Восстановлен монументальный балдахин базилики Сант-Анна-ин-Санта-Флавия в Палермо.
Архитектурный проект сооружения приписывается Антонио Интергульельми, работавшему в конце XVIII – начале XIX вв.
ПАЛЕРМО. Реставрационные работы на деревянном балдахине XVIII века в церкви Сант-Анна-ин-Санта-Флавия в Палермо, проведенные Сицилийским регионом на государственные средства и спроектированные Управлением культурного наследия Палермо, завершены. Артефакту возвращен его первоначальный декоративный вид, сообщило итальянское издание Finestre Sull Arte.
Артефакт, внушительное деревянное сооружение, построенное в конце XVIII века, стал предметом реставрационного вмешательства, разделенного на два лота, финансируемого Региональным департаментом культурного наследия и сицилийской идентичности на общую сумму более 132 000 евро.
Работы выполняла фирма Comes из Катании, которая специализируется на реставрационных работах, на основе проекта, разработанного Управлением культурного наследия Палермо.
Первый этап включал структурную консолидацию навеса, что стало необходимым из-за серьезного ухудшения состояния конструкции. В частности, атака термитов и насекомых-ксилофагов поставила под угрозу устойчивость балдахина, что потребовало тщательной операции по закреплению и статической арматуры.
Помимо сохранения конструкции, была проведена пластическая реинтеграция отсутствующих частей. Оригинальные декоративные элементы, утраченные со временем, были восстановлены в соответствии с критериями стилистической последовательности.
Основной целью вмешательства было восстановление формальной читаемости и эстетической ценности объекта. С этой целью был составлен второй проект, снова по инициативе Суперинтендантства, направленный на завершение декоративной реставрации балдахина. Этот этап включал удаление слоев налета, который со временем покрыл живописные и позолоченные поверхности, скрывая первоначальный вид артефакта.
Благодаря очистке и реинтеграции цвета лака, искусственный мрамор и позолота снова стали видимыми, восстановив балдахин до его первоначальной декоративной ценности.
Монументальный балдахин уникален в местном контексте и представляет собой важный пример художественного мастерства Палермо конца XVIII века.
Его создание является результатом сотрудничества мастера-столяра Доменико Ди Стефано и декоратора Антонио Пеллегрино. Два мастера работали над деревянной конструкцией, которая благодаря использованию лакировки и золочения с удивительной правдоподобностью имитирует более благородные материалы, такие как мрамор и позолоченная бронза.
Архитектурный проект традиционно приписывается Антонио Интергульельми, неоклассическому архитектору, работавшему в Палермо в конце XVIII и начале XIX веков. Интергульельми смешал декоративные мотивы позднего барокко и классицистические влияния со сценографическими орнаментальными решениями, разработав свой оригинальный стиль.
По своей структурной и декоративной артикуляции балдахин в базилике Сант-Анна напоминает, хотя и издалека, внушительный балдахин Джан Лоренцо Бернини, созданный для собора Святого Петра в Ватикане.
В первой четверти XX века более позднее вмешательство глубоко изменило эстетическое восприятие артефакта. Оригинальная лакировка и позолота были фактически покрыты толстым слоем промышленного цементита. Причины этой модификации не совсем ясны: она могла быть принята для того, чтобы скрыть декоративные пробелы или привести литургическую обстановку в соответствие с новой эстетической чувствительностью, отмеченной большей сдержанностью. Фактически, результатом стало уплощение работы, которая потеряла большую часть своей декоративности.
Благодаря недавно завершенной реставрации балдахин теперь возвращается к своей первоначальной конфигурации и возвращает общине Санта-Флавии и посетителям храма культурное достояние, имеющее значительную художественную и историческую ценность.
Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» 23 июня 2025г.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев