Юмор Светлова. Светлов о юморе.
***
– Юмор не шуточки, не анекдоты, не смешные события. На мой взгляд, нет ничего печальнее на свете, чем юмор. Вспомните Чехова «Толстый и тонкий». Это трагедийно, но это юмор. А Чаплин, а гоголевская «Шинель»?!
***
– Многие считают, что юмор – это анекдоты. А ведь что такое анекдот? Анекдот – это одолженный юмор. Сам не можешь, вот и одалживаешь.
***
– Язвительность – не единственное оружие сатиры. Не всегда лекарство действует путем уколов. Иногда его просто принимают внутрь.
***
Светлов, М. А. Я за улыбку! / М. А. Светлов // Собрание сочинений : в 3 т. / М. А. Светлов. – М. : Худож. лит., 1974. – Т. 3 : Статьи. Воспоминания. Выступления. Сказки. – С. 80-81.
… я глубоко убежден, что первый и главный помощник воспитателя – юмор. Недостатки первым делом надо не осуждать, а высмеивать. Я не Песталоцци, не Ушинский и не Макаренко, моя специальность совсем другая, но я убежден, что в ребенке надо вызывать не страх наказания, а надо заставить его улыбнуться. Свойство всех детей – нарушать установленное. А если это нарушение показать в смешном и нелепом виде?
Если показать ребенку, что он в своем нарушении не столько грешен, сколько смешон?
Приведу два примера из практики воспитания собственного сына. Однажды я вернулся домой и застал своих родных в полной панике. Судорожные звонки в «неотложку»: Шурик выпил чернила.
– Ты действительно выпил чернила? – спросил я.
Шурик торжествующе показал мне свой фиолетовый язык.
– Глупо, – сказал я, – если пьешь чернила, надо закусывать промокашкой.
С тех пор прошло много лет – и Шурик ни разу не пил чернила.
В другой раз я за какую-то провинность ударил сына газетой. Естественно, боль была весьма незначительной, но Шурик страшно обиделся:
– Ты меня ударил «Учительской газетой», а ведь рядом лежали «Известия»...
Тут-то я и понял, что он больше не нуждается в моем воспитании.
Когда я говорю о воспитании юмором, я вовсе не имею в виду острословие или анекдотики; я говорю о юморе с подтекстом, об удивительно радостном и добром отношении к жизни. Сколько мы прочли книг великих писателей, написанных в этой манере, и как они нам помогли! По крайней мере, я на них воспитывался и, кажется, неплохой человек получился».
Шаржи И. И. Игина на Михаила Светлова
Известный советский художник-карикатурист, автор шаржей на многих известных советских деятелей литературы и искусства Иосиф Ильич Игин (настоящая фамилия Гинзбург) создал много портретов-шаржей, прежде всего, своего близкого друга, известного поэта Михаила Светлова.
Огромное количество сделанных им шаржей сложились в книги-альбомы.
svetlov igin. В 1962 году была издана совместная книга пародий Иосифа Игина и Михаила Светлова «Музей друзей», представляющая собой сборник шаржей на известных советских деятелей культуры: рисунки выполнил Игин, а Светлов сочинил стихотворные подписи-хактактеристики. Это были дружеские шаржи со стихами, никого не обижающие, поэтому книга имела шумный успех и никаких обид и скандалов не вызвала. А кроме того сами авторы создали по такому же типу автошарж на себя по картине «Неравный брак».
Известный литератор и журналист Илья Шатуновский записал рассказ Игина о работе над этой книгой: в частности, Светлов, который должен был сочинить пародийные стихи к шаржам, долго не успевал с этой работой и написал Игину в его личный альбом: «Я во вторник или в среду Обязательно приеду». Ни во вторник, ни в среду у Светлова приехать работать к своему другу-соавтору не получилось. Однако книгу надо было готовить, сроки ее сдачи поджимали, и Светлов, приехав, наконец, через какое-то время к Игину с черновиками текстов, написал в его альбоме заключительные к этой работе стихи: «Все ссоры мелкие отбросив, всегда дружи со мной, Иосиф!».
В последние годы жизни художник Иосиф Ильич Игин писал воспоминания. Он был знаком и дружен со многими прославленными советскими деятелями культуры, и много курьезного мог вспомнить. Итогом воспоминаний стали новые книги: «О людях, которых я рисовал» (шаржи и рассказы). В 1968 году был издан альбом «Улыбка Светлова».
Лев Озеров отмечал: «Привычно изображать Михаила Светлова этаким весельчаком; острословом, душой дружеского застолья, Ходжой Насреддином советской поэзии. Не встречал человека более сосредоточенного на судьбах мира, опечаленного ими. Под грузом и гнетом своей сосредоточенности и опечаленности он находил выход в острословии. У этого острословия горький корень. Всю свою тоску, все свое одиночество, всю свою ранимость он прятал за острословием. Это была его броня. Такое блистательное острословие не могло быть маской. Оно глубоко коренилось в личности поэта.
На пиру среди веселых
Есть всегда один печальный.
Этот «один печальный» – Михаил Светлов. Но этот «печальный» всех веселил. Сердцами молчащих и печальных он владел мастерски. Присутствие Светлова гарантировало любую аудиторию от скуки и серости...».
О шутках и улыбках Светлова существует целая литература. Он всегда был искрометен в стихах и высказываниях.
К моему смешному языку
Ты не будь
Жестокой и придирчивой, –
Я ведь не профессор МГУ,
А всего лишь
Скромный сын Бердичева.
В золотую книгу юмора вошли многие речения Светлова, такие, к примеру: «Дружба – понятие круглосуточное», «Гений – это вечная наша дружба», «Порядочный человек – это тот, кто делает гадости без удовольствия», «От него удивительно пахло президиумом» и другие.
Афоризмы и шутки Светлова
Из собрания Александра Михайловича Светлова
***
– В наши дни порядочным человеком считается тот, кто делает гадости без удовольствия.
***
– М.А. Светлов неважно себя чувствовал, не было аппетита, половина еды осталась на тарелке.
– Ну вот, опять не доел, – укоряла медсестра.
– НЕдоедливый этот Светлов...
***
– М.А. #Светлов сделал подборку переводов молдавских поэтов для кишиневского издательства. С гонораром случилась большая задержка. Устав ждать, Михаил Аркадьевич послал в издательство угрожающую телеграмму: «В случае невыплаты денег в ближайшее время я переведу ваших поэтов обратно на молдавский». Гонорар прислали на следующий день телеграфом.
***
– Что такое вопросительный знак? Это постаревший восклицательный.
***
– Переход количества в качество лучше всего сказывается в деньгах.
***
– Всю жизнь Светлов был очень худым.
– У всех телосложение, – жаловался он, – а у меня – теловычитание.
***
– О некоторых литературоведах:
– Читая их, никак не могу понять, стоит ли читать книги, о которых они пишут. Все равно, что по котлете представить себе, как выглядит корова, из которой эта котлета сделана...
1.Из воспоминаний Якова Хелемского
Мгновенные каламбуры Светлова
***
– О двух критиках, затеявших перепалку на страницах печати, – «Братья Ругацкие».
***
– О литераторе, отпраздновавшем свое пятидесятилетие, – «Полджамбула».
***
– О любимом поэте – «Маршак Советского Союза».
Из собрания юмора Ефима Захарова
– Михаил Светлов как-то со вздохом сказал:
– Сижу в президиумах, а счастья все равно нет.
– Михаил Аркадьевич, – возразили ему, – счастье, как зебра: после черной полосы следует светлая.
Светлов ответил:
– Моя зебра, к сожалению, с продольными полосами.
2.Из воспоминаний Иосифа Игина
***
– На литературном вечере после чтения стихов Светлов отвечал на записки. Несколько записок он оставил без ответа.
– Почему вы отвечаете не на все вопросы? – раздался голос из зала.
– Если бы я мог ответить на все вопросы, – сказал Светлов, – мне стало бы неинтересно жить.
***
– Молодая писательница М. пришла к Светлову и стала читать ему свою пьесу. Он деликатно слушал.
– Дочитав первый акт, М. сказала, что, вероятно, пьеса слабая и ей стыдно читать дальше. – Тебе стыдно читать, – ответил Светлов, – а каково мне слушать.
***
– Об одном поэте Светлов сказал:
– Он – как кружка пива. Прежде чем выпить, надо сдуть пену.
***
– Разбуженный однажды ночным звонком, я спросил его:
– А ты знаешь, который час?
– Дружба, – ответил Светлов, – понятие круглосуточное.
3.Из воспоминаний Л.Б. Либединской
***
– Светлов уезжает в Ялту. На аэродроме я говорю ему:
– Счастливый, едешь к морю...
– Не завидуй, старуха, и под кипарисом можно дать дуба!
***
– Приносят очередное извещение об уплате за квартиру:
– ЖЭК – Потрошитель!
***
– Светлова привозят в палату после очередного рентгена. Усталого, измученного. Я ни о чем не спрашиваю.
– Старуха, привези пива! – неожиданно говорит он.
– Пива?!
– Да. Рак у меня уже, кажется, есть.
#ДеньРожденияПоэта
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3
Бессмертие
Как мальчики, мечтая о победах,
Умчались в неизвестные края
Два ангела на двух велосипедах —
Любовь моя и молодость моя.
Иду по следу. Трассу изучаю.
Здесь шина выдохлась, а здесь прокол,
А здесь подъем — здесь юность излучает
День моего вступленья в комсомол.
И, к будущему выходя навстречу,
Я прошлого не скидываю с плеч.
Жизнь не река, она — противоречье,
Она, как речь, должна предостеречь —
...Ещё«Не только талант – как бы ни был он велик, не только доброта, остроумие, нравственное достоинство, помощь в поддержке сотням людей. Неопределимо – обаяние. А главное – Светлов был предметом общей непрестанной любви. Если был – значит заслужил», – сказал поэт Павел Антокольский. Анна Ахматова, познакомившись со Светловым и проведя в его обществе несколько часов, прощаясь, сказала: – Знаете, Светлов, когда у нас в Питере мне говорили, как вас любят, я удивлялась: как могут такие разные люди любить одного человека? А познакомившись с вами, я поняла: вас не любить нельзя!
Бессмертие
Как мальчики, мечтая о победах,
Умчались в неизвестные края
Два ангела на двух велосипедах —
Любовь моя и молодость моя.
Иду по следу. Трассу изучаю.
Здесь шина выдохлась, а здесь прокол,
А здесь подъем — здесь юность излучает
День моего вступленья в комсомол.
И, к будущему выходя навстречу,
Я прошлого не скидываю с плеч.
Жизнь не река, она — противоречье,
Она, как речь, должна предостеречь —
Для поколенья, не для населенья,
Как золото, минуты собирай,
И полновесный рубль стихотворенья
На гривенники ты не разменяй.
Не мелочью плати своей отчизне,
В ногах ее не путайся в пути
И за колючей проволокой жизни
Бессмертие поэта обрети.
Не бойся старости. Что седина? — пустое!
Бросайся, рассекай водоворот,
И смерть к тебе не страшною — простою,
Застенчивою девочкой придет.
Как прожил ты? Что сотворил? Не помнишь?
И всё же ты недаром прожил век —
Твои стихи, тебя зовет на помощь
Тебя похоронивший человек.
Не родственник, ты был ему родимым,
Он будет продолжать с тобой дружить
Всю жизнь, и потому необходимо
Еще настойчивей, еще упрямей жить.
И, новый день встречая добрым взглядом,
Брось неподвижность и, откинув страх,
Поэзию встречай с эпохой рядом
На всем бегу,
На всем скаку,
На всех парах.
И, вспоминая молодость былую,
Я покидаю должность старика,
И юности румяная щека
Опять передо мной для поцелуя.
Это стихотворение было напечатано в "Комсомольской правде" 29 августа 1926 года и сразу прославило Светлова. Даже Цветаева написала Пастернаку из Парижа: "Передай Светлову, что его "Гренада" — мой любимый (чуть не сказала лучший) стих".
Мы ехали шагом,
Мы мчались в боях
И "Яблочко"-песню
Держали в зубах.
Ах, песенку эту
Доныне хранит
Трава молодая —
Степной малахит...
Позднее Светлов рассказывал историю создания "Гренады": мол, шел по Тверской и увидел вывеску "Гостиница Гренада" — "и появилась шальная мысль: дай напишу какую-нибудь серенаду".
Михаил Светлов скончался 28 сентября 1964 года, в возрасте 61 года.
Евгений Евтушенко писал в "Балладе о преступной мягкости" (1968), отмечая, что Светлов так и не побывал в Испании:
И без укоризны,
Угасший уже,
Он умер с безвизной
Гренадой в душе...
Чёрный крест на груди итальянца,
Ни резьбы, ни узора, ни глянца, —
Небогатым семейством хранимый
И единственным сыном носимый…
Молодой уроженец Неаполя!
Что оставил в России ты на поле?
Почему ты не мог быть счастливым
Над родным знаменитым заливом?
Я, убивший тебя под Моздоком,
Так мечтал о вулкане далёком!
Как я грезил на волжском приволье
Хоть разок прокатиться в гондоле!
Но ведь я не пришёл с пистолетом
Отнимать итальянское лето,
Но ведь пули мои не свистели
Над священной землей Рафаэля!
Здесь я выстрелил! Здесь, где родился,
Где собой и друзьями гордился,
Где былины о наших народах
Никогда не звучат в переводах.
Разве среднего Дона излучина
Иностранным ученым изучена?
Нашу землю — Россию, Расею —
Разве ты распахал и засеял?
Нет! Тебя привезли в эшелоне
Для захвата далёких колоний,
Чтобы крест из ларца из фамильного
Вырастал до размеров могильного…
Я не дам свою родину вывезти
За простор чужеземных морей!
Я стреляю — и нет справедливости
Справедливее пули моей!
Никогда т...ЕщёИтальянец
Чёрный крест на груди итальянца,
Ни резьбы, ни узора, ни глянца, —
Небогатым семейством хранимый
И единственным сыном носимый…
Молодой уроженец Неаполя!
Что оставил в России ты на поле?
Почему ты не мог быть счастливым
Над родным знаменитым заливом?
Я, убивший тебя под Моздоком,
Так мечтал о вулкане далёком!
Как я грезил на волжском приволье
Хоть разок прокатиться в гондоле!
Но ведь я не пришёл с пистолетом
Отнимать итальянское лето,
Но ведь пули мои не свистели
Над священной землей Рафаэля!
Здесь я выстрелил! Здесь, где родился,
Где собой и друзьями гордился,
Где былины о наших народах
Никогда не звучат в переводах.
Разве среднего Дона излучина
Иностранным ученым изучена?
Нашу землю — Россию, Расею —
Разве ты распахал и засеял?
Нет! Тебя привезли в эшелоне
Для захвата далёких колоний,
Чтобы крест из ларца из фамильного
Вырастал до размеров могильного…
Я не дам свою родину вывезти
За простор чужеземных морей!
Я стреляю — и нет справедливости
Справедливее пули моей!
Никогда ты здесь не жил и не был!..
Но разбросано в снежных полях
Итальянское синее небо,
Застеклённое в мёртвых глазах…