Случайно узнал о гибели нашего патрульного корабля "Сергей Котов". Стал искать подробности в Сети. Украинские фашисты злорадствуют, а если собрать воедино возмущённые высказывания российских патриотов, то получается вот так:
"Корабль погиб, ладно - новый сделаем, главное, что героический экипаж сражался до последнего момента и и обошлось без потерь, главное, что наши героические ребята живы... На "Котова" уже давно шла охота - сколько он уже успешно провёл морские бои, но в этот раз это его "последний парад"... этот проект оказался неудачным - судите сами: водоизмещение как у сталинских эсминцев, но скорость всего 25 узлов, да вооружение - одна пушка, пулемёт да ПЗРК "Игла"... Наши дорогостоящие корабли щёлкаются как орешки относительно дешёвыми старыми противокорабельными ракетами и морскими дронами: "Москва", "Цезарь Куников"... Теперь вот "Сергея Котова" потопили - ДОКОЛЕ! Покудова не возьмём Николаев и Одессу - будет угроза для Крымского моста и Черноморского флота..."
Решил полистать-почитать свои очень давние записи-размышления про корабли и флот, как технические новшества влияют на архитектуру-внешний облик кораблей, возникновение или исчезновение классов кораблей, ведения морского боя...
Вот мой очень давний романтический, отчасти фантастический, рассказ:
КОРАБЛЬ
Приснился странный сон: в Нижнекамском водохранилище в районе Кырнышского архипелага (ширина 10 км) обнаружил... ОГРОМНЫЙ БОЕВОЙ КОРАБЛЬ. Лето. Солнечно. Знойно. Около 16 часов...
Он принадлежал к классу многоцелевых быстроходных кораблей: эсминец или крейсер; шаровая окраска; трёхзначный номер на борту; очень длинный узкий корпус; пирамидальная рубка; прямоугольные надстройки; вертикальные, горизонтальные, тарелкообразные, вращающиеся антенны связи, РЛС; ощетинился спареными пушками, РБУ, торпедными аппаратами, ракета-торпедами; постановщиками дымзавесы, тепловых, электромагнитных помех и ещё чёрт знает чем...
Слухом угадывается работа турбин; подвывание электроприводов; вызывные сигналы зуммеров; обрывки переговоров по интеркому; ревун; лязг, грохот лебёдок...
Солнечный луч пробивается сквозь шквалистую тёмносеробелую облачность. Свинцовая вода...
Чертовски красив этот рейдер-фантом - красивый хищник перед прыжком! Таинственный эсминец в секретном эксперименте?! Серебряная мечта - столкнуться с таинственным! Броситься в воду, поплыть (200-400м)?! Горло сжалось; сердце гулкими толчками; солнечному сплетению горячо. На задворках сознания бродит ужас оказаться в воде открытого океана...
Корабль неожиданно исчез - проморгал! Это был странный сон...
г. Набережные Челны - г. СПб
1998-2007
Это были предисловия. Требуется окинутьединым взглядом техноэволюцию кораблей. Техноэволюция схожа с биологической эволюцией, но только масштабы-скорости иные - исчисляются уже даже не столетиями, а десятилетиями и годами. Показать своего рода реперные точки, характерные точки, через которые надо провести линию графика техноэволюции кораблей. Она обладает той особенностью, что корабли являются изделиями штучного и малосерийного производства. Буду писать кратко. Полагаю, что мой читатель есть исторически грамотный и технически продвинутый человек. А если возникнут вопросы, захочется узнать подробности - то справочники и энциклопедии в помощь, благо, что Всемирная Сеть помогает это сделать оперативно. Материал будет подаваться в приблизительной исторической последовательности. И начну излагать с 19 века - когда происходила бурная смена феодализма капитализмом.20 век и нынешнее время - это эпоха бурного развития и загнивания государственноммонополистического капитализма (империализма) и борьба за коммунизм.
ПАРОХОДОФРЕГАТ (ПАРОВОЙ ФРЕГАТ( - парусное судно (не обязательно с парусным вооружением фрегата) с паровой машиной. Сначала строились с колёсными движителями, потом появились с винтовыми движителями. Паровая машина была вспомогательной - из-за малого запаса угля, пресной воды использовалась при выходе или входе в порт, прохождение узкостей, в штиль, при морском бое. Колёсные движители в шторм были крайне неэффективны. Забавно, что когда паровые машины стали надёжными основными двигателями, то конструкции мачт ещё долго продолжали строиться подобно мачтам парусных кораблей с реями - так, на всякий случай, при израсходовании угля или поломки паровой машины, то чтобы была возможность идти под парусами. Достаточно посмотреть на мачты крейсера "Аврора". Крымская война; адмиралы Корнилов, Нахимов, матрос Кошка; пароходофрегат "Владимир"; "Севастопольские рассказы" Льва Толстого...
МАШИННЫЙ ТЕЛЕГРАФ - электромеханическое устройство из двух постов: один находится в ходовой рубке, второй в машинном отделении судна. Включает в себя сельсины с указателями положений команд, звуковой и световой сигнализации. Служит для подачи и потверждения следующих команд управления главными двигателями: "Стоп", "Малый вперёд", "Средний вперёд", "Полный вперёд", "Самый полный вперёд", "Малый назад", "Средний назад", "Полный назад", "Самый полный назад". Появился в эпоху паровых двигателей. Применялся до возникновения автоматического дистанционного управления главными двигателями судна.
В этом месте стоит сделать дополнительное примечание-размышление. Есть сложности по классификации кораблей. У разных авторов по вопросам судостроения и истории флота возможны различные варианты классификации кораблей. В рамках концепции техноэволюции кораблей схема классификации ввыглядит таким образом:
тип (надводный или подводный; парусный или с двигателем; гражданское судно или военный корабль) - класс - подкласс - проект.
Можно выделить две линии классификации: по конструкции и по назначению (выполняемым функциям).
Причём, ещё требуется обратить внимание на следующие обстоятельства:
в парусном флоте крейсером, рейдером мог быть и фрегат, и корвет, и линейный корабль, и бриг, и шхуна... С эпохи паровой машины рейдером мог быть и броненосец, и крейсер, и линкор, и эсминец, и лидер эсминцев...;
если следовать чисто формальным признакам, то тогда следует признать, что и крейсер, и линкор были броненосцами, но по своей сути и конструкционным особенностям - это разные классы кораблей;
существуют советские термины, которые дублируют названия классов кораблей, которые приняты в других странах, например, большой сторожевой корабль и большой противолодочный корабль - это фрегат, малый противолодочный корабль и патрульный корабль - - это корвет.
БРОНЕНОСЕц - это обширный класс кораблей, который носил броню. Эпоха броненосцев началась с Гражданской войны в США между капиталистическими индустриальными северными штатами и капиталистическими аграрными южными штатами (которые не гнушались явного рабского труда негров) и завершилась в Цчудовищном позорном Цусимском сражении между царской Российской империей и императорской Японией. Императорская Япония оказалась в то время более продвинутой в капитализме страной по сравнению с феодальным наследием царской России. Различают: с деревянным корпусом, обитым железом и полностью стальным корпусом; речные, прибрежные и морские дальнего плавания эскадренные; с центральным расположением орудий и башенные броненосцы. Тяжело утюжили они воды рек, морей, океанов, но "вымерли". Уже в конце 19 и в начале 20 века обнаружилась забавная ситуация - корабли устаревали на стадии строительства на стапелях! Броненосец "Потёмкин"; роман "Цусима" Новикова-Прибоя...
МОНИТОР - (БРОНЕНОСНАЯ ЛОДКА) - подкласс речных и прибрежных броненосцев в классе броненосцев. Гражданская война в США. Бой между бронированным плотом с башней "Монитор" северян и бронированным утюгом "Вирджиния" южан. Малая осадка - это несомненно плюс для рек и прибрежного боя. Низкая мореходность и нулевая живучесть, появление торпед обрекли этот подкласс кораблей. Хотя в годы Второй Мировой войны (второй мировой империалистической войны империалистов между собой и против ростка коммунизма СССР) к этой идее вернулись на более высоком техническом уровне бронекатеров, о которых тоже будет рассказ.
КАНОНЕРСКАЯ ЛОДКА (КАНОНЕРКА) - класс кораблей, который возник ещё в эпоху парусного флота (на крупную шлюпку или небольшое парусногребное судно устанавливалось 1-3 пушки) и успешно развивался в эпоху паровой машины и дизеля для ведения различных боевых операций на реках и в прибрежных районах. Различали речные и мореходные канонерки. Во время Гражданской войны применялась практика переоборудования речных буксирных колёсных пароходов в своего рода канонерские лодки: надстройка, ходовая рубка обшивалась стальными листами, по бортам складывались мешки с песком, хлопком, устанавливались станковые пулемёты системы максим, полевые пушки. Канонерские лодки "Кореец", "Ваня-коммунист"...
ДИПЛОМАТИЯ КАНОНЕРОК - демонстрация силы, оказания давления империалистических государств на слабые капиталистические государства, которые находятся на уровне колоний и полуколоний. Забавно наблюдать как с развитием техники и технологий, стадий капитализма от домонополистической, монополистической к государственномонополистической происходит развитие дипломатии-политики мониторов к дипломатии-политике канонерок, линкоров, а потом и авианосцев. Американский империализм обожает свою дипломатию-политику авианосцев и даже пытался и пытается её применять против социалистических государств. На это СССР, КНР, КНДР применяло и применяет зеркальную дипломатию-политику подводных лодок, современного мощного военноморского флота, баллистических ракет с ядерными боеголовками.
СОЗДАНИЕ КАЗЁННОЗАРЯДНЫХ НАРЕЗНЫХ ОРУДИЙ С РАЗРЫВНЫМИ СНАРЯДАМИ
СОЗДАНИЕ ТОРПЕД (САМОДВИЖУЩИХСЯ МИН)
СОЗДАНИЕ РАКЕТОТОРПЕД
МИНОНОСЕЦ - класс малых мореходных быстроходных манёвренных кораблей, воружённых торпедами. Был своего рода "истребителем броненосцев". Возник в конце 19 века. В России строительство миноносцев прекратилось в начале 20 века, а в некоторых странах строительство миноносцев продолжалось до конца Второй Мировой войны. Появление минных крейсеров и возникшие требования к повышению мореходности, дальности плавания способствовали трансформации класса миноносцев в класс эскадренных миноносцев (эсминцев), о которых тоже будет рассказ.
АДМИРАЛ МАКАРОВ - выдающийся российский военный мореплаватель, флотоводец, учёный-исследователь - теоретик и новатор, один из создателей ледокола "Ермак".
АЛЕКСЕЙ КРЫЛОВ - выдающийся российский и советский учёный корабел, математик, изобретатель и новатор, создатель теории корабля.
РАДИО - изобретение и внедрение радио на флоте всецело связано с выдающимся российским учёным-радиоинженером Александром Поповым..
КРЕЙСЕР - обширный класс быстроходных многоцелевых кораблей: рейдерство, эскадренный разведчик, помощь десанту, обстрел побережий, морская блокада,, минное заграждение, эскорт конвоев транспорта, морские бои с кораблями противника меньшего и равного себе ранга как в одиночном плавании, так и в составе эскадры... В парусную эпоху крейсерские функции выполняли фрегаты, корветы, бриги, шлюпы, клиперы... С переходом в эпоху паровых машин произошла смена-трансформация линии назначения к линии конструкции. Исторически развивались, сменялись, существовали одновременно различные подклассы крейсеров: бронепалубные, броненосные, лёгкие (проекты эскадренных и эскортных крейсеров), тяжёлые (первого и второго поколения, спорный подкласс, который можно считать и классом линкоров), минные, ПВО, вертолётоносные (спорный подкласс, который выполнял функции противолодочных и десантных кораблей),) ракетные. В наше время только крупные морские державы могут себе позволить строить и содержать крейсеры! А этих крупных морских держав в наше время можно пересчитать по пальцам одной руки. Крейсеры "Варяг", "Аврора", лёгкий "Киров" и тяжёлый атомный ракетный "Киров", "Червона Украина", "Красный Кавказ", "Михаил Кутузов", вертолётоносные "Москва" и "Ленинград", ракетный "Москва"...
КАРМАННЫЕ ЛИНКОРЫ - шутливое обозначение трёх построенных кораблей Веймарской республики и Третьего Рейха в подклассе тяжёлых крейсеров. Получился спорный и хитрый проект, которрый, пытались выдать за подкласс прибрежных броненосных крейсеров, но по факту получились океанские рейдеры со скоростью крейсера и вооружением линкора.
ПАРОВАЯ ТУРБИНА - английская экспериментальная яхта "Турбиния".
ВНЕДРЕНИЕ ЖИДКОГО ТОПЛИВА (МАЗУТ) ВМЕСТО ТВЁРДОГО (УГОЛЬ) - исчезновение кочегаров в экипаже.
ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ (ЛИНКОР, ДРЕДНОУТ) - класс больших быстроходных и полностью бронированных кораблей, с очень большим главным калибром, отсутствием промежуточного калибра, наличием противоминной артиллерии (против торпед, миноносцев, минных крейсеров, эсминцев), а перед Второй Мировой войной начали устанавливать зенитную артиллерию. Высокую скорость обеспечивали паровые турбины. Централизованное управление огнём из боевой рубки. Эдакая плавучая бронированная крепость с пушками! В эпоху парусного флота, линейными кораблями называли большие, 2-3 палубные, многопушечные корабли для ведения линейной тактики мррского боя. Ещё раз повторюсь, что в разных странах один и тот же корабль мог классифицироваться по разному! Считаю, что надо придерживаться концепции техноэволюции кораблей. Поэтому, "эскадренный броненосец", "броненосный крейсер", "линейный крейсер" - это НЕ линкор! Появление во второй раз линкоров случилось с появлением английского "Дредноута" "Дредноут", как и "Монитор" для подкласса речных и прибрежных броненосцев, стал именем нарицательным, синонимом класса линкоров. "Дредноутная лихорадка". Линкор стал своего рода символом индустриально развитого империалистического государства. Хотя не всякое капиталистическое государство в действительности этому соответствовало! Линкоры мне напоминают эдаких гигантских динозавров, расцвет-господство которых, пришёлся на Первую Мировую войну (первую мировую империалистическую войну). Да, империалисты получили технически совершенные (для того времени) "инструменты" передела частной собственности на средства производства в мировом масштабе: линкоры, подводные лодки и эсминцы... Во время Второй Мировой войны, торпедные атаки и авиабомбы привели этот класс кораблей к своему финалу. Только американскому империализму ещё удавалась использовать-применять линкоры против национальноосвободительных движений и социалистических революций в Корее, Вьетнаме, проталкивать свои империалистические интересы против Ливана, Ирака, содержать их действующими боевыми кораблями флота вплоть чуть ли не до наших дней 21 века! Но это дорогое удовольствие и для капиталистической экономики даже США! Своего рода "эстафетная палочка" империалистического господства-превосходства перешла от линкоров к авианосцам и тяжёлым ракетным крейсерам. Линкоры "Марат", "Новоросийск"...
ТЕПЛОХОД - судно с двигателем внутреннего сгорания системы Дизеля. Разновидность теплохода - дизель-электроход.
ПОДВОДНАЯ ЛОДКА (ПОДЛОДКА, СУБМАРИНА) - тип кораблей, который имеет обширное количество классов с проектами. Различают: дизель-электрические, атомные, а также экзотические( парогенераторные, Стирлинга, водородные); стратегические, многоцелевые; с вооружением: минное, торпедное, артиллерийское (Первая и Вторая Мировые войны), ракетное (крылатые и баллистические ракеты) подлодки. Подводные лодки К-181, "Курск", "Комсомолец"; советский подводник Маринеско; роман "Секретный фарватер" Леонида Платова; роман "Реквием каравану PQ-17" Валентина Пикуля...
Прежде чем приступить к рассказу про эсминцы, пожалуй снова придётся немного поразмышлять. Читатель уже заметил, что возникают неоднозначные и спорные классы и подклассы кораблей. Например, тяжёлый крейсер - это ещё крейсер или уже, как бы, линкор?! На возникновение того или иного класса или подкласса кораблей часто оказывают своё влияние два фактора: функциональный и конструкционный синтез разных кораблей; субъективный по причине маскировки-сокрытия (например, "карманные линкоры" пытались выдать за броненосные прибрежные крейсеры) или по причине понтов-престижа (например, какая-нибудь "банановая республика" выдаёт фрегат, корвет, ракетный катер за крейсер или эсминец).
ЭСКАДРЕННЫЙ МИНОНОСЕЦ (ЭСМИНЕЦ) - класс быстроходных манёвренных многоцелевых кораблей: уничтожение торпедонесущих кораблей, подводных лодок, воздушных целей; эскадренный разведчик, минный заградитель, эскорт конвоев, обстрел побережий, помощь десанту... Вооружение: артиллерия, торпеды, глубинные бомбы, ракеты (противокорабельные, крылатые, против воздушных целей), ракета-торпеды...Зарождался как "истребитель миноносцев". Забавно - истребитель истребителей броненосцев! Прототипами для возникновения класса эсминцев были: минные (торпедные) крейсеры, торпедные канонерские лодки, большие миноносцы. По конструкции, вооружению, выполняемым боевым задачам схож с крейсером, но в отличии от него более "заточен" для работы в составе эскадры, авианосных ударных группировок (соединений), эскорта конвоев, хотя и рейдерскими набегами тоже очень дажеможет прославиться!Эсминцы "Стерегущий", "Новик", "Гремящий"; роман "Моонзунд" Валентина Пикуля...
ЛИДЕР ЭСМИНЦЕВ - подкласс в классе эсминцев, который существовал с середины Первой Мировой войны и до конца Второй Мировой войны. Назначение - быть флагманом дивизиона эсминцев. Больше и мощнее эсминцев, но меньше крейсеров. То ли большой эсминец, то ли лёгкий крейсер. Красивый быстроходный корабль, но изменение тактики морского боя непосредственно между кораблями на борьбу с подводными лодками и авиацией, ракетами способствовали исчезновению этого спорного подкласса кораблей. Лидеры эсминцев "Ташкент", "Ленинград"...
ТРАЛЬЩИК - класс к ораблей, которые предназначены для поиска и уничтожения мин, проводки кораблей через минные заграждения. Различают: рейдовые, базовые, эскадренные тральщики. Оснащаются тралами с ножами для резки талрепов мин и последующим расстреливанием всплывших мин; акустических, электромагнитных имитаторов. Вооружаются крупнокалиберным пулемётом, зенитной пушкой. Эдакие военноморские пахари моря!
ТОРПЕДНЫЙ КАТЕР - класс быстроходных маломерных кораблей, которые имеют торпедное вооружение, с двигателем внутреннего сгорания. Типичный вид и вооружение торпедного катера: маленькая рубочка, по одному (иногда по два) торпедных аппарата на каждый борт, 1-2 пулемёта и /или 1-2 автоматические зенитные пушки, иногда предусматривались глубинные бомбы. Возник в середине Первой Мировой войны и продержался до конца Второй Мировой войны, а после трансформировался в класс ракетный катер. Типичная тактика морского боя торпедных катеров: "укусить" (желательно веером и всей "стаей") и убежать! В годы Второй Мировой войны добавились следующие задачи: дозор (патрулирование), разведка, эскорт прибрежных конвоев, помощь диверсионноразведовательным группам, высадка десанта, противолодочная борьба. Сохранялись даже до нашего времени у малых морских держав в качестве патрульного катера.
АВИАНОСЕЦ - этот класс начал зарождаться уже в годы Первой Мировой войны. Первоначально обзывался авиаматкой. Основной вид авианосца сформировался ко Второй Мировой войне. Эдакий плавучий самоходный аэродром! В битве морских гигантов авианосцы победили линкоры и тяжёлые крейсеры как более совершенный класс. Пёрл Харбор стал тем самым символом этой победы - когда японские самолёты с японских авианосцев "избивали"-уничтожали беспомощных морских гигантов американского флота... Но и сам авианосец уязвим от торпед, авиабомб, противокорабельных ракет подводных лодок, самолётов, ракетных крейсеров, эсминцев, фрегатов. Поэтому, авианосец является ядром авианосной ударной группы (соединения) из противолодочных и ПВО крейсеров, эсминцев, фрегатов, 1-2 многоцелевых подлодок, вспомогательных плавсредств (тральщик, танкер). Авианосец перенял своего рода "эстафетную палочку" символа престижа и могущества империализма от линкоров. Но строить и содержать авианосцы - это "дорогое удовольствие"! За всю историю можно насчитать где-то с десяток стран, которые строили и содержали авианосцы. Авианосец стал любимой дубинкой американского империализма: Вьетнам, Ливан, Ирак, Югославия... В настоящее время авианосцы различают: тяжёлые, средние, лёгкие; атомоходные и неатомоходные; ударные, многоцелевые, противолодочные, эскортные, вертолётоносцы (очень спорный подкласс - то ли авианосец, то ли противолодочный крейсер, то ли противолодочный эсминец, то ли десантный корабль). Авианосцы "Адмирал Советского Союза Кузнецов" (специально, да и по сути, его обозвали авианесущим крейсером, а советские-российские моряки его ласково называли "Кузей"), "Минск", "Киев", "Новороссийск", "Баку"...
Появление технических новинок на флоте способствует возникновению новых приёмов-методов ведения морского боя и даже изменению и возникновению новых концепций войны на море. Во время Второй Мировой войны уже использовались:
ЭХОЛОТЫ (впервые на ледоколе "Ермак");
ГИДРОАКУСТИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ (ГИДРОЛОКАТОРЫ или другое название СОНАРЫ);
ГИРОКОМПАСЫ;
РАДИОПЕЛЕНГАТОРЫ, РАДИОКОМПАСЫ;
РАДИОЛОКАЦИОННЫЕ СТАНЦИИ (РЛС, РАДИОЛОКАТОРЫ - причём явление радиолокации случайно было открыто Александром Поповым с его сподвижниками);
КУРСОГРАФЫ...
БРОНЕКАТЕР - особенный класс кораблей, который был создан в СССР перед Великой Отечественной войной, бронекатеры строились до 1947 года. Наследник монитора, эдакий "речной танк", который блестяще показал себя в боях с фашистами на реках, озёрах, в прибрежной зоне. Основные задачи: патрулирование, разведка, охрана переправ, эскорт прибрежных, речных конвоев, огневая поддержка сухопутных войск и десанта, ПВО... Оснащался 1-2 бензиновыми ДВС. Вооружение: 1-2 танковые пушки с танковыми башнями или старыми зенитными пушками; 2-4 пулемёта; были варианты с реактивными миномётами...
МОРСКОЙ ОХОТНИК - особенный класс быстроходных маломерных кораблей, которые активно применялись уже во время Второй Мировой войны. Основное назначение - борьба с подводными лодками. Оснащался 2 бензиновыми ДВС; шумопеленгатором (пассивная гидроакустика и гидролокатором (активная гидроакустика). Вооружение: глубинные бомбы, автоматическая или зенитная пушка, спаренный крупнокалиберный пулемёт. К основному назначению добавились дополнительные задачи: патрулирование, разведка, эскорт прибрежных конвоев, высадка и поддержка десанта, ПВО, постановка и траление мин. В годы Великой Отечественной войны советские морские охотники героически сражались с фашистами. Надо упомянуть про подвиг выдающегося советского конструктора-корабела Александры Николаевны Донченко, которая со своими товарищами в блокадном Ленинграде за 15 дней спроектировала удачный проект бронированного морского охотника! Созданные в блокадном Ленинграде, БМО блестяще сражались с фашистами на Балтийском море! Впоследствии класс морских охотников трансформировался в класс (или подкласс?) противолодочных кораблей.
АТОМОХОД - по сути своей является паротурбоэлектроходом, но только для выработки пара используется не тепловая энергия химического сжигания угля, углеводородов, а тепловая энергия от расщепление одного из изотопов атома урана. Первый атомный советский ледокол "Ленин". Атомные двигатели используются на ледоколах, подводных лодках, авианосцах, тяжёлых ракетных крейсерах.
СУДНО НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ - создание таких кораблей связано с выдающимся советским конструктором-корабелом Ростиславом Алексеевым.
МАЛЫЙ ДЕСАНТНЫЙ КОРАБЛЬ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ - особенный быстроходный подкласс в классе десантных кораблей. Советские проекты: "Скат", "Кальмар", "Мурена", "Джейран", "Зубр"...
Вспоминается давний рассказ моего друга. Он служил на черноморском флоте в первые годы уже разрушенного СССР. Историческая политическая обстановка тех лет допускает реальность рассказанного события, но нет официальных доказательств. Поэтому, пусть это будет художественный вымысел:
Тяжкое возвращение из пространства беглого сна. Оклемался. «Зубр»
мчался над морем. Рёв-свист ВИШей (винтов с изменяемым шагом) и двигателей. Переход от базы до одного южного городка прошли за столько-то часов.
Спецзадание - эвакуация беженцев. Кипарисы. Пряный воздух. Аппарель.
Быстрая погрузка. Усталость, напряжение. Тихий всхлип. Кто-то нервно и устало курит, пряча сигарету в кулаке. Кто-то матюкнулся. Погрузились. Отходим. На выходе из бухты - 2 сторожевых катера. Предупредительнозаградительная очередь из крупнокалиберного пулемёта - «возвращаться назад, в порт». Это может обернуться потерей корабля и расправой над беженцами. Однако прошил нас, гад! Запрос в штаб флота. На дисплее - раскодированный ответ: «Выкручивайтесь, действуйте по обстановке!» Ответный залп - шквал огня. Проклятый сепаратизм приводит к братоубийству! Путь свободен...
Да, техноэволюция кораблей - это увлекательное исследование, в котором возникают неоднозначности, которые творчески диалектически преодолеваются. Снова и снова приходиться сталкиваться с тем, что в разных странах и в разное время классификация кораблей может быть разной и подвергаться пересмотру-ревизии. Спорные неоднозначные классы и подклассы кораблей. Например, уже упоминался подкласс лидер эсминцев в классе эсминцев. В наше время такая неодназначность постигла, например, по советской терминологии, малый ракетный корабль. Отнести его к классу ракетных катеров как-то неудобно, ибо он уже великоват для катера, однако! Поэтому, пусть он будет уже классом корвет. После Второй Мировой войны, уже с середины "холодной войны" возникла потребность в создании универсальных многоцелевых кораблей и в унификации классов кораблей. В наше время крейсер, эсминец, фрегат, корвет внешне похожи и выполняют схожие функции. Различие между ними зачастую состоит лишь в размерах и водоизмещении. Состав ВМФ какой-либо ведущей морской державы, примерно, выглядит так: авианосец - подводная лодка - крейсер - эсминец - фрегат - корвет - ракетный катер - патрульный (сторожевой) корабль или катер - десантный корабль - тральщик. Поэтому, придерживаясь концепции техноэволюции кораблей, в дальнейшем изложении классификации, в скобках будет указываться советская терминология.
РАКЕТНЫЙ КАТЕР - класс кораблей, в который трансформировался класс торпедных катеров после Второй Мировой войны. Основное оружие - 2-4 противокорабельные ракеты. Как наследник торпедных катеров - перенял у них тактику морского боя: "укусить" и убежать! Морской бой стал ИНЫМ - кто раньше обнаружит и первее запустит ракеты. При наличии РЭБ есть возможность ответного удара. Ракетные катеры советского проекта "Комар"...
ФРЕГАТ (БОЛЬШОЙ СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ, БОЛЬШОЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ КОРАБЛЬ, БОЛЬШОЙ РАКЕТНЫЙ КОРАБЛЬ) - в парусную эпоху класс кораблей, который по размерам и значению шёл после линейных кораблей. Трёхмачтовый с прямым парусным вооружением, быстроходный, многоцелевой - предназначался как для крейсерских операций, так и для морских боёв в составе эскадры. Второе "рождение" этого класса кораблей произошло в годы Второй Мировой войны из подкласса лёгких эскортных эсминцев в качестве эскортного противолодочного корабля. В наше время класс фрегатов находится между классами эсминцев и корветов. Основные задачи фрегата: противолодочная, противокорабельная борьба, ПВО в составе эскадры, конвоя, авианосной ударной группировки, обстрел побережий, территорий из пушек и ракет. Фрегат "Паллада"...
КОРВЕТ (МАЛЫЙ СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ, МАЛЫЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ КОРАБЛЬ, МАЛЫЙ РАКЕТНЫЙ КОРАБЛЬ) - в парусную эпоху этот трёхмачтовый с прямым парусным вооружением корабль, находился между фрегатом и бригом. Назначение: разведка, посыльная служба, крейсерские операции. В паровую эпоху, колёсные винтовые корветы вместе с паруснопаровыми клиперами трансформировались в подкласс лёгких бронепалубных крейсеров. Снова появились как класс в годы Второй Мировой войны в качестве эскортных кораблей ПВО, противолодочной борьбы. В наше время класс корветов находится между классами фрегатов и ракетных катеров. Основные задачи корвета: патрулирование в прибрежной зоне, эскорт прибрежных конвоев, уничтожение кораблей противокорабельными ракетами (ПКР), уничтожение самолётов и ракет противозенитным ракетным комплексом (ПЗРК), уничтожение катеров, плавующих мин, торпед автоматической пушкой, крупнокалиберными пулемётами, обнаружение и уничтожение подводных лодок с помощью палубного вертолёта, гидроакустических систем и реактивнобомбовых установок (РБУ), помощь десанту, обстрел побережья, территорий из пушек и ракет. Корвет "Витязь"...
ПАТРУЛЬНЫЙ КОРАБЛЬ - подкласс корветов, который более "заточен" для службы морских пограничников: патрулирование и задержание нарушителей в территориальных водах страны.
ДЕСАНТНЫЙ КОРАБЛЬ - этот класс кораблей начал формироваться во время Второй Мировой войны. Различают большие и малые десантные корабли.
МОСКИТНЫЙ ФЛОТ - шутливое обозначение маломерных боевых кораблей: торпедных катеров, бронекатеров, ракетных катеров... Концепция москитного флота зародилась ещё в 19 веке с созданием удачных проектов маломерных канонерских лодок, миноносных катеров. Своё дальнейшее развитие эта концепция получила в годы Первой Мировой войны с появлением торпедных катеров. Она заключалась в том, что слабые морские державы с помощью многочисленного москитного флота могут успешно бороться-обороняться против флота больших кораблей развитой морской державы в прибрежной зоне (читай: моря типа Балтийское, Чёрное, Средиземное, Жёлтое, щхеры северных морей...). Историческая практика показала правильность этой концепции-стратегии. Торпедный или ракетный катер, а ещё лучше - целая "стая"-дивизион подобных "москитов", представляют опасность для эсминцев, крейсеров, линкоров, авианосцев!
Содержание формирует форму, а назначение определяет конструкцию. Забавно видеть изменение вида форштевня с 19 века: косой клиперный - прямой пароходный - косой утюгобразный (у миноносцев и минных крейсеров в этот таран-бульб умудрялись "запихнуть" торпедный аппарат - достаточно внимательно посмотреть на нижнюю часть форштевня крейсера "Аврора") - снова косой клиперный форштевень в 30-х годах 20-го века.
"Обоюдоострый" вельбот китобоев и спасательный вельбот - что форштевень, что ахтерштевень, получается без разницы, что позволяет не делать разворота, а просто табанить (грести в обратную сторону). Драккары викингов тоже были "обоюдоострыми". На Руси подобные строящиеся славянами корабли назывались ладьями (или лодьями).
Развитие производительных сил и производственных отношений тоже влияло на тактику морского боя и стратегию войны на море. Ещё с античных времён сформировались такие тактики морского боя:
1. Таранная;
2. Абордажная;
3. Дистанционное поражение вражеских кораблей с помощью катапульт, станковых луков, "греческого огня", пушек, ракет...
4. "Свалка" - сочетание предыдущих тактик при морском сражении вражеских эскадр.
5. Линейная тактика - возникла во время расцвета парусного флота. Тогда и понадобилось создание специального для этого линейного корабля.
Вплоть до паровой эпохи как выглядел обычно морской бой. На дистанции пушечного выстрела уничтожались паруса, рангоут, такелаж вражеского корабля; пройтись на максимальной скорости вдоль одного борта, вдоль другого борта - вёсла ему поломать; со всей дури воткнуться ему в борт своим тараном - сделать ему пробоину в борту и отработать-стабанить "задний ход"; абордажными кошками, баграми зацепиться за его борт, подтянуть к своему борту и абордажной команде перебраться на палубу вражеского корабля с пальбой из мушкетов, пистолей с фехтоаванием саблями, кортиками...
Одним из возможных факторов успеха тогдашнего морского боя - кем были гребцы: рабами или свободными гражданами. Всё же мотивация махать веслом у них отличается, однако...
Стратегии войны на море, в основном, сводятся к таким стратегиям:
1. Рейдерство;
2. Морская блокада;
3. Уничтожение эскадр, морских баз, вообще противника...
Стоит затронуть такое явление как пиратство. Пираты, пираты... Норманы-викинги-варяги на драккарах, ушкуйники, , казаки на стругах и чайках, флибустьеры, корсары, каперы... Эдакие предприниматели ещё при рабовладельчестве и феодализме. Наиболее удачливые (читай: наиболее алчные-коварные-хитрые-сообразительные-образованные) "зарабатывали" себе губернаторские должности, адмиральские звания, аристократические титулы, капиталы, становились основателями династий магнатов-олигархов планетарного масштаба. Пираты были изобретательны в морских делах-боях. Пираты, пираты... Вас романтизировали Сабатини и Стивенсон, но по сути своей - вы есть речные и морские бандиты! Пиратство сохранилось и в наше время возле побережий Африки и в проливах юговосточной Азии, ибо на планете Земля до сих пор существует капитализм
Политику судостроения, какой флот строить: авианосных ударных группировок, тяжёлых крейсеров с широкой номенклатурой вооружения "на все случаи жизни" (советский проект "Орлан") и подводные лодки, "москитный флот" - это определяет экономика страны.
С возникновением РЛС и ракет ушли в прошлое битвы эскадр. Последняя такая битва - сражение при Ютланде между Великобританией и Германией во время Первой Мировой войны.
С появлением спутников рейдерство потеряло элемент неожиданности-внезапности. Только подводные лодки ещё остаются эдакими рыцарями рейдерства. Но из космосса спутники пытаются обнаружить-распознать тепловой след атомной субмарины в глубинах Мирового Океана.
Проведём что-то типа исторической экстраполяции: брандеры парусной эпохи - шестовые мины - торпеды - камикадзе на самолётах и катерах - исламисты-смертники на лодке со взрывчаткой выводят из строя американский фрегат - воздушные и морские дроны. Техноэволюция напоминает чем-то эволюцию животного мира. В танкостроении когда-то тоже строили многобашенные сухопутные "линкоры", а в самолётостроении создавали "летающие крепости". Похоже, что на море битвы гигантов ухдят в прошлое, перестают быть актуальными. Образно говоря - стая пираний пожирает кита. Дешёвые морские дроны топят дорогостоящие корабли...
Больно и горько видеть ночные видеозаписи гибели наших кораблей от дронов, тошно читать-слушать злорадные глумливые комментарии от наследников Бандеры...
Вечное противостояние-соревнование меча и щита. Возможно, что найдётся и противоядие против дронов, возможно, что решение надо поискать среди пассивной и активной защиты современных танков. Но корабль защитными "кирпичами" не обмотаешь, скорее всего - эффективнее дрон дроном уничтожать.
Я убеждён, что обязательно наступит время, когда военные корабли останутся на картинах, в книгах, в фильмах, в качестве музейных экспонатов - как памятники хищничества и мужества, паразитизма и героизма... И это будет при коммунизме!
К. Неверов
Нет комментариев