Поговорив с Зоей Ященко и группой «Белая Гвардия», мы узнали самое интересное, что происходит по ту сторону сцены.
— Зоя Ященко и группа «Белая Гвардия» имеют большую историю. Летом 2023 года коллективу исполнилось уже 30 лет, это весьма впечатляюще. Как родилась идея создания такой команды? Были ли какие-то определённые цели в самом начале?
— Цель, пожалуй, была одна. Были песни, которые хотелось петь. Они прорастали, как цветы, очень естественно. Причём песня рождалась вся целиком, и стихи, и музыка одновременно. Почти сразу стало ясно, что одной гитары для аккомпанемента не хватает. В «Комнате» мне слышалась флейта, в «Белой гвардии» — скрипка. И сначала партии недостающих инструментов я напевала голосом. На самом первом архивном альбоме некоторые песни так и звучали, в сопровождении голоса. И только спустя, наверное, год собралась команда музыкантов, мы начали вместе играть концерты и записали второй альбом «Голубая стрела». И с тех пор я никогда больше не выходила на сцену одна. Мне нравится находиться «внутри музыки», это особая энергия. Петь под одинокую гитару я не люблю.
— Вам приписывают различные стили, но так или иначе всё сходится к одному жанру — року. Кто-то может назвать это сентиментальным роком, кто-то — русским. Как вы сами определяете ваше творчество и можете ли описать его трансформацию за прошедшее время?
— До сих пор не знаю, к какому стилю отнести нашу группу. Похоже, никуда мы не вписываемся, живём как-то сами по себе. И делаем то, что любим. Правда, теперь роли у нас распределились несколько иначе, чем в самом начале. Я больше пишу стихи. А музыку пишет Дима, он у нас и композитор, и аранжировщик, и саунд-продюсер. Ему больше нравится работать с нотками, а мне — с буквами. В один прекрасный день мы поняли, что именно у каждого из нас получается лучше — и каждый увлёкся своим. А песня — это слияние двух рек. Когда мы были в Грузии, меня сильно впечатлило место, где сливаются в одно русло Белая и Чёрная Арагви. Какое-то время их воды даже не смешиваются, одна часть потока светлая, а другая тёмная. И только потом они становятся единой рекой. Вот так же рождается песня в том месте, где смешиваются два потока — музыка и поэзия.
Наверное, от альбома к альбому звучание наших песен меняется. Просто потому, что меняемся и мы сами, узнаём о мире что-то ещё. Много нового узнали о мире за последние полтора года. В альбоме «Прописью на стене» делимся своими открытиями.
— Вы, Зоя, помимо автора песен, ещё и писательница. Детская книга «Поля и Снеговик» — сборник увлекательных историй для самых маленьких с обилием различных картинок. Хотелось бы побольше узнать о самой идее написать книгу. Это действительно очень мило, когда музыканты заботятся и о детях, не все могут таким похвастаться. Когда планируется полноценный выход книги?
— «Поля и снеговик» — это уже вторая книга для детей, первая вышла летом. Она называется «Все девочки мечтают о бальных платьях». Это сборник сказочных историй для среднего школьного возраста. А «Поля и снеговик» — для малышей. Надеюсь, напечатаем её в феврале. И в обеих книгах на каждом развороте красивые картинки. Я же помню, как в детстве пролистывала те страницы, где не было картинок, пока не умела читать. И как долго рассматривала каждую иллюстрацию и задавала тысячу вопросов. Поэтому в моих книгах картинок должно быть много, чтобы никому не было скучно.
Сказки я начала писать для своей младшей дочери, когда ей было лет девять, но раньше издать их не получилось. Напечатали только сейчас. Видимо, пришло время.
Когда наступают тёмные времена, сказки нужны и большим, и маленьким. Никто не хочет верить в реальность, а сказка помогает отвлечься, улыбнуться, порадоваться счастливому концу. Сказка необходима как противовес абсурду, в который погружает детей нынешняя реальность. Выбор, конечно, всё равно остаётся за взрослыми. Или показать ребёнку в детском саду, как разбирается автомат, или прочесть новую сказку. Но всё-таки я надеюсь, что ребёнок больше запомнит весёлые картинки из книжки, чем строение спускового механизма. Поэтому сказок должно быть больше и поэтому я их пишу. Новые песни для взрослых и волшебные истории для детей — это наш способ рассеивать тьму.
— Ваш новый альбом, приуроченный ко дню рождения группы, включает 12 треков. Каждый из них имеет свою историю, которую проживал любой из нас. Это песни-осмысления, песни-поучения или, возможно, что-то еще? Почему важно делиться со слушателями своими историями?
— Иногда мы получаем письма, в которых люди делятся своими историями. И оказывается, что их истории совпадают с нашими песнями. Таким образом мы находим друг друга. Песни — это маячки для тех, кому не всё равно.
Где-то полгода назад пришло письмо от девушки, которая случайным образом наткнулась на мои стихи в Telegram. Альбом тогда ещё не был записан. Девушка написала, что эти стихи в буквальном смысле спасли её от нервного срыва. Ей казалось, что она сходит с ума, потому что не может найти никого, с кем можно поговорить откровенно. Всех всё устраивает. И вдруг она поняла, что не одна на белом свете. И что белый свет никуда не делся. Ей стало легче. Так что песни нужны так же, как и сказки. В них — эликсир жизни, настоянный на целебных травах.
— Альбом — это осмысление современных реалий через призму собственного восприятия. Были ли какие-то сложности как в записи, так и между командой, ведь у каждого своё представление конечного трека? Есть ли какие-то особые моменты, связанные с альбомом?
— Представление о том, каким должен быть альбом, в конечном итоге всегда складывается в процессе записи. Сначала ты думаешь включить одни песни, потом тебе кажется, что они недостаточно красноречивы, вычёркиваешь их. Начинаешь работать над другими. И в «Прописи на стене» таких моментов было немало. Что касается музыки и аранжировок, тут мы все абсолютно доверяем Диме, лучше него никто наши песни не запишет. На эту тему никаких трений у нас не бывает.
А уже после выхода альбома получили несколько писем от читателей нашего Telegram-канала с вопросами, почему не включили тот или другой текст? Они так надеялись, что именно эти тексты станут новыми песнями. Они, оказывается, даже придумали свои версии мелодий и готовы нам их напеть.
Так что у нас есть материал для следующего альбома, и мы будем его записывать, как только немного выдохнем. Можно было сразу записывать двойник, но это сложнее во всех отношениях, и в первую очередь в материальном. Уникальность «Прописью на стене» оказалась в том, что этот альбом в принципе не показался завершённым. Как будто это только первая часть, и пора начинать вторую.
— «Прописью на стене» заставляет о многом вспомнить и подумать. Невзирая на то, что это по сути праздничная работа, она получилась более сокровенной. Присутствует ли особый трепет при релизе таких работ? Как слушатели откликнулись на пластинку?
— Волнуешься всегда, будь то новый альбом, новый концерт или премьера одной песни.
Уверенно про «нравится — не нравится» можно сказать только о старых песнях, потому что уже неоднократно слышал реакцию зала.
Сейчас сложность в том, что живых концертов нет, и отзывы мы получаем только по почте. Пока что все они очень трогательные. Для нас не менее важно найти единомышленников в современном театре абсурда, а новый альбом — это мостик через пропасть. И мы надеемся, что он соединит ещё много сердец. Люблю цитату из Хэмингуэя: «Никогда не отправляйтесь в путешествие с теми, кого не любите». К счастью, наше музыкальное путешествие продолжается, и рядом много людей, которые умеют любить.
— «Для меня работа над альбомом была ещё одним экспериментом, погружением в поток музыки, которая всегда спасала, в самые разные жизненные периоды» (Дмитрий Баулин). Что музыка для вас не только как для музыкантов, но и слушателей, которые тоже пропускают любимые треки через себя?
— Когда мы уходим со сцены или завершаем запись, то ухо переключается на звуки внешнего мира. У нас есть любимые исполнители, любимые пластинки, мы превращаемся в благодарных слушателей. И для нас очень важно, чтобы те, кого мы всегда любили, оказались на стороне света. К счастью, мы ни в ком не ошиблись. И теперь все эти люди продолжают делать свою работу. Их музыка сейчас тоже плачет, ей тоже не всё равно.
А когда плачет музыка, с нею вместе плачет вся природа, как сказал один французский философ. Так что радостных альбомов сейчас и не может быть. Но важно то, что мы не одни. И что белый свет никуда не делся. Сейчас он внутри и преломляется через новые песни.
По материалам Яндекс. Дзен. Канал Субкультура
Нет комментариев