ВНУШЕНИЕ .
Хазрат Инайят Хан.
Нам трудно даже представить себе, сколь сильно в своей повседневной жизни зависим мы от внушения, и особенно в том, как складываются наши мнения о других людях. Любые похвала или порицание кого-либо, коснувшиеся наших ушей, в ближайшее же время делаются для нас реальностью; мало найдется в мире людей, способных отвергнуть приходящее к ним от кого-то другого внушение. И это несмотря на то, что сами они к предмету внушения могут быть совершенно безразличны. Как легко мы впадаем в предубеждение против кого-либо, кого в жизни в глаза не видели и знать не знаем, просто оттого, что вам о нем что-то сказали! И что самое интересное, к похвале мы можем относиться с сомнением, а вот порицанию — доверяем. Причина данного явления состоит в том, что наш жизненный опыт делает из нас пессимистов. Вся порочность, все зло, с которыми мы сталкиваемся, производят на нас столь глубокое впечатление, что со временем мы невольно начинаем чувствовать, что все, что ни существует — порочно и несет в себе зло. Когда мы слышим о ком-то нечто хорошее, мы прежде всего в этом сомневаемся; мы думаем, что, возможно, тот, кто рассказывает нам об этом, заблуждается, что, очевидно, он не осведомлен о действительном положении дел, или что нам надо подождать, пока мы не узнаем больше об этом человеке, который столь подозрительно хорош... Когда же дело касается порицания кого-либо, нам и в голову не приходит подождать, пока мы встретимся с человеком лично, узнаем его и увидим, в чем же его вина; мы верим мгновенно.
Размышляя над психологией толпы, мы видим, сколь часто великие люди, поистине трудившиеся на благо своих товарищей на любом поприще, хоть раз услышав нечто недоброжелательное в свой адрес, впадали в недоброжелательство. Сегодня, когда наша жизнь чрезвычайно насыщена механичностью, и все мы столь зависим от того, что день ото дня говорят газеты, мы изменяем свои мнения о людях коллективно, не зная причины ни отчего их превозносят, ни почему их порицают.
Когда до людей начинает доходить, что значит внушение, большинство реагирует на это отрицательно, что неверно. Так, к примеру, они начинают думать, что сказать кому-то: «Со мной все в порядке», уже является внушением, и удивляются, узнав, что это не так. Но они не знают, что внушения, приходящие к нам непроизвольно и в любых формах, воздействуют на нас с утра и до вечера. И не столь важно, принимаете ли вы внушения или отвергаете их, сколь важно понимать, что для нас полезно, а что вредно. Так внушения, достаточно, чтобы люди поверили в то, что в доме завелась нечистая сила, этого само по себе уже довольно, чтобы они почувствовали испуг или недомогание.
Внушения о том, что нам могут встретиться трудности, и будут производить трудности. Внушения, проистекающие от людей, говорящих: «Этот человек вас любит», «этот человек вас не любит», — все они столь сильно воздействуют, что человек очень часто приобретает убеждение о чем-либо, еще раньше, чем начнет пытаться узнать правду об этом. Среди сотен людей вряд ли найдется хоть один, кто захотел бы узнать правду прежде, чем воспринять внушение; чаще всего он даже не беспокоится на этот счет. Легче всего поверить в то, что нам скажут, сразу, и тут же сформировать суждение: тогда нам ни о чем не надо беспокоиться. Вот почему мы с готовностью принимаем внушения, и, таким образом, вся наша жизнь состоит из внушений. Но это ведь тяжело для того, о ком мы формируем отрицательное мнение на основании всего лишь чего-то услышанного. Кем бы он ни был — нашим родственником, другом, слугой или начальником — в любом случае, это несправедливость... Но и это еще не все. Когда человек слышит о ком-либо нечто негативное и формирует свое мнение об этом, мнение его действует против того человека, заставляя его быть таким, каким его считают.
Вот так многие не развивают в себе чувство справедливости, способность понимать верно, из-за того, что зависят от мнения других. И когда такой человек оказывается в положении, где ему приходится иметь дело с большим количеством людей, и его суждение обладает для них весом, и от него зависят изменения в их жизни, много людей испытывают страдание. Это часто случается с занимающими высокое положение, когда у них нет ни времени, ни склонности побеспокоить себя вникнуть в обстоятельства тех, кто от них зависит. Бывает, самые преданные и верные друзья порывают друг с другом из-за слабости воспринимать чужие внушения. Такое случается и среди родственников, вызывая разрыв без причин.
Лучший способ противодействовать внушению — попытаться докопаться до фактов. Но очень часто человек действует так: пытается обнаружить их в свете все того же внушения о них. Это как в истории об Отелло, который, начав подозревать Дездемону, интерпретировал все факты в таком свете, как это было внушено ему.
В соответствии с метафизикой, одним из способов устранения из ума эффекта внушения является концентрация. Две вещи достигаются при помощи концентрации: первая —- утверждение мысли в чьем-либо уме, вторая — устранение ее. Когда вы практикуете концентрацию, вы способны устранить любую мысль, какую ни пожелаете, и вживить ту мысль, которую вы желаете удержать в своем уме.
Но кроме того, с точки зрения морали, человеку следовало бы держать уши и глаза закрытыми для всего неприятного, дисгармоничного и безобразного, всего, что настраивает одного человека против другого. Нужно не обращать на это внимания. В нашей жизни может быть увидено столько красоты — стоит только отвратить взгляд от всего уродливого, от всего нежелательного, и обратить их на все, что прекрасно и приятно. Ибо если мы желаем чувствовать себя обиженными, оскорбленными и озабоченными, всегда найдется не одна — тысячи причин для беспокойства, и единственный способ вырваться из них — не замечать их.
Некоторые люди, как представляется, имеют склонность всегда придерживаться противоположного тому, что им внушается. Это другой род слабости, показывающий, что они не только не доверяют другому человеку, но также не доверяют и себе. Естественное и нормальное состояние ума — овладевать вещами и обстоятельствами: и если от кого-то исходит внушение — осмысливать его. Осмысливая, нам не нужно ему верить, но не нужно ему и противодействовать. Ибо все, что ни на есть, является внушением, хорошо это или плохо. Неправда, что внушения всегда вредны — часто они полезны, и если человек противостоит любым внушениям, он оттолкнет и все полезное по той же причине, что он боится.
В этом мире существует много людей, которые готовы защищать себя еще прежде, чем на них совершено нападение. Никто не имеет намерения напасть на них, а они уже готовы к обороне. Есть и такие, кто, прежде чем кто-либо оскорбил их, уже готовы к нападению, они воображают, что у людей есть такое намерение... Все это неверные наклонности ума, и с ними необходимо бороться с целью хранить ум в чистоте. Чтобы очистить свой жизненный путь, надо хранить в чистоте умонастроения.
Не допускать проникновения вредных внушений в свой ум означает бороться, но если человек не знает, как именно надо бороться, он будет только поддерживать своей борьбой те же самые внушения. К примеру, если борющийся с болезнью, будет говорить себе: «Я не болен, я не болен», — пока эти два слова, «нет» и «болен», соединены, он будет продолжать болеть. Или если человек, страдающий от бедности, говорит: «Я не беден», — несмотря на «не», здесь присутствует «беден»; и оттого его бедность останется при нем. В то время как он борется с чем-либо, оно постоянно занимает его ум, он не хочет этого, и, тем не менее, оно там, в его сознании, и он не может от него освободиться. В отношении внушения надо действовать мудро.
Природа ума такова, что самое глубокое впечатление производит первое внушение, и все последующие внушения способны произвести лишь более слабый эффект. Следовательно, если однажды на человека произвело впечатление нечто неверное, в результате чего он сформировал неверное суждение изменить его чрезвычайно сложно. Кроме того, есть люди, которые «зацикливаются» на своих мнениях: не они имеют мнение — мнение имеет их; и если у них однажды сложилось представление, ничто не может изменить его, потому что оно — мертвое, оно как скала. Скала стоит там, где стоит, она не живое существо, способное двигаться...
Человечество сильно страдает от этой слабости, укоренившейся в нашей расе, и так как в мире недостает психологического знания, то она день ото дня распространяется все шире. Если прежние времена люди страдали оттого, что вынуждены, были зависеть от мнения одного человека, то теперь мы страдаем оттого, что зависим от мнения огромного количества людей, воздействующих на нас постоянно, механически... Сколько личностей появлялось лишь за последние годы, чтобы «просиять» миру, сколько людей завоевали популярность на время, и сколько утратили популярность! А причина в том, что масса действует механически и при этом не знает реального положения дел. Она знает лишь то, что ей говорится. Через газеты ли, через другой ли канал формирования мнения, сказанное становится мнением толпы. И часто она судит неверно, она редко когда бывает права... Для улучшения состояния человечества, людей надо с детства учить понимать, что такое механическая работа ума и в чем разница между ней и работой ума при участии воли.
Может ли человек с помощью внушения одолеть все, что угодно? Может. Но об этом невозможно говорить. Есть много величайших вещей, которые могут быть исполнены, но когда о них хочется сказать, это слишком сложно. Не только другие не поверят, но и сам человек не поверит себе, если начнет говорить об этом. Если же оставить это непроизнесенным — еще более великие вещи могут быть осуществлены, такие, что трудно и представить.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев