🎩«Джанет – маленькая девочка», Джин и ее друг Дэвид.
Мы продолжаем рассказывать о детях и взрослых, повлиявших на изменение отношения к людям с синдромом Дауна и образовательную систему. В конце 1960-х – начале 1970-х годов не только в Великобритании, но и в других странах были запущены процессы, которые привели к увеличению знаний о когнитивных способностях людей с интеллектуальными нарушениями и к изменению образовательной политики государств. Это касается и Соединенных Штатов Америки.
До этого времени здесь интеллектуальные возможности детей с синдромом Дауна ставились под сомнение. По всеобщему убеждению, дети с таким диагнозом могли выполнять лишь несложные подражательные действия, с минимальными интеллектуальными усилиями.
Патриция Олвейн стояла у истоков системы ранней помощи, работая в команде известного педагога, «бабушки ранней помощи» Валентины Дмитриевой (Valentine Dmitriev). В 1972 году, когда Олвейн начала работать с детьми с синдромом Дауна, настоящим открытием и источником вдохновения для американских педагогов была уже упомянутая нами в предыдущих материалах книга «Мир Найджела Ханта».
Думающие и творческие учителя между строк прочитали в ней важную мысль: достижения Найджела не были чем-то исключительным, они состоялись благодаря активной, вдумчивой, заинтересованной позиции его родителей – людей, которые дали мальчику возможность научиться читать и печатать, хотя весь мир был убежден, что это невозможно.
Олвейн упоминает и о работе Л. Роудс, которая в 1969 году представила проект, целью которого было доказать, что навыки чтения можно использовать при обучении детей с синдромом Дауна школьным академическим предметам.
🎩Главным действующим лицом проекта стала Джанет, девочка с синдромом Дауна. О ней был снят фильм под названием «Джанет – маленькая девочка»: именно это предложение она научилась читать первым. Ценность проекта Роудс заключалась в том, что успехи людей с синдромом Дауна были задокументированы, а видеоматериал доказывал, что навыки чтения полезны для дальнейшего развития их речи.
Что касается упоминаний о взрослых людях с синдромом Дауна, освоивших чтение, то в США, как и в Великобритании, они встречались, но зачастую не были замечены широкой общественностью, так как не публиковались ни в профессиональных журналах, ни в книгах. Но бывали и исключения. Патриция Олвейн приводит в качестве примера издание «Мой друг Дэвид», которое появилось на полках книжных магазинов.
🎩Соавторами этой книги были педагог Джин Эдвардс и молодой человек с синдромом Дауна Дэвид Доусон. Они рассказали историю своей дружбы: в детстве Дэвид, сосед и приятель Джин, не мог посещать школу и проводить время так, как его сверстники – заниматься спортом, ходить в кино, обсуждать книги. Юная Джин понимала, что это неправильно. Получив диплом в сфере специального образования и реабилитационного консультирования, девушка поехала в Европу и познакомилась там с концепцией нормализации, которая подразумевала интеграцию людей с нарушениями развития в общество.
Находясь за границей, Джин задумала проект, который в 1972 году, вернувшись в США, воплотила в жизнь: Центр Эдвардса (Edwards Center Inc.) – место, где взрослые люди с интеллектуальными нарушениями могут жить, работать и проводить досуг, то есть вести достаточно независимую и полноценную жизнь. Джин стала почетным профессором Портлендского государственного университета, где преподавала более 30 лет.
В книге «Мой друг Дэвид» она подчеркивает, что воспитанникам Центра Эдвардса во многом повезло, потому что у них были родители и учителя, которые в них верили и научили их читать и писать.
Патриция Олвейн, приводя в своей книге «Обучение чтению детей с синдромом Дауна: руководство для родителей и педагогов» эти и другие факты, рассуждает о том, почему в то время так мало детей с синдромом Дауна умело читать. И, пожалуй, главной причиной считает предубеждения и господство стереотипов.
🎩Среди учителей чтение считалось основой основ, фундаментом академических знаний, который доступен далеко не всем. Если же люди с синдромом Дауна демонстрировали умение читать, многие специалисты были уверены, что они просто научились «называть слова». Кроме того, поскольку большинству людей с синдромом Дауна сложно отвечать на детальные вопросы по тексту, был сделан ложный вывод о том, что они не понимают прочитанного.
Олвейн рассказывает историю девушки с синдромом Дауна, которая смогла прочитать медицинский справочник. Дело было так: родители привели дочь к врачу и в беседе упомянули, что она умеет читать. Врач вручил ей медицинский справочник и попросил прочесть отрывок. Она отлично с этим справилась. Но потом врач задал несколько вопросов по содержанию отрывка, и девушка не смогла на них ответить. Позже этот доктор написал статью, в которой утверждал, что чтение – совершенно бесполезный навык для людей с синдромом Дауна, потому что они не понимают смысла прочитанного. Олвейн с горькой иронией отмечает, что если бы ей предложили прочитать такой справочник, то она бы тоже мало что поняла.
🎩 Интересен рассказ учительницы, которая, начиная свой путь в коррекционной школе, включила двух учеников с синдромом Дауна в группу чтения. Эти мальчики жили на ферме, поэтому она решила научить их читать названия домашних животных. У них получилось, и успехи мальчиков невероятно вдохновили не только ее, но и родителей этих учеников: в итоге отношение к детям в семье изменилось, их стали больше уважать, доверять им какие-то поручения. Но позже на собрании в школе ей сделали выговор и высмеяли, объяснив, что люди с синдромом Дауна не умеют читать и что ее труды совершенно напрасны. Увы, эта учительница «образумилась» и потому заканчивает свой рассказ словами: «Я была в то время такой молоденькой и некомпетентной, что даже не знала, что они необучаемы чтению».
🎩Но, несмотря на все подобные случаи, лед в сфере специального образования для детей с синдромом Дауна тронулся. В 1975 году в США был принят закон, который гарантировал право каждого ребенка с нарушениями развития, в том числе с синдромом Дауна, на бесплатное образование, соответствующее его способностям и потребностям. В числе прочего этим законом укреплялись идеи сторонников распространения ранней помощи. Пионером в области ранней помощи и обучения дошкольников с особенностями развития в США стала Валентина Дмитриева. 👉О ней мы расскажем в следующее воскресение
В 1990 году в США был принят Акт об образовании лиц с ограниченными возможностями, который в частности давал право на получение не только общего образования, но и дополнительных услуг (логопедические занятия, помощь психолога, аудиологическое обследование и др.).
Постепенно школы стали менять сегрегирующую модель обучения на инклюзивную, которая предполагала междисциплинарное взаимодействие специалистов, сотрудничество специалистов с семьей и совместное обучение детей с особенностями развития и их нормотипичных сверстников, а также помощь учителю в разработке вариативных программ и приспособлении учебного плана для школьников с особыми потребностями.
С чего все начиналось можно прочесть здесь
👉 https://ok.ru/downsideup/topic/155532786358353 👉 https://ok.ru/downsideup/topic/155532905109585 📚Источник: Журнал "Синдром Дауна xxi век 2-27-2021

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев