Картина неоднократно вызывала споры среди искусствоведов, поскольку существовала точка зрения, что юноша и корзина фруктов были написаны разными художниками, настолько отличалось тщательное и скрупулёзное изображение фруктов от сдержанной и мягкой манеры живописи при создании образа юноши. Позже было решено, что именно такой контраст и был целью Караваджо.
Предметом спора было также, и кто позировал, кого изобразил художник. Существовала даже версия, что юноша является автопортретом, по аналогии, как это было с другим известным шедевром «Больной Вакх», когда Караваджо, не имея возможности заплатить натурщику, срисовал для картины своё зеркальное отражение. Сейчас известно, что художник изобразил своего друга Марио Миннити, с которым сожительствовал на протяжении шести лет.На картине изображён смуглый, черноволосый и черноглазый, немного изнеженный и женоподобный, уличный юноша. Его фигура выделяется на светлом, нейтральном фоне.
Он одет в простую белую рубашку, которая небрежно соскальзывает с плеча. Голова немного откинута назад, буйно вьются кудри, живые и задумчивые глаза устремлены мимо зрителя, всё в его образе говорит о непокорной и самобытной натуре. В сильных руках юноша держит корзину фруктов, украшенных листьями. Красота и сила юности, свежесть тщательно нарисованных фруктов создают впечатление полноты и радости жизни.
К числу особенностей картины принадлежит, прежде всего, реалистичность изображения. Реалистичность трактовки Караваджо традиционных образов и сюжетов — отличительная черта его творчества.
Также к числу основных особенностей этого полотна относится и скрупулёзность изображения. Широко известно мнение современников великого мастера, которые говорили, что Караваджо тратит на изображение вазы с цветами не меньше, а то и больше времени, чем на изображение человека. Эта черта творческой манеры прекрасно видна на удивительной реалистичности и тщательности прорисовки фруктов в корзине. Третья особенность картины — особое освещение, характерное только для картин Караваджо.
Такое освещение называли «подвальным». Свет скорее похож на действующее лицо, чем на просто поток лучей. Так и на этом полотне, свет подчёркивает то, что художник считает основным: лицо юноши, изгиб шеи, плечо и корзину фруктов. Соприкосновение и противостояние светлого и тёмного создает особенный колорит, насыщает изображение страстью, создает напряжение.
«Дама с единорогом», Рафаэль, 1505-1507 годы, 67×56 см
Комментарии 3