Но не ты," – говорил Эдгар Дега своей подруге и единомышленнице, Мэри Кэссет (Мари Кассат). Сама она выражалась не менее афористично — ей приписывают фразу: "Женщина должна быть кем-то, а не чем-то".
В борьбе за право быть "кем-то" она обещала себе не выходить замуж: "Я независима! Могу жить в одиночестве и люблю работать". А жила она большую часть жизни во Франции – стране, где даже женское избирательное право появилось только в 1945 году.
Мари Кассат (1844 – 1926) родилась в Америке в богатой и образованной семье. Родители Мэри много лет жили в Европе, чтобы дать детям широкий кругозор и хорошее образование. С детства она привыкла к посещению лучших музеев мира и уже лет с десяти поняла, что хочет стать художницей. К пятнадцати она решила поступать в Пенсильванскую академию изящных искусств в Филадельфии.
А дело было в пуританской Америке, и отец Мэри впервые понял, что зашёл в тупик. Сначала дать дочери широчайший кругозор, а затем пытаться отговорить от "не женского дела" – так же просто, как запихнуть зубную пасту обратно в тюбик.
И отец смирился, оплатил репетиторов для поступления в Академию. Возможно, он надеялся, что за время учёбы дочь найдёт "жениха хорошего" и оставит свои "глупости".
Учеба была долгой, но не вполне устраивала Мэри: ей разрешалось посещать занятия всего три дня в неделю, уроки с обнаженной натурой были для неё закрыты, комментарии преподавателей оскорбляли её явной "снисходительностью".
И барышня просится в Париж! Отец поначалу соглашается и отпускает Мэри вместе с матерью и сестрой. В конце концов, может, странноватая дочь найдёт себе там какого-нибудь родовитого князька? Богатая американка в Париже – почему нет?
Но оказалось, что Париж ещё чопорнее Филадельфии: в Академию искусств женщин здесь ещё совсем не принимали. Остаются частные уроки и копийная практика — не так уж и мало с учётом того, что академическую базу Мэри уже получила. Несколько лет она работает в Лувре в сопровождении сестры. Но скоро вспыхивает франко-прусская война и семейство Кэссет спешно возвращается в Америку.
Ей двадцать шесть, её по-прежнему интересует только живопись, и отец с отчаяния идёт ва-банк: больше никаких уроков, никаких денег на искусство, только на основные нужды. А ведь картины художницы наконец-то отобрали на парижский Салон, она полна надежд! Мэри оставалось разве что экономить на шляпках ради покупки красок.
Но пришла неожиданная помощь – заказ на копии с картин итальянских мастеров! – и Мэри снова поехала в Европу.
Так началась история признания, история долгой и очень разнообразной творческой карьеры. Разнообразной, к слову, настолько, что сложно поверить: как столь разные работы принадлежат кисти одного художника?
Продолжение следует ❤
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев