Тандем, друзья.
Дуэт.
Диалог?
Как вам больше понравится!
Когда в свое время я смотрела совершенно великолепный фильм Тома Форда (2009), мне даже в голову не пришло, что кроме сценария у ленты есть и литературный первоисточник.
С десяток лет тому назад я нашла имя Кристофера Ишервуда, автора романа "Одинокий мужчина" - в биографии великого поэта Уистена Хью Одена. Представьте, Оден и Ишервуд были когда-то одногруппниками в колледже в Суррее и даже переехали вместе в Америку.
Кристофер Ишервуд, писатель:
«Глядя в зеркало, он видит в нем много лиц: ребенка, подростка, молодого человека, и уже не очень молодого – хранимых подобно ископаемых на полках, и, как они, давно умерших. К нему, еще живущему, их вопрос: посмотри, мы умерли, чего ты боишься»?
Вот несправедливость какая – маргинальный Ирвин Уэлш сотоварищи, вежливо не рекомендованный к тиражированию, благополучно издается, а в случае с романом Ишервуда даже великолепная экранизация не помогла.
Можно подумать, художественное воплощение темы как-то влияет на ЛГБТ ситуацию… вечно кто-то за нас распоряжается нашими литературными предпочтениями.
Том Форд, режиссер:
«A Single Man» - один день человека, в жизни которого образовалась космических размеров беспросветная дыра.
Почти два десятилетия любви и покоя - и в одночасье все закончилось полным крахом.
Но Джордж, профессор университета, когда-то давно сменивший Англию на Америку, скрывает свои эмоции, красиво создает видимость движения, заставляя «это тело стать Джорджем».
Джордж ездит читать студентам лекции – о проблемах любых меньшинств, о фашизме, об американской мечте, о мещанском быте…
Мучается от одиночества, ненавидит соседей и их отпрысков, иногда выпивает со старой подругой, кофейничает, купается в море, напивается в баре… сползает постепенно все глубже в депрессию и подумывает о самоубийстве.
Джордж не может пережить свою утрату.
Утраченное счастье Джорджа - это Джим, который несколько месяцев назад погиб в нелепой автокатастрофе. Семья Джима, осуждая этот однополый (никто не испугался?) брак, даже не позволила Джорджу присутствовать на похоронах.
Вот вам история в нескольких словах.
Время романа - 1964 год.
Изысканный и стильный фильм Тома Форда по роману Кристофера Ишервуда претендует на некую элитарность, специфическую клановость. Это и понятно: дизайнерские штучки делают экранную картинку неподражаемой. Костюмы, сорочки, запонки, очки, раритетный мерседес..
Но думается мне, если бы режиссер хотел снять фильм «для своих, кто понимает», он не выбрал бы такой блистательный актерский дуэт – Колина Ферта и Джулианну Мур.
Смешно и грустно, например, читать у Ишервуда о Шарлотте, давней подруге - и Джорджа, и Джима: стареющей, поплывшей телесно, сильно выпивающей тетке в бразильском костюме (имеется в виду блуза с длинной юбкой), этакой растерянной курице, которая всю свою нелепую жизнь пытается заменить Джорджу Джима…
Это же надо так не любить женщину…что, в общем, не удивительно.
Том Форд как дизайнер гораздо изысканнее относится к предмету.
Вообразите - пусть даже в небольших, но емких эпизодах - Джулианну Мур.
Не Шарлотту, а стильно - Чарли: восхитительно пьяную, бесконечно одинокую, с бокалом и сигаретой, небрежно причесанную, но в изысканном вечернем платье…
О Колине Ферте я просто помолчу, а то, боюсь, мне не закончить это пенье.
Знаете, коварный коктейль из романа и фильма, из тихого ровного голоса Кристофера Ишервуда, рассказывающего о трагедии, превращающейся в ежечасную рутину и невероятной картинки Тома Форда надолго лишил меня покоя.
«Только кто вам сказал, что надо держаться, Джордж вас спрашивает? О ком мне беспокоиться? Кому до меня дело?»
Проигнорировав стыдливое замалчивание Такой литературы, (хотя, поверьте, ничего Такого особенного в романе нет), я благополучно скачала электронный перевод – спасибо авторам! – и рядышком на электронной полке поставила другой роман Кристофера Ишервуда «Мемориал. Семейный портрет», по-ирвинговски цельный и психологичный.
А прекрасный раздумчивый, полный умолчаний и трагических флэшбеков фильм сохранен.
Как показало время - надолго.
ps
вот показатель – обложка первого издания романа из сети, такая маааленькая и старенькая. Другой нет…впрочем, в 2019-21 гг. в серии «Эксклюзивная классика» выходил это роман в русском переводе - через десять! лет после фильма Тома Форда.
Смотрите.
Читайте.
«ОДИНОКИЙ МУЖЧИНА»/«A SINGLE MAN»
Режиссер Том Форд / 2009 г.
«ОДИНОКИЙ МУЖЧИНА»
Кристофер Ишервуд, 1964 г.
Текст Ирина Черкасская из гр. Кино Живопись Литература
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3