между Малой Бронной улицей, Ермолаевским, Большим и Малым Патриаршими переулками в окружении зелёного сквера сегодня находится всего один пруд площадью чуть меньше одного гектара. Поэтому правильнее было бы говорить «Патриарший пруд», но этот топоним прижился в языке в форме множественного числа.
Раньше на этом месте располагалось Козье болото, поблизости от него разводили коз, шерсть которых поставляли к царскому двору. Отсюда происходят сохранившиеся и в наши дни названия Большого и Малого Козихинских переулков.
В начале XVII века «Козиху», как называли эту местность в народе, облюбовал патриарх Гермоген. Он основал здесь свою резиденцию — Патриаршую слободу с двумя церквями «что на Козьем болоте» — Ермолая Священномученика и Спиридона Тримифунтского.
При патриархе Иоакиме в 1680-е годы болотистую местность осушили, а для разведения рыбы к патриаршему столу вырыли пруды, которые питали подземные ручьи. Патриарших прудов было три — память о них сохранилась в названии Трехпрудного переулка.
В 1700 году умер преемник Иоакима — Адриан, последний в дореволюционной России Патриарх Московский и всея Руси (позднее Петр I упразднил патриаршество).
Патриаршая слобода пришла в запустение, пруды снова заболотились. Поэтому, когда Москву приводили в порядок после пожара и разрухи Отечественной войны 1812 года, два пруда решили зарыть и оставили лишь один.
Летом по разбитому «бульвару Патриаршего пруда» гуляли под пение птиц и звуки концертов под открытым небом, а с открытием лодочной станции начали устраивать водные прогулки. Зимой же водная гладь превращалась в общественный каток, где по выходным проходили соревнования конькобежцев. Лев Толстой приезжал кататься на Патриарший пруд со своей семьей. Вставали на коньки здесь и сёстры Цветаевы — их дом находился в Трёхпрудном переулке, 8.
В начале XX века Патриаршие пруды стали местом притяжения богемы.
В 1960–70-е годы в Советском Союзе впервые опубликовали краткую, а затем и полную версию романа «Мастер и Маргарита». Патриаршие пруды стали главным символом булгаковской Москвы: там располагались «Нехорошая квартира» на Большой Садовой, 10, скамейка Воланда у водоёма, «отрезанная голова» Берлиоза под решеткой Патриаршей аллеи.
В 2004 году после реконструкции территорию у пруда внесли в список объектов культурного наследия регионального значения как «Парк «Патриаршие пруды».
По материалам сайта "КУЛЬТУРА.РФ"
Нет комментариев