Бессловесно-созерцательное пред стояние христианских подвижников перед Богом по своим формальным принципам ничем не отличается от медитаций теистических восточных религий.
Противопоставлять молитву и медитацию совершенно не нужно, потому что словесная молитва — и есть форма медитации, т.е. глубокое сосредоточение (концентрация) на словах молитвы.
Интересное свидетельство о медитации — созерцательной молитве без слов — встречается у такого известного православного пастыря, проповедника и миссионера, как митрополит Антоний Сурожский. Предлагаем прочесть его рассказ
«Лет двадцать пять тому назад, вскоре после того как я стал священником, меня послали служить перед Рождеством в дом престарелых. Там была одна старушка, которая впоследствии умерла в возрасте ста двух лет. Они подошла ко мне после первой службы и сказала: “Отец Антоний, я хотела бы получить совет о молитве”. Я предложил: “Тогда обратитесь к отцу такому-то!” Она ответила: “Все эти годы я обращалась к людям, у которых, как считается, есть знание о молитве, и никогда не получила от них дельного совета. И я подумала, что вы, который, вероятно, еще ничего не знаете, может быть, случайно скажете что-нибудь полезное”. Это было очень обнадеживающее начало! Я ее тогда спросил: “А в чем ваша проблема?” И старушка моя ответила: “Вот уже четырнадцать лет я почти непрерывно твержу Иисусову молитву и никогда не ощутила Божие присутствие”. И тогда я действительно по простоте сказал ей то, что думал: “Если вы все время говорите, когда же Богу слово вставить?” Она спросила: “А что же мне делать?” И я сказал: “После утреннего завтрака пойдите в свою комнату, приберите ее, поставьте кресло поудобнее, так, чтобы за его спинкой остались все темные углы, которые всегда есть в комнате у пожилой женщины и куда упрятываются вещи от посторонних глаз. Зажгите лампаду перед иконой и потом оглядитесь в своей комнате. Просто сидите, глядите вокруг и постарайтесь увидеть, где вы живете, потому что я уверен, что если вы молились все последние четырнадцать лет, то вы очень давно не замечали своей комнаты. И потом возьмите вязание и в течение пятнадцати минут вяжите перед лицом Божиим; но я запрещаю вам произносить хоть одно слово молитвы. Просто вяжите и старайтесь радоваться на тишину своей комнаты”.
Она подумала, что это не очень благочестивый совет, но решила попробовать. Через некоторое время она ко мне пришла, говорит: “А знаете, получается!” Я спросил: “А что получается?” — потому что мне было очень любопытно, как сработал мой совет. И она говорит: “Я сделала, как вы сказали: встала, умылась, прибрала свою комнату, позавтракала, вернулась, удостоверилась, что кругом нет ничего такого, что будет меня раздражать, а потом устроилась в кресле и подумала: Ох, как чудесно! Передо мной пятнадцать минут, в течение которых я могу ничего не делать — и не чувствовать себя в этом виноватой!.. Потом огляделась вокруг и действительно, впервые за много лет, подумала: какая уютная у меня комната! Окно в сад, комната удобная, достаточно просторная и для меня и для вещей, которые скопились за годы… И (прибавила она) я чувствовала такую тишину, потому что комната была так мирна. Тикали часы, но ничто не нарушало тишину, их тиканье только подчеркивало окружающий покой. Через некоторое время я вспомнила, что должна вязать перед лицом Божиим, и тогда взяла вязание, и все больше и больше чувствовала тишину. Спицы звякали о ручки кресла, часы тикали мирно, не о чем было волноваться, не надо было напрягаться; и постепенно я стала замечать, что эта тишина — не просто отсутствие шума, а (как она выразилась) “имеет густоту”. Она состояла не из отсутствия, пустоты, а в ней было присутствие чего-то. Тишина имела плотность, содержание, и она начала вливаться в меня. Окружающая тишина начала заполнять меня и сливаться с тишиной во мне”. И под конец она сказала нечто очень красивое, что я потом встретил у французского писателя Жоржа Бернаноса; она сказала: “Я вдруг заметила, что эта тишина есть присутствие; и в сердцевине этой тишины был тот, Кто — сама Тишина, сам Мир, сама Гармония”.
После этого она прожила на свете еще лет десять и говорила, что всегда может найти тишину, когда сама спокойна и тиха. Это не означает, что она перестала молиться, а означает, что она могла поддерживать это созерцательное безмолвие некоторое время; затем ее ум начинал рассеиваться, и тогда она обращалась к словесной молитве, пока ум не становился снова спокойным и устойчивым; и тогда она от слов снова возвращалась в прежнее безмолвие.
Очень часто это могло бы произойти и с нами, если вместо того, чтобы хлопотать и что-то “делать”, мы сумели бы просто сказать: “Я — в Божием присутствии. Какая радость! Давай-ка я помолчу”»
Комментарии 2
Это не мистическое состояние, а дисциплинированное изучение и размышление. Вот возможные шаги:
Чтение: Медленное, вдумчивое чтение небольшого отрывка из Библии.
Размышление: Задавайте вопросы тексту:
«Что этот стих говорит о Боге? О Христе? О человеке? О грехе? О спасении?»
«Есть ли здесь обещание, которое я могу принять? Заповедь, которой мне нужно повиноваться? Пример, которому следовать или которого избегать?»
«Как эта истина применяется к моей жизни, моим проблемам, моим отношениям?»
Молитва: Разговор с Богом о том, что вы прочитали. «Господи, открой мне глаза. Помоги мне понять и применить это. Измени меня через Твое Слово».
Запоминание: Попытка запомнить ключевой стих, чтобы размышлять о нем в течение дня.
Применение: Конкретное решение, как жить в соответствии с этой истиной сегодня.
Пример: Вы читаете Псалом 22:1: «Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться».
Размышление: Что значит, что Бог — мой Пастырь? (За...ЕщёПрактика библейской медитации: как это выглядит?
Это не мистическое состояние, а дисциплинированное изучение и размышление. Вот возможные шаги:
Чтение: Медленное, вдумчивое чтение небольшого отрывка из Библии.
Размышление: Задавайте вопросы тексту:
«Что этот стих говорит о Боге? О Христе? О человеке? О грехе? О спасении?»
«Есть ли здесь обещание, которое я могу принять? Заповедь, которой мне нужно повиноваться? Пример, которому следовать или которого избегать?»
«Как эта истина применяется к моей жизни, моим проблемам, моим отношениям?»
Молитва: Разговор с Богом о том, что вы прочитали. «Господи, открой мне глаза. Помоги мне понять и применить это. Измени меня через Твое Слово».
Запоминание: Попытка запомнить ключевой стих, чтобы размышлять о нем в течение дня.
Применение: Конкретное решение, как жить в соответствии с этой истиной сегодня.
Пример: Вы читаете Псалом 22:1: «Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться».
Размышление: Что значит, что Бог — мой Пастырь? (Забота, руководство, защита). Что значит «не нуждаться»? (Не обязательно иметь всё, но иметь всё необходимое в Нем).
Молитва: «Господи, спасибо, что Ты мой Пастырь. Помоги мне сегодня довериться Твоему водительству, особенно в ситуации [конкретная ситуация]. Помоги мне не тревожиться».
Применение: Сегодня, когда я почувствую тревогу, я напомню себе: «Господь — мой Пастырь», и остановлю тревожные мысли.
Однако следует избегать «небиблейской» медитации
С христианской точки зрения, опасность многих современных форм медитации заключается в следующем:
Опустошение разума: Библия призывает наполнять разум Богом (Римлянам 12:2), а не делать его «пустым». Пустой разум может стать легкой добычей для обольщающих духов (1 Иоанна 4:1).
Самодостаточность: Некоторые практики учат, что ответы и покой находятся внутри нас. Библия же учит, что источник истины, мира и спасения — вне нас, в Боге и Иисусе Христе (Иоанна 14:27, Иоанна 17:17).