Последняя муза Пикассо
История Пабло Пикассо — это не только путь гения, изменившего искусство XX века, но и череда страстей, вдохновений, утрат. Его жизнь — как калейдоскоп из лиц, чувств и красок, в которых каждая женщина становилась отражением его внутреннего мира. Но лишь одна осталась с ним до самого конца — Жаклин Рок, последняя муза великого мастера.
Когда они встретились, Пикассо было 72, ей — двадцать шесть. Он — уже легенда, окружённый славой, живописью и одиночеством. Она — простая женщина с «египетским» профилем, разведённая, с маленькой дочерью на руках.
Судьба свела их в керамической мастерской, где Пикассо экспериментировал с новой техникой.
Сначала он держал дистанцию. Возможно, его пугала не столько молодость Жаклин, сколько её материнство. Но она была настойчива и предана. Называла его «мой господин», целовала руки, смотрела на него с благоговением. И со временем художник сдался — не перед красотой, а перед обожанием.
Позже он с гордостью говорил:
«Жаклин сделала из меня религию».
После смерти первой жены, русской балерины Ольги Хохловой, Пикассо и Жаклин стали жить вместе. Их домом сначала стала вилла La Californie в Каннах — наполненная светом, кошками и запахом красок. Позже пара перебралась в старинный замок Château de Vauvenargues, затерянный среди холмов Прованса. Там, вдали от мира, Пикассо творил без устали, а Жаклин оберегала его тишину.
Художник словно растворился в своей музе:
«Жаклин, ты здесь?» — спрашивал он вновь и вновь.
Даже их попугай выучил эти слова.
Почти все поздние картины Пикассо — о ней:
«Жаклин с цветами», «Жаклин со скрещёнными руками», «Обнажённая Жаклин в турецком тюрбане».
Она — его модель, тень, вдохновение. В 1961 году, спустя годы совместной жизни, они поженились.
За двадцать лет, что они провели вместе, Пикассо не писал других женщин. Когда он умер, Жаклин осталась хранительницей его наследия: устраивала выставки, передавала картины музеям, ревниво охраняла память о нём.
Но быть последней музой гения — это тоже испытание.
В апреле 1986 года, за день до открытия крупной выставки работ Пикассо в Мадриде, которую она сама помогала готовить, Жаклин Рок застрелилась.
Она ушла так же молча, как и жила рядом с ним — навсегда вплетённая в миф о человеке, который видел мир через призму цвета, формы и страсти.

 Исторический факт:
После смерти Пикассо Жаклин передала Франции десятки его работ, положив начало коллекции, которая легла в основу Национального музея Пикассо в Париже. Ирония судьбы: её имя долго не упоминали рядом с именем мастера, хотя именно она сохранила его творческое наследие для будущих поколений.
Нет комментариев